Найти тему

АЛЕКСАНДРА БЕЛОВА ОБ ОХРАНЕ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

Предлагаем Вашему вниманию выступление председателя Комитета экологии "ЛЕНИНСКОГО СОВЕТА АКТИВИСТОВ" Александры Беловой на II Межмуниципальном Форуме Гражданских Активистов Московской области.

Не секрет, что вода - это основа жизни. А как государство и гражданское общество могут защитить наши водоёмы от истощения и загрязнений? Об этом Александра подробно поведала собравшимся в своем докладе.

Вот основные направления охраны водных ресурсов:

1) ПРАВО СВОБОДНОГО ДОСТУПА К ВОДЕ

Водный кодекс Российской Федерации гарантирует каждому гражданину свободный доступ к акватории и береговой полосе водоёма. Ширина береговой полосы варьируется от 5 до 20 метров в зависимости от величины водного объекта.

Сами водные объекты и их береговые полосы являются собственностью Российской Федерации и не подлежат приватизации.

Выделение частных земельных участков в границах водоёмов и их береговых полос, равно как и ограничение доступа граждан к береговой линии, незаконны.

2) ЗОНЫ С ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ

По берегам водоёмов и вокруг источников водоснабжения устанавливаются зоны с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ), призванные защитить воду от загрязнения и истощения.

В пределах до 30-50 метров от края воды (в зависимости от уклона берега и наличия ценных видов рыб) устанавливается прибрежная защитная полоса, в границах которой запрещается:

- размещение отвалов размываемых грунтов;

- распашка земель;

- выпас скота.

В пределах до 50-200 метров от края воды (в зависимости от протяженности реки) устанавливается водоохранная зона, в границах которой запрещается:

- размещение кладбищ, скотомогильников, опасных отходов;

- хранение горюче-смазочных материалов и ядохимикатов;

- сброс сточных вод и их использование для удобрения полей;

- авиационное распыление химикатов;

- добыча полезных ископаемых;

- движение транспорта вне дорог с твердым покрытием.

Вышеуказанные нормы права распространяются на все водные объекты кроме обводнённых карьеров и копаней, не имеющих гидравлической связи с водной системой России. Водоохранная зона моря составляет 500 метров, а ЗОУИТ озера Байкал и вовсе определяются отдельным федеральным законом. В населенных пунктах с набережной и системой централизованного отвода ливневых вод защитная полоса устанавливается по линии парапета.

Вокруг источников питьевого водоснабжения устанавливаются три зоны санитарной охраны (ЗСО), призванные защитить питьевую воду от химического и биологического загрязнения.

Также ЗОУИТ устанавливаются в местах затопления и подтопления. Их режимы накладывают специальные требования к качеству инженерных сооружений.

3) ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА СТОЧНЫХ ВОД

По закону граждане и организации могут заключать с государством договора водопользования, предусматривающие сброс сточных вод, забор воды, строительство гидротехнических сооружений, добычу биоресурсов (коммерческое рыболовство и рыбоводство) и т.д.

Однако все эти проекты должны проходить государственную экологическую экспертизу, призванную гарантировать их безопасность для окружающей среды. 

К сожалению, все вышеперечисленные нормы российского законодательства беззастенчиво нарушаются на территории Ленинского городского округа Подмосковья!

Водоемы и их береговые полосы по мошеннической схеме выделяются в частную собственность. Прибрежные защитные полосы и сами водные объекты засыпаются размываемым грунтом и строительным мусором. В границах зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения размещаются отходы. Зоны затопления и подтопления не утверждены вовсе, что каждую весну приводит к регулярному затоплению нескольких населённых пунктов. А реальное качество сточных вод абсолютно не соответствует заявленным в проектах показателям.

Комитет экологии ЛСА, работая совместно с сотрудниками Министерства экологии Подмосковья и Росприроднадзора, ведёт планомерную борьбу со всеми видами указанных нарушений.

После ряда наших обращений Минэкологии приступило к определению точных границ водоохранных и прибрежных защитных зон малых рек Ленинского городского округа (реки Битца, Людовна, ручьи в селе Молоково и деревне Большая Володарка).

По нашим заявлениям инспектора Министерства и Росприроднадзора проводят регулярные проверки качества сточных вод и соблюдения собственниками участков режима водоохранных зон. По результатам проверок ведомствами возбуждаются дела об административных правонарушениях, а через суды взыскивается компенсация ущерба, нанесённого окружающей среде.

Также по нашим обращениям Администрация округа добивается через суд снятия с кадастрового учёта земельных участков, оформленных с нарушением водного и земельного законодательства.

Однако, стоит признать, что пока этих усилий явно недостаточно для нормализации ситуации с водными объектами.

Что нам нужно для большей эффективности? 

а) Широкая общественная поддержка и гражданский контроль со стороны жителей;

б) Совершенствование водного и природоохранного законодательства.

У "ЛЕНИНСКОГО СОВЕТА АКТИВИСТОВ" есть ряд конкретных предложений по улучшению законодательного регулирования в сфере водопользования:

1. Ограничение максимально допустимого объема сточных вод определенным процентом от дебета водного объекта. Проще говоря, необходимо запретить ежедневно сливать 50 тысяч кубометров сточных вод в ручей, суточный расход воды в котором составляет всего 10 тысяч кубометров.

2. Обязательное обнародование актов экологической экспертизы проектов, которые несут потенциальный вред окружающей среде. Эта норма должна напрямую следовать из конституционного права граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

3. Право заявителя на ознакомление с материалами проверки. Эта мера значительно увеличит эффективность общественного контроля за экологическими нарушениями.

Иными словами, охрана окружающей среды - это дело каждого. В этой области не должно быть никаких секретов, только полная открытость и гласность!

#ЛГО_экология

#ЛСА

#Подмосковье

#Видное

#вода

#форум

#природа

#активисты