Найти тему
Мой город. Онлайн

Дмитрий Капустин: «У нас очень яркая актерская палитра и мы можем делать абсолютно все»

Оглавление
Директор Русского драмтеатра рассказал, как сделать дотационный театр рентабельным
Директор Русского драмтеатра рассказал, как сделать дотационный театр рентабельным

Четыре года назад Русский драмтеатр зарабатывал пять миллионов рублей в год. При этом денег на зарплату уходило в шесть раз больше. Сейчас доходы театра выросли в несколько раз, хотя расходы на зарплату все равно их превышают. Директор театра Дмитрий Капустин говорит, что этому не стоит удивляться – любой муниципальный или государственный театр дотационный работает в убыток. Но, если удается заработать хотя бы половину той суммы, что государство выделяет театру, это можно считать успехом. Дмитрий Капустин рассказал, как удалось этого достичь.

Про маркетинг, кота и педагогику

Дмитрий Капустин:

– После столетнего юбилея, который Русский драматический театр отмечал в прошлом году, наша зрительская аудитория выросла в полтора раза. Для сравнения: в 2021 году театр посетили 66 тысяч зрителей, в 2022-м – уже 101 тысяча.

И таких результатов мы достигли благодаря комплексу мер. Во-первых, это скрупулезный подход к формированию репертуарной политики. Мы внимательно анализируем то, что сегодня включено в школьную программу, чтобы максимально расширить предложение по «Пушкинской карте». Но в то же время не забываем о зрелом зрителе и даем ему весь спектр жанров и форм спектаклей – от классической до современной драматургии.

Второе – это грамотный маркетинг. За наш сайт и социальные сети мы признаны лучшими среди учреждений культуры в Чувашии в 2023 году. Также мы занимаем первое место в регионе по итогам реализации программы «Пушкинская карта». В прошлом году нами был проведен ребрендинг. У нас появилось несколько символов, которые на первый взгляд трудно ассоциируются с театром. Например, кот Угрюмый. Честно говоря, сначала я был настроен скептически. Почему кот? Почему угрюмый? Почему он должен стать символом театра?

А история такова. В театре уже больше десяти лет живет кот – всеобщий любимец. Однажды его сфотографировали, выложили с ним пост в соцсетях, и он собрал миллионы просмотров. Мы решили отрисовать и анимировать кота, и теперь он у нас еще и танцует. И не только.

Есть кот плюшевый. Он нарисован на всех афишах, на «Пушкинской карте», на памятках-комиксах, где мы пишем, как вести себя в театре. То есть через несерьезную мордочку с усами мы доносим до аудитории достаточно серьезную информацию.

-2
Театр и педагогика находятся рядом. В дипломах артистов так и написано: актер-педагог. Театр – это социокультурный институт, который призван не только развлекать, но и просвещать. А через маркетинговые персонажи и инструменты это получается очень здорово.

Про достижения

Дмитрий Капустин:

– Одно из главных достижений года – то, что наш спектакль «Братья Карамазовы» в постановке питерского режиссера Олега Куликова вошел в лонг-лист премии «Золотая маска». Эта премия – мечта любого театра. И неважно, в какой номинации. Если говорить о самом спектакле, то, что режиссер смог уложить четырехтомный роман Достоевского в инсценировку, а потом перевести в действие, которое длится 2 часа 15 минут, я считаю, из разряда фантастики.

В постановке, бесспорно, есть авторское прочтение романа. Но все, кто читал раньше «Братьев Карамазовых», и те, кто не читал, но им нужно сдавать ЕГЭ, в один голос говорят, что теперь понимают замысел писателя. Олегу Куликову удалось сделать выжимку философии Достоевского, оставив фабулу романа. И при этом так расставить акценты на героях, что стало понятно, кто кем является и кто чего стоит.

Знаете, с чем у меня ассоциируются «Братья Карамазовы»? Со жвачкой в волосах, которую при всем желании не вытащишь. Посмотрев этот спектакль, вы уже не сможете выбросить его из головы. Вам нужно будет просто взять и отрезать клок волос.

