Найти тему
Александр Сушков

Петровск Саратовский. Николаевский мужской монастырь (дополнение к истории монастыря -3).

Оглавление

Петровск Саратовский. Николаевский мужской монастырь (дополнение к истории монастыря -3).

Петровский заштатный монастырь… просто наваждение какое-то. Вот и ещё одно упоминание о нём опять заставляет меня вернуться к этой теме.

Церкви в мужских монастырях Саратовской Епархии.

В Петровском Николаевском мужском заштатном монастыре, начало существования которого относится ко второй половине 17 столетия, первоначальная церковь была деревянная, во имя святителя Николая Чудотворца, образ которого и ныне свято чтится в обители. Г.Варыпаев выстроил вместо деревянной каменную церковь, во имя Божьей Матери Тихвинской, с двумя приделами: во имя святителя Николая и святителя Тихона Задонского. Он же устроил каменную колокольню в три этажа, поместив в среднем из них церковь во имя Казанской иконы Божьей Матери.

В 1904 году в монастыре выстроен новый каменный храм во имя святителя Николая и преподобного Сергея Радонежского.

Справочник книга Саратовской Епархіи - 1912

djvu.online›file/OCA2fwPCHH7fc

Петровск. Монастырка. Фото А.Д.Кузнецова.
Петровск. Монастырка. Фото А.Д.Кузнецова.

Казалось бы, практически ничего нового, и найденный мной материал в «Справочной книге Саратовской Епархии» за 1912 год только ещё раз напоминает о том, что ТАКОЙ монастырь «имел место существовать» в городе Петровске Саратовской губернии (по крайней мере, в 1912 году).

Вряд ли я смогу сегодня добавить что-то новое о самом монастыре, а вот о людях, с чьими именами связана постройка монастыря и, скажем так, его существование попытаюсь добавить несколько слов. И первым, о ком бы мне хотелось сегодня рассказать – это…

«Схимонах Симеон из рода Вырыпаевых, который собственным иждивением построил в сем монастыре каменную церковь во имя Тихвинской Божией Матери с приделами святителя Николая и Александра Свирского».

По крайней мере, так гласила надпись на месте его захоронения в 1909 году.

Герб рода дворян Варыпаевых. Фото из интернета. Рисунок герба выполнен автором сайта по описанию.
Герб рода дворян Варыпаевых. Фото из интернета. Рисунок герба выполнен автором сайта по описанию.

Имена помещиков Варыпаевых в наших краях сохранились в современных названиях сел Аткарского района Саратовской области, Лопатинского и Пензенского районов Пензенской области. А вот с именем Семена Афанасьевича Варыпаева (в первую очередь) связано современное село Луначарское Лопатинского района Пензенской области, бывшее Троицко-Варыпаево, Петровского уезда Саратовской губернии.

Вот что достоверно известно из истории и документальных материалов по этому поводу:

В июле 1704 г. Терентий Федорович Варыпаев в прошении писал: “вотчинка у меня в Саранском уезде за валом на р. Узе, деревня Троицкое (Троицко-Варыпаево, Варыпаево Петровского у. Саратовской губ. — Основано на землях, отказанных в 1689 году Саранской приказной избой стольнику Якову Мироновичу и Г.М. Варыпаевым

Эта история мной уже упоминалась https://dzen.ru/a/YZdNG5ayKFWwcHve?share_to=link, поэтому, если коротко, то

… в 1719 году Терентий Варыпаев подает прошение на постройку рядом «с холодной церквью во имя Живоначальныя Троицы, теплого храма во имя Казанской иконы Божией Матери с приделами Симеона Богоприимца и Алексия, митрополита Московского». В том же году указ и антиминсы были ему даны.

