Семейные традиции и обычаи Руси представляют собой гремучую смесь языческого наследия и христианских канонов. Они не только отражают отношение наших предков к окружающему миру и особенности их быта. В них утвердилась парадоксальная двойственность морали, которая сейчас может показаться, мягко говоря, лукавством. Некоторые дремучие традиции Руси порой вызывают недоумение и даже стыд. Так, известно, что магические обряды всегда порицались церковью. Но даже самые набожные девушки на Руси не могли устоять перед искушением погадать на суженого. Нередко сам процесс представлял собой довольно непристойное зрелище.
На святки, к примеру, девушка открывала в бане дверь и в ожидании шлепка от «банника» выставляла на мороз оголённую пятую точку. Если лапа у него оказывалась мохнатой, значит, девушке достанется богатый жених. А вот касание обычной руки сулило ей бедного суженого. Если же домовой не трогал девушку, значит, сидеть ей ещё год в девках. Это ещё довольно безобидная традиция, которая пусть и опосредованно, но связана с семьёй. Есть множество других, куда более странных и даже жутких семейных традиций. О них и расскажем в этой статье.
Снохачество
Снохачество осуждалось как грех, но при этом существовало не одно столетие. Изжило оно себя, лишь когда большая патриархальная семья, состоящая из нескольких старших поколений, распалась и на её смену пришла малая нуклеарная семья. В основе снохачества лежала абсолютная власть «большака», «отца семейства», который вынуждал невестку к сожительству. Особенно массовым это явление стало во времена, когда молодые мужчины уходили в рекруты или на заработки. За невесткой нужен был пригляд, вот свёкор и пособлял как мог. Угрозами, шантажом и побоями он вынуждал девушку вступить с ним в связь. Кстати, при этом он вполне мог считаться благонравным и богобоязненным человеком.
Нередко свёкор, положив глаз на юную невестку, нарочно отправлял сына на промысел, чтобы покуражиться всласть. Противостоять ему было тяжело: жизнь в доме превращалась для девушки в сущий ад. Свёкор нагружал её самой тяжёлой работой, за любую провинность бил и сажал в подпол. А когда сын возвращался, он оговаривал невестку, дескать, та крутит хвостом перед чужими мужиками. Если девушка уступала свёкру и их связь открывалась, то вина падала не на преследователя, а на жертву. Сын жестоко избивал и даже калечил жену за измену.
Всё по заветам «Домостроя»
Чтобы понять место женщины в традиционной древнерусской семье, стоит обратиться к идеям Блаженного Августина. Этот святой довольно однозначно трактовал библейскую легенду об изгнании из Рая Адама и Евы. Он считал, что прародители всего человечества совершили первородный грех и обрекли потомков на разврат по вине Евы. Ведь это именно она поддалась искушению и подтолкнула Адама ослушаться Господа. Из этого святой Августин делает вывод, что «женщина – тварь хилая и ненадёжная». Святой Амвросий как бы вторит ему, заявляя: «Справедливо, чтобы женщина имела господином того, кто был ею склонён ко греху».
Воззрения этих мудрых мужей прочно укоренились в патриархальной морали. Она предписывала мужчине не просто подчинять женщину своей воле, но и держать её в строгости. Всё, естественно, для того, чтобы избавить её от лукавого и спасти её порочную душу. Согласно «Домострою», супруг обязан был поучать жену:
«…наедине вразумлять её страхом, а, наказав простить и приласкать, и любовью наставить и рассуждением, но при этом мужу на жену не гневаться, а жене на мужа — жить им всегда в любви и в согласии».
Жену следовало наказывать за ослушание, грубость, бранные слова, за внимание к чужим мужчинам, за лень и беспорядок. «Домострой» учил «плёткою вежливенько побить за руки держа». Подвергать каре жену нужно было соблюдая меру, без злобы. Запрещалось бить её по глазам, ушам, по груди кулаком или пинком, деревянный или железный посох использовать также запрещалось. Ведь всё это могло покалечить женщину.
Лёгкой, «бережной» трёпки, считал «Домострой», будет вполне достаточно, чтобы вразумить легкомысленную женщину. Сохранившиеся судебные документы прошлого доказывают, что очень многие мужчины с большой охотой пользовались своей привилегией и меры в ней не соблюдали. Нередко несчастным родителям приходилось хоронить дочерей или забирать их домой калеками.
Метки нечистой силы
Древнерусский стандарт красоты прост: девушка должна быть здорова и пригодна для родов. Поэтому особенно ценились чуть полноватые обладательницы широких бёдер, румяных щёк и чистой кожи. Различные метки на теле, такие как родимые пятна, могли смутить будущую свекровь на смотринах и вынудить её отказаться от невесты. Ведь родинки считались отметинами Дьявола. Если они были у девушки, значит, она водила дружбу с нечистой силой или была ведьмой в ангельском обличии.
Но и «ведьмы» выходили замуж, они не сидели поголовно в девках. Жених готов был закрыть глаза на неприятный дефект невесты, если её родители соглашались раскошелиться и увеличивали приданое. Хромоногие и косоглазые невесты по такому же принципу обретали своего суженого.
А вот детям с физическими изъянами везло меньше. Нездоровые, хилые младенцы становились обузой для семьи, на них не хотели растрачивать ресурс. Но хуже всего было, если ребёнок рождался с заметными физическими недостатками: альбинизмом, родимыми или пигментными пятнами. Всё это считалось метками нечистой силы, которые сулили семье несчастья. Чтобы уберечь семью, горе-родители шли на крайние меры. Никто из округи не удивлялся пропаже такого ребёнка или несчастному случаю.
Скажи телесной близости… да?
К зову плоти наши языческие предки относились не просто терпимо, а даже более чем одобрительно. Культ женского целомудрия – это продукт христианской морали. Славяне-язычники не видели ничего зазорного в том, чтобы предаваться страсти после какого-нибудь важного календарного праздника. Матери-одиночки не считались опозоренными, напротив, они были выгодными невестами, ведь уже доказали свою плодовитость. Отголоски этих свободных нравов нашли своё отражение в традиции «целовальника», который устраивался на Масленицу. В этот день любой односельчанин мог войти в дом и как следует поцеловать невесту.
С приходом христианства на Руси телесные радости попали под запрет. Священники старались контролировать половую жизнь своей паствы. Они регламентировали не только время (когда можно, когда нельзя), но и сам процесс (положения тел, ласки). Так, к примеру, воздерживаться полагалось по пятницам, субботам, воскресениям и христианским праздникам. Во время постов также надлежало смирять похотливые желания. Ложась в постель в урочный час, супруги обязательно завешивали иконы и снимали нательные кресты. А перед походом в церковь шли в баню, чтобы смыть с себя грех.
Какими бы ни были строгими правила, наши предки с великой охотой их нарушали. Церковь любое прелюбодеяние считала грехом, но в народной морали царствовали свои представления о том, что такое хорошо, а что такое плохо. Адюльтер с незамужней девушкой, например, не считался страшным «блудом», мужчин за него не карали. А вот за интрижку с замужней женщиной сельского ловеласа осуждали. Женщине же снова не повезло, ей общество не оставило ни одной лазейки – любая связь на стороне покрывала её позором и сурово каралась.
Ещё больше интересных материалов – в нашем Telegram-канале!