Эссе по работе З. Фрейда "Психопатология обыденной жизни"
Введение
Я считаю важным обратить внимание на дату написания работы, так как эта деталь дает в первую очередь понимание в контексте какого времени она написана, а также проводит связь между обыденной жизнью автора и его практической деятельностью.
Данная работа была написана в 1901г., сразу после «Толкования сновидений». Оба эти текста имеют под собой основание разобраться в механизме функционирования бессознательного. И если в «Толковании сновидений» Фрейд анализирует самого себя, то в «Психопатологии обыденной жизни» его анализ касается так же его друзей и коллег.
Читая работу Фрейда «Психопатология обыденной жизни» у меня появилось ощущение, что я слышу его мысли и касаюсь чего-то очень личного и сокровенного. И действительно, насколько я изучила не только данный материал, но и то, что сопровождало его написание, я поняла, что Фрейду эта его работа не нравилась, так как он раскрывал в ней то, что другой мог бы хотеть скрыть от чужих глаз.
В письме к своему другу Вильгельму Флиссу он писал, что хотел бы, чтобы эта работа не понравилась никому. (Freud S. Briefe an Wilhelm Flie β 1887-1904. S. 485 Письмо Флиссу от 8 мая 1901 года.)
Так же о том, что эта работа ему не нравилась, свидетельствуют вносившиеся в течении 20 лет корректировки. Но в итоге «Психопатология обыденной жизни» стала одной из самых популярных книг Фрейда.
________
Сегодняшнее эссе я хочу написать так же, как и вероятно Фрейд в этой работе, в виде своих мыслей и рассуждений в опоре на заданные вопросы.
Психопатология обыденной жизни
Часть 1
Фундаментальная проблема, которая затрагивается в этом тексте, это проблема памяти. А именно, здесь мы с вами можем задать такие вопросы, как что забывается, где размещается этот забытый материал и что с ним происходит в дальнейшем?
Фрейд подходит к этим вопросам с точки зрения бессознательной памяти и механизмов забывания. То есть целый конгломерат представлений может вытесняться в бессознательное, где продолжает находится в движении,
ассоциативно связываться с другими представлениями, влиять на нас и проявляться через производные бессознательного: очитки, описки, ослышки,
симтоматические действия и т.п.
Одна из основных мыслей Фрейда: забывание запускается процессом неудовольствия (Unlustmоtiv). Допустим, вытесняется то представление, которое может нести «разрушение идеализированного образа» себя как профессионала. А на месте «болезненного» воспоминания, например, мы можем помнить другое, не несущее на себе никакой эмоциональной нагрузки. Их Фрейд называет «покрывающие».
«Покрывающие» воспоминания представляют собой функцию не только скрывать от нас неприятные воспоминания, но и так или иначе указывать на них. Логично предположить, что «покрывающие» воспоминания идут за вытесненными. Но и здесь дело обстоит иначе и Фрейд говорит об особой темпоральности психического, благодаря чему «покрывающие» воспоминания могут быть как в одном времени с вытесненными представлениями, так и до них, так и после.
Однако, при этом Фрейд осторожен и дает нам понять, что не всё
забывание является вытесненным.
Часть 2
В 4 главе Фрейд задается вопросом инфантильной амнезии. Относя ее в разряд загадки, которую необходимо разгадать для того, чтобы найти «ключ к пониманию амнезий, лежащих в основе образования всех невротических симптомов».
Меня саму давно интересовал вопрос забывания нами детских воспоминаний. Ведь детство имеет огромное значение в формировании психического аппарата взрослого человека. Так почему же у некоторых людей «выпадают» огромные куски памяти, а кто-то помнит себя в возрасте и 6 месяцев?
Насколько я правильно поняла, наши десткие воспоминания нагружены сильным аффектом, который наша психика еще не может достаточно переработать в том возрасте, в котором это происходит. (Об этом Фрейд говорит на стр. 69-70: «Мощные силы из последующего периода жизни изменили способность вспоминать детские переживания, вероятно, те же самые силы, которые повинны в том, что мы вообще так далеко отдалились от понимания своих детских лет.)
Поэтому эти представления психика вытесняет в бессознательное, где они претерпевают ряд изменений и за счет опять же механизма смещения, возникают по типу «покрывающих» воспоминаний. Так как вытесненное всегда ищет выход наружу.
Часть 3
В главе 3 Фрейд вводит понятие «Eigenbeziehung», что означает непрерывный ток «самоотношения». То есть отношение к себе через другого и понимание другого через себя. Еще в своей собственной терапии я начала осмыслять этот процесс, но только сейчас узнала ему название.