25 апреля 1727 г. был запечатан уак, по которому велено было в вотчине Семена Афанасьевича Варыпаева, в селе Троицком, Варыпаево тож, “вместо церкви Казанския Пресвятыя Богородицы, перевести на другое место для отмытия берега, где та церковь стояла, и построить настоящую церковь Рождества Пресвятой Богородицы да в приделе Алексия Митрополита да Симеона Богоприимца, где его, Варыпаева, крестьяне поселены дворами”. Церковь же Живоначальной Троицы с приделом Александра Свирского велено было перевести в Петровский Николаевский мужской монастырь. Пенза Православная

Церковь Никольского мужского монастыря. Фото из интернета.
Церковь Никольского мужского монастыря. Фото из интернета.

Может быть, и существуют определенные трудности в восприятии отдельных формулировок старинных документов, но, как известно, из истории Петровского мужского монастыря «…первоначальная церковь была деревянная, во имя святителя и чудотворца Николая. В 1763 году церковь сломали и «на место сей деревянной села Варыпаева помещик Семен Афанасьевич Варыпаев выстроил каменную соборную церковь во имя Тихвинской иконы Божьей Матери с двумя приделами: по правую сторону – святителя и чудотворца Николая, а по левую – преподобного Александра Свирского; он же Варыпаев (в 1786г.) выстроил и каменную колокольню о трех этажах на пространстве в окружности 13 сажен»…

К сожалению, не имею я и точного ответа на вопрос: «Почему С.А.Варыпаев остался в мужском монастыре», но могу с уверенностью сказать, что в те далекие времена было принято отдельными купцами (помещиками) уходить в монашескую обитель, чтобы «навсегда там остаться для спасения своей души».

Поэтому, смею предположить, что решение С.А.Варыпаева о принятии им монашеского пострига было сугубо добровольным. Не удивительно, что в монастыре он жил под новым именем - схимонаха Симеона.

Восточный фасад монастырской церкви. Фото из интернета.
Восточный фасад монастырской церкви. Фото из интернета.

Ради интереса предлагаю взглянуть на с.Варыпаевка, Аткарского уезда Саратовской губернии.

Варыпаев Семён Афанасьевич (ум до 1754) - премьер-майор, надворный советник, в 1742 купил землю в Аткарском уезде у А. Н. Неклюдова в количестве 100 четей, где обосновал с. Варыпаевка в 1735 году. В том же году купив у Б. С. Неклюдова землю основал село Сосновка. У него две дочери – Евдокия (1-й муж Аблязов , 2-й Кильдишев ), и Софья - за И.И.Чулиндиным .

Кстати, с.Варыпаевка в качестве приданного ушло Ивану Ивановичу Чулиндину за дочь Софью Семеновну.

Семён Афанасьевич Варыпаев (b. - 1754) - Genealogy

geni.com›people/Семён-Афанасьевич-Варыпаев/…

Дальше, к сожалению, можно даже не продолжать. Такое впечатление, что практически в одно время и в одном месте (расстояние приблизительно равное 100 км) проживали два человека – Варыпаевы Семены Афанасьевичи…

О С.А.Варыпаеве (из Троицко-Варыпаево) известно, что в 1763 году им была построена церковь в Петровском мужском монастыре, а в 1799 году он «к прискорбию всей братии» умер и был погребен там же (в монастыре).

Хотя…, вот, что я нашел о дочери «аткарского» Семена Афанасиевича Варыпаева:

Киндишева Евдокия, княгиня – землевладелица в селе Троицко-Варыпаево (Петровского уезда), ее тщанием в 1765 году в селе была построена каменная церковь.

Семён Афанасьевич Варыпаев (b. - 1754) - Genealogy

geni.com›people/Семён-Афанасьевич-Варыпаев/…

Пожалуй, вот теперь все становится на свои места и наши Варыпаевы теперь не так уж и «отличаются» друг от друга. Ну, а время жизни (или смерти)… здесь ещё нужно будет разбираться…

Южный фасад колокольни. Фото из интернета.
Южный фасад колокольни. Фото из интернета.

