В настоящем обзоре интервью Татьяны Илюшниковой, заместителя министра экономического развития РФ, данном обзоре поднимается вопрос о том, что правительство ожидает от малого бизнеса в России и какие препятствия могут мешать удовлетворению этих ожиданий. Также рассматривается подготовка нового национального проекта, направленного на улучшение взаимодействия между государством и малым бизнесом.
Эффективность акселерационного принципа национального проекта, ориентированного на поддержку малого и среднего предпринимательства в России. Меры поддержки, включая гранты, льготные займы, и кредитные программы, а также предлагается обновление нацпроекта с уклоном в таргетные программы и акцентом на взаимодействии бизнеса с государством для максимальной синергии в достижении целей развития сектора. Предложения по таргетированным программам и улучшению взаимодействия между предпринимателями и государством акцентируют внимание на стратегиях, способных эффективно способствовать устойчивому развитию экономического сектора.
- Национальный проект и поддержка МСП: Национальный проект, инициированный президентом в 2019 году, предусмотрел системные меры поддержки для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). В 2020 году началась пандемия, что потребовало адаптации мер поддержки к новым условиям.
- Анализ ситуации и реакция правительства: В условиях пандемии многие секторы бизнеса были закрыты, и была необходима адекватная реакция. Правительство анализировало состояние бизнеса, собирало обратную связь и переориентировало системные меры поддержки на пострадавшие отрасли.
- Специализированные меры поддержки: Были запущены специализированные программы, такие как ФОТ 0, ФОТ 2.0, ФОТ 3.0, которые завершились списанием бизнесу льготных кредитов на сумму 430 млрд рублей. Применялся принцип встречных обязательств, где предприниматели должны были сохранить рабочие места в обмен на поддержку.
- Структурные особенности МСП: Структура российского сектора МСП отличается от других стран из-за большой доли госкомпаний и нефтегазового сектора. Вклад МСП в ВВП составляет примерно 23-25%, а в торговле этот вклад составляет 36%.
- Адаптивность МСП в условиях кризисов: В период санкций и пандемии, малый бизнес проявил гибкость и адаптивность. Несмотря на закрытие целых сегментов, торговля оказалась ключевым элементом поддержания стабильности сектора МСП.
- Устойчивость и развитие сектора: В настоящее время сектор МСП демонстрирует стабильный рост выручки и оборотов, что способствует увеличению налоговых поступлений. Сектор остается устойчивым и развивается, в том числе структурно.
- Акселерационный принцип нацпроекта: Национальный проект построен по акселерационному принципу, предоставляя поддержку начинающим предпринимателям через гранты и консультации. Предприниматели, получившие отказ в банке, могут получить льготные займы в государственных микрофинансовых организациях, создавая возвратный механизм для перехода бизнеса из микро- в малый сегмент.
- Уровни поддержки в зависимости от развития компаний: Для более устойчивых компаний предусмотрены кредитные программы, зонтичные гарантии, поручительства. Активная поддержка направлена на достижение пика работы, таких как IPO, и преодоление границы малого среднего предпринимательства.
- Таргетный и акселерационный принцип обновленного нацпроекта: В ходе обновления нацпроекта предлагается сохранить акселерационный принцип и внести таргетные изменения, сосредотачиваясь на качественном развитии определенных сегментов, таких как производственный сектор или секторы с большим мультипликативным эффектом, например, туризм.
- Взаимодействие бизнеса с государством: Задача взаимодействия бизнеса с государством заключается в выстраивании горизонтальных моделей. Система управления МСП на уровне регионов, офлайн-инфраструктура, такие как центры "Мой бизнес" и онлайн-платформа МСП.РФ, обеспечивают доступ к информации и мерам поддержки как в офлайн, так и в цифровом формате.
- Широкий круг возможностей для предпринимателей: Необходимость рассказывать не только о мерах Минэкономики и нацпроекта, но и о возможностях, предоставляемых предпринимателям другими ведомствами. Это включает программы, не маркированные как "для поддержки МСП в определенной отрасли", чтобы дополнять друг друга и достигать максимального синергетического эффекта.
"В 2024 году финансирование всех льготных программ будет осуществляться в полном объеме. Если говорить о кредитных программах, то их финансирование складывается из двух частей. Во-первых, мы обслуживаем ранее выданные кредиты, то есть действующий «портфель». Там в том числе кредиты, которые выданы еще в пандемию на пике выдачи — 1,2 трлн руб. Во-вторых, обязательно обеспечиваем выдачу новых кредитов. Показатель выдач на 2024 год не менее 500 млрд руб. А объемы привлекаемых бизнесом средств за счет всех льготных инструментов по всем видам кредитно-гарантийных инструментов — микрозаймы, кредиты с поручительствами — это порядка 1,5 трлн руб. в год. Таким образом, с 2020 года объем привлеченных бизнесом средств уже превышает 6 трлн руб." - Заместитель министра экономического развития РФ Татьяна Илюшникова