Непрерывный ток «самоотношения» затрагивает индивидуальные комплексы: профессиональные, личные, семейные. Каждый из нас в обыденной жизни сталкивается с ситуациями, которые задевают наши «болезненные точки» (комплексы), о которых мы ничего не знаем, но которые проявляют себя через, например, забывание имен.
Часть 4
Будучи студенткой медицинского университета, я часто имела дело с латиницей и уже привыкла к тому, что каждое слово имеет двойственное значение и связь с определенной локальностью. А изучая медицинский английский, мы так же уделяли особое внимание приставкам и их влиянию на функцию слова. Поэтому сейчас тот материал, который Фрейд дает в своей книге, очень легко ложится на мои базовые знания.
Читая «Психопатологию обыденной жизни», я обратила внимание на структуру текста. А именно на то, что в названии большинства глав есть приставка ver- . В немецком языке она имеет около 7 значений. Основные из которых расшифровываются как: отрицание или отмена. Например, я говорю и делаю не то, что хотела.
Эта приставку мы также можем увидеть в работе механизмов бессознательного: смещения (Verschiebung) и сгущения ( Verdichtung), что означает отмену предыдущего действия. И это говорит мне о похожести внутренних явлений.
Так же эту похожесть можно проследить, сопоставляя акты забывания и афазии. Ведь в психоаналитическом дискурсе граница между нормой и патологией стирается в отличии от психиатрии. И в этом сравнении мы видим общность механизмов: что процессы забывания, что процессы афазий связаны с вытесеннием представлений и их возвратом. "..граница между нормальным и ненормальным в области нервозности непрочна и что все мы немного нервозны".
Часть 5
В работе «Психопатология обыденной жизни» Фрейд приводит аргументы в пользу того, что психическое не знает пробелов. Любое наше действие или обмолвка «прошито» рядом представлений. А любая мысль, пришедшая нам в голову связана ассоциативной цепочкой с другими представлениями. И в этом смысле мы можем говорить о том, что она множественно детерминирована.
Тогда как внешние явления, как считает Фрейд, могут нести случайный характер.Понять имеется ли скрытая мотивировка, я думаю, можно по предположению: возможно ли облечь произошедшее событие и действие в словесную форму.
Отсюда возникает риторический вопрос: если любое следствие имеет свою психическую причину, можно ли говорить о «свободной воле» или всё уже предопределено?Почему я считаю, что вопрос риторический, потому что я понимаю, что если нет сознательного мотива в наших действиях, то всегда имеется мотив бессознательный, а значит "...Детерминация психических феноменов происходит все же без пробелов".
Часть 6
В своей работе Фрейд сравнивает 3 фигуры: суеверный, психоаналитик и параноик. В чем их сходство и различие?
Эта моя самая любимая часть. Потому что здесь у меня есть возможность почувствовать себя немного «детективом» и провести расследование.
Для того, чтобы разграничить эти фигуры, мы прибегнем к оппозиции между внутренним и внешним.
Для начала я бы обратила внимание на то, что в нашем мире есть люди, которые считают внешние проявления случайными, а есть те, кто считает, что есть влияние каких-то потусторонних (внешних) сил. Кто они?
Возьмем такую фигуру, как суеверный. Человек суеверный не верит во внешнее случайное. Он расценивает происходящие внешние явления как символы. Например, кошка, переходящая перед ним дорогу, обязательно к беде. Суеверный пытается свои внутренние процессы спроецировать на внешний мир и объяснить происходящие события внешним.
Параноик не верит в психическую случайность. Но при этом у него отсутствуют границы между внутренним и внешним. И поэтому он считает, что ВСЁ, что происходит вокруг (вовне) связанно именно с ним.
Психоаналитик также как и параноик не верит в психическое случайное, но вполне может допустить наличие внешних случайностей. Он склонен к рефлексии, поэтому ищет «проблему» в себе. Но относясь к условно здоровому человеку, не «принимает» все события на свой счет. "...если я и верю во внешний (реальный) случай, то не верю во внутреннюю (психическую) случайность".
Психоаналитик верит, что если не совпадет несколько причин, то не произойдет и случая (концепции сверхдетерминизма).
Эпилог
Когда я была в процессе написания этой работы, я поняла, что мои мысли
«разливаются рекой» и есть много что сказать, но пока остановлюсь.
Всё написанное, является моей интеллектуальной собственностью и копированию не подлежит.
С уважением, ваш психолог - Юлия Джурук!
Автор: Джурук Юлия Анатольевна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru