Психотерапия — это использование психологических методов, особенно основанных на регулярном личном взаимодействии, чтобы помочь человеку изменить поведение , увеличить счастье и преодолеть проблемы. Психотерапия направлена на улучшение самочувствия и психического здоровья человека, на разрешение или смягчение проблемного поведения, убеждений, навязчивых идей, мыслей или эмоций, а также на улучшение отношений и социальных навыков.
Психотерапия связана со следующими науками:
Связь с медициной является практической и теоретической. Обеспечивается распространённостью биопсихосоциального подхода к здоровью человека, который делает очевидным наличие психотерапевтических задач практически во всех клинических дисциплинах.
Отдельно можно выделить связь с психиатрией, которая особо ярко проявляется при работе с пограничными расстройствами, когда усилия психиатров и психологов в равной степени сливаются для лечения человека.
Связь с социальными науками (социология, социальная работа, социальная психология) обусловлена необходимостью включить пациента в социальную жизнь (в частности, в процессе реабилитации после болезни), а также использованием в групповой терапевтической работе закономерностей и феноменов, связанных с влиянием социума.
Связь с психологией и медицинской психологией является базовой — на уровне методологии. Психотерапевтические концепции являются, как правило, и психологическими в том числе.
Основные задачи и функции психотерапии:
Задачи психотерапии:
Основной своей задачей психотерапии ставит купирование психологической симптоматики, посредством чего предполагается достижение внутренней и внешней гармонизации личности.
- Формирование психологической, психотерапевтической компетентности у будущих специалистов в сфере актуальных проблем психотерапии.
- Развитие умений и навыков по оказанию психотерапевтической помощи населению с применением разных разных психотерапевтических техник и методов, с опорой на концептуальные и процессуальные положения
- .Формирование психологической культуры, поскольку психотерапия является частью современной культуры и в настоящее время развивается на всех континентах, в большинстве стран мира.
- Объяснение болезни, недостаточного или искаженного развития, неполной самореализации, отсутствия гармонии с собой или с миром в психологических понятиях.
- Лечение и предупреждение расстройства здоровья, недоразвития или неполной самореализации, достижения гармонии с собой и миром при помощи психологических духовных воздействий.
Функции психотерапии:
- Терапевтическое слушание просто как возможность для клиента выразить то, что с ним происходит, вслух и, как минимум, осознать, увидеть и проговорить другому то, что его заставляет страдать. Выдохнуть чувства, отразиться об другого, найти в его глазах сочувствие и понимание.
- Стабилизация. Опора на существующее здесь-и-сейчас, основанное на телесном присутствии в настоящем, которое единственное способно дать устойчивость в ситуациях, когда мир сходит с ума целиком. Любые техники психотерапии, которые способствуют этому заземлению, укоренению и концентрации на том, что можно пощупать руками, являются работающими.
- Решение прагматических вопросов, с которыми клиент сталкивается в ситуации текущих событий своей жизни: поиск инструментов и способов решения.
Каких учёных можно назвать основателями психотерапии?
Знаменитый вклад в психотерапии внесли такие врачи, как:
Иоганн Христиан Рейль — немецкий медик, физиолог, философ и педагог, придумавший термин «психиатрия» и «госпиталь для психической терапии»
Дэниэл Хак Тьюк описал механизм, с помощью которого «воображение» можно было использовать в качестве посредника между разумом и телом.
Карл Густав Карус трактовал душу как чисто идеальный и неумирающий жизненный центр, являющийся условием всякого бытия и всякого развития.
Жан-Мартен Шарко был убежден в том, что природа гипноза — сугубо органическая, ещё один важный вклад великого ученого в науку — так называемый «душ Шарко».
Бернгейм первый использовал в клинических условиях терапию сном. В 1884 г. Опубликовал книгу «О внушении под гипнозом и в состоянии бодрствования».
Поль Шарль Дюбуа может считаться первым психотерапевтом в современной традиции, поскольку верил в действенность «менторского убеждения» при работе с психически больными — простой беседы с пациентами, позволяющей успокоить их.
Индивидуальная психотерапия является такой организационной формой психотерапии, в которой в качестве основного инструмента лечебного воздействия выступает психотерапевт, а психотерапевтический процесс протекает в диаде врач — пациент
Функции индивидуальной психотерапии:
- Устранение патологической симптоматики.
- Воздействие на психологическом уровне.
- Воздействие на психофизиологическом уровне.
- Воздействие на нейровегетативно-соматическом уровне
Выделяются 4 этапа психотерапии:
- Контакт. Знакомство, выяснение проблем, установление первичного контакта.
- Контракт. Выработка терапевтом и клиентом взаимоприемлемых целей и задач психотерапии, определение структуры, обеспечение конфиденциальности и определение границ ответственности, в частной практике - определение размеров и способа оплаты.
- Собственно психотерапия.
- Завершение и окончание. Определяется достижением поставленных целей и представляет собой осознанный и планомерный процесс фиксации результатов, подведения итогов и изменения границ ответственности клиента и терапевта. В ряде случаев целесообразен этап поддерживающей терапии с урежающимися сессиями и смещением акцентов с психотерапии на психологическое консультирование.
Групповая психотерапия — это метод в психотерапии, заключающийся в использовании в лечебных целях всей совокупности взаимодействия и взаимоотношений, возникающих между участниками в группе, включая психотерапевта.
Групповая психотерапия является специфическим методом, отличающимся от индивидуальной терапии тем, что при использовании её основным инструментом воздействия выступает группа участников.
Функции групповой психотерапии:
- Выявить проблему каждого участника, помочь понять и изменить свое состояние;
- Изменить привычные, но ошибочные, малоэффективные или деструктивные схемы мышления и поведения;
- Устранить негативные симптомы;
- Улучшить коммуникативные навыки;
- Улучшить общий психоэмоциональный фон;
- Облегчить адаптацию в социуме;
- Раскрыть личностный потенциал каждого участника группы и найти пути самореализации;
- Повысить работоспособность и способствовать карьерному росту;
- Выработать позитивную жизненную позицию;
- Принять ответственность за каждый свой выбор и возможные риски.
Правила организации групповой психотерапии:
- Правило конфиденциальности заключается в следующем: вы не должны говорить за пределами группы о том, что слышали на групповой терапии от её участников. Вся информация личного характера, приносимая участниками группы должна обсуждаться только в рамках группы.
- Правило абстиненции – запрет на общение участников группы пределами её границ. Любые отношения личного или какого-либо делового характера между теми или иными участниками группы должны максимально исключаться и не поддерживаться. Желательно по возможности не пересекаться с участниками группы вне помещения, где проходит групп-анализ , если же всё-таки такое произошло, то чрезвычайно важно не затрагивать в этом общении события, происходящие на группе. Точно такое же ограничение распространяется на общение между ведущим группы и участниками (за исключением отдельных критических ситуаций).
- Правило запрета на отреагирование действием – всё должно обсуждаться исключительно на словах. Если вам хочется что-то сделать, то это желание проговаривается, но не реализуется. Также желательно отключать мобильные телефоны, не выходить из кабинета в течении встречи, не принимать пищу и т.д.
Также немаловажно по возможности придерживаться и других правил работы в группе:
- Правило эмоциональной открытости. Если участник чувствует или думает что-то «здесь и сейчас», то желательно по возможности озвучивать группе свои переживания. Выразить, сделать достоянием группового опыта.
- Правило «здесь и сейчас». Главное то, что вы испытываете прямо сейчас в группе. Для работы групповой терапии важны актуальные переживания, так как они могут являться ключом к изменению – как вашего, так и других участников.
- Правило «СТОП». Всегда можно не говорить о том, о чем больно говорить. Если по каким-то причинам чьи-то слова вас сильно эмоционально задевают, то вы можете сказать «стоп». В таком случае может быть продолжено обсуждение – «почему вам не хочется говорить об этом» - без обсуждения этой болезненной для вас темы самой по себе. Такое переживание тоже может становится частью группового опыта, пониманием взаимодействия в группе.
- Правило «Я - высказывания». Все сказанное должно быть от своего имени. Только говоря от себя можно говорить правдиво о собственных мыслях, чувствах.
- Правило «круга». Групп-аналитическая группа, как и любая групповая терапия - организуется в виде круга, где каждый участник может видеть другого, что создаёт равное положение относительно других.
- Правило участия. Все участники психотерапевтической группы равны в своих правах, нет «главных», «наблюдателей», «оценщиков» и т.д.
- Правило «отсутствия прямых советов». Желательно по возможности не давать прямые советы. Совет – это ваш личный способ действия, он может не подходить для другого человека. Совет может восприниматься по разному, в том числе может быть воспринят как ограничение свободы личности и вызывать неосознаваемую агрессию по отношению к советчику.
- Правило личного вклада. Больше проявляйте личную активность. Это важно в первую очередь для вас, ведь недаром групп-аналитическую группу называют группа личностного роста. Ведь чем больше вашего участия – тем больше вы получаете обратной связи – и тем больше опыта и пользы от групповой теоапии для вас. Как результат – больше возможностей для вашего личностного роста. В итоге такое активное личностное взаимодействие даёт больше опыта для групповой терапии - и для всей группы.
- Правило постоянства. Встречи по возможности не стоит пропускать. Ведь групповая терапия придаёт значение вкладу каждого участника в работу группы.
- Правило запрета на оценочные высказывания. Оценка поступков других членов группы очень легко может восприниматься как ограничение их личностной свободы. Это часто порождает тревогу других, может в результате привести к закрытости отдельных участников группы, к стремлению поступать исходя из принципа «социальной желательности поведения».
- Правило искренности. В группе личностного роста важно говорить только о реальных чувствах, а не о тех, которые бы бы чем-то выгодны - например могли бы обидеть, успокоить, оправдать других участников психотерапевтической группы. Давая другому участнику в чём-то не совсем искреннюю, искаженную обратную связь – можно слишком легко создать какое-то ошибочное мнение о себе; да и складывающееся в таких условиях ваше мнение о других участниках групповой терапии также может быть ошибочным.
- Правило личной ответственности. Весьма важно понимать, что все то, что происходит с человеком в групповой терапии – является в первую очередь следствием его собственной активности и находится под его собственной ответственностью. Говорить можно и нужно всё, но также необходимо учиться брать на себя ответственность за свои слова. Все что делает участник группы личностного роста в групповой терапии – это его собственный и добровольный выбор, за который он несёт сам ответственность как перед самим собой, так и перед терапевтической группой.
- Правило инициативы участников. Терапевтическая группа позволяет обсуждать любую тему из запроса присутствующих участников группы, причем первой будет наиболее актуальная для большинства участников группы. В первую очередь в групповой терапии разбираются жизненно важные и наиболее остры едля участников группы вопросы.
#2024 #психология #психотерапия #урок #класс #аудитория #кратко #правила #задачи #функции #учёные #правила #наука