После смерти С.А.Варыпаева строительство монастыря продолжалось…

В 1826 г. игумен Илларион на втором этаже колокольни устроил церковь во имя Казанской иконы Божьей Матери. В 1864 г. соборная церковь во имя Тихвинской иконы Божьей Матери была перенесена и придел в ней во имя Александра Свирского был заменён в честь святителя и чудотворца Тихона Задонского.

В 1904 г. в монастыре был выстроен по рисунку русских церквей в Дармштадте каменый однопрестольный собор во имя Сергия Радонежского. Собор строился под наблюдением губернского архитектора Ю. Н. Терликова и был рассчитан на тысячу человек.

Монастыри

elsso.ru›cont/cul/81.html

Небольшое дополнение к биографии одного из настоятелей Петровского Николаевского монастыря с 1810 по 1822 гг.

Игумен Иларий родился в 1749 г. в семье священника с. Мордовский Карай Балашовского округа. Преосвященным Мефодием (Петровым), епископом Астраханским (1758- 1776), посвящен в стихарь в 1764 г., рукоположен в диакона в 1768 г. и в священника – в 1773 г., тем же Преосвященным. Был назначен благочинным округа в 1788-1795 гг. Поступил в Архиерейский Дом к Преосвященному Гаию (Такаову), епископу Пензенскому и Саранскому (1799 – 1808), в число монашествующих и определен казначеем и экономом в 1804 г. В 1806 г. пострижен в мантию, награжден набедренником в 1810 г. Посвящен в игумена Преосвященным Афанасием (Корчановым), епископом Пензенским и Саратовским, и в 1814 г. определен настоятелем Петровского Николаевского мужского монастыря. В 1814 г. награжден палицей. 18 ноября 1822 г. переведен в Сканову обитель из Петровского Николаевского монастыря. Управлял по 1824 г.

Фото из интернета.
Фото из интернета.

И в заключение сегодняшней статьи ещё один небольшой материал…

В Саратовском архиве «ГАСО, Ф. 28, оп. 1, ед. хр. 46. (л. 1) РС VI ревизии о купцах, мещанах, цеховых, священно-и церковнослужителях, рассыльщиках, пахотных солдатах, однодворцах, дворовых, черносошных и дворцовых крестьянах, новокрещенных, цыганах, черкассах г. Петровска» очень подробно расписаны священнослужители церквей и соборов г. Петровска как штатные так и заштатные и относились они к Астраханской Епархии.

(л. 27) Подана июня 10 дня 1782 года

1782 года июня дня Астраханской Епархии города Петровска Николаевскаго мужескаго монастыря строитель иеромонах Инокентий по силе состоявшагося 1781 года ноября 16 ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА и в народ публикованнаго Манифеста дал сию скаску о состоящих при оном Николаевском монастыре из белцаво во ослуженииразнаго звания церковнаго чина людях их женах и детях мужеска и женска пола не исключая самых малолетних и престарелых по самой истенне и без всякой утайки а буде кем впредь обличен явлюся или по свидетельству найдется что кого либо утаил то повинен положенному по указом штрафу без всякаго милосердия.

Состоящие при оном монастыре в служении из белцов:

Диакон - Прокофей Андреев, 57 лет

Пономарь - Иван Парфенов,

Второй (нужно понимать - пономарь) Андрей Тимофеев, 60 лет

жена ево (наверное, дьякона) - Майя Иванова, 30

У них дети:

Симеон 6 лет; Петр 3 года; Федор 1 год.

Послушники:

Яков Афанасьев 21 год; Лаврентий Афанасьев 17 лет.

Трудник:

Тимофей Прокофьев, 17

Итого застатных: 8 чел.(м.п.)/1чел.(ж. п.)

К сей скаске Строитель Иеромонах Инокентий руку приложил.

Петровск (Российская Федерация) - Генеалогический...

forum.vgd.ru›post/1863/82120/p3570459.htm

Кстати, ещё один вопрос возникает: «Стоит ли считать строителя Иероманаха Иноконтия настоятелем Николаевского мужского монастыря в 1782 году?