Сейчас мы возлагаем большие надежды на то, что критики по достоинству оценят работу Андрея Аверина. Это наш актер, который выступил в роли режиссера и поставил спектакль «История одной встречи» по произведениям Василия Шукшина. Это молодой артист, которому всего 30 лет. Помимо своего актерского дарования, обладания уникальной органикой и способностью моментального вхождения в тот или иной образ, у него еще и режиссерские мозги. А это, поверьте, большая редкость для актера.

-3
Актера в годы его обучения постоянно «бьют палкой» по рукам и по голове со словами: «Режиссер – главный, а ты – пластилин. Ты должен делать то и то». Происходит профессиональная деформация.

Про труппу и зарплаты актеров

Дмитрий Капустин:

– Сегодня мы не испытываем недостатка в актерах. Чтобы не быть голословным, вот лежит пачка актерских и режиссерских резюме, которые нам прислали в течение двух последних лет. Их 64. Здесь актеры, окончившие ГИТИС и Щукинское училище. А все потому, что в региональных театрах сейчас зарплата выше, чем в столичных. Политика большого столичного театра – «тебя взяли, уже будь благодарен. Денег на поесть мы тебе дадим, остальное заработаешь сам». Большие города – большие возможности.

Сегодня у региональных театров хорошее финансирование, благодаря чему мы имеем возможность обновляться, расширять горизонты своего творчества, приглашать известных режиссеров и платить нормальные деньги актерам.

Что касается творчества, то все известные столичные режиссеры, ставившие спектакли на нашей сцене, такие как Дмитрий Астрахан, Олег Куликов, Светлана Свирко, говорят, что нам очень повезло с труппой. В прошлом году к нам пришли пять молодых артистов. Теперь у нас очень яркая актерская палитра и мы можем делать абсолютно все: в разных жанрах и для любой аудитории.

Про неудачные постановки

Дмитрий Капустин:

– Творчество – дело такое, что просчитать успех может лишь Господь Бог. Бывает, что в зрителя не «попали» либо слишком замудрил режиссер, либо было слишком вольное обращение с материалом, который является классическим и больше никаким.

Последний пример – спектакль «Маленькие трагедии Александра Сергеевича Пушкина», который в 2021 году ставил молодой режиссер, недавно окончивший ГИТИС, Иван Судаков. На мой взгляд, спектакль получился, он понравился актерам. Но он был фестивальным и не рассчитанным на массового зрителя.

Знали бы вы, какой на нас обрушился шквал критики от возмущенных учителей литературы: «Пушкин — наше все! Что вы делаете?» Да, спектакль себя не окупил, но он вызвал резонанс в обществе. А мы показали, что можем делать и такие постановки.

Про мечты и планы

Дмитрий Капустин:

-4

– Мечты – нет, главное, чтобы находились головы и руки, которые могут воплотить наши задумки. Например, мы хотим сделать спектакль «Вокруг света за 80 дней» по роману Жюля Верна и даже заочно познакомились с правнуком писателя. Он, кстати, обещал приехать на премьеру, если таковая случится.

Мы рассчитывали получить финансовую поддержку, потому что постановка сложная – там постоянно меняется место действия. Нужно либо очень хорошо работать с 3D-графикой, что очень дорого, либо со сценографией, что тоже недешево. А если позвать делать спектакль столичного режиссера, постановка вообще выйдет запредельно дорогой.

Мы написали заявки на один грант, на второй грант – их не поддержали. В итоге утерли скупую слезу и отложили идею в сторону. Но интерес к постановке никуда не делся. И в итоге нашлось решение. Мы объявили конкурс на лучшую инсценировку романа Жюля Верна среди выпускников театральных вузов, у которых пока нет имени. Условия достаточно простые. Если нам понравится инсценировка, мы расскажем о начинающем режиссере, пригласим его в театр делать спектакль, заплатим за это, и в случае успеха о нем узнает театральное сообщество.

На этот проект мы возлагаем большие надежды. Более того, проанализировали свое финансовое положение и поняли, что сможем поставить спектакль и своими силами. А если случится грант, будет вообще хорошо.