Я обещала сделать гайд (путеводитель, методичку… называйте как вам удобно) по выставке Василия Сурикова в Русском музее для родителей с детьми, которые не хотят или не могут взять экскурсовода. Возможно, детки маленькие и не выдержат полноценной экскурсии, даже детской.
Беру на себя смелость это сделать, так как являюсь искусствоведом, а главное МАМОЙ троих замечательных молодых людей, старшему из который уже за 20 лет и, как вы понимаете, у меня в этом имеется кой какой опыт.
Поэтому предлагаю родителям самим немножко подготовиться - почитать мою статью и скачать шпаргалку (ищите ее в конце статьи) к себе в телефон, чтобы на выставке самим «идти по ранее заготовленному маршруту».
Это не значит, что вы подходите и обсуждаете только те картины и сюжеты, которые я здесь описала. Если ваш ребенок (дети) сами заинтересовались чем-то, поддержите их любопытство, подключите свою фантазию.
Обращаю ваше внимание, что эта статья будет написана максимально простым языком (так называемый easy read), для того чтобы люди, никак не связанные с искусством, не уснули от обилия профессиональных терминов.
Что такое выставка и чем она замечательна.
Итак, вы пришли на выставку. Сразу можно начать свой рассказ с того, чем она уникальна и интересна: на нее привезли картины художника Василия Сурикова из разных музеев и городов, из частных собраний. И если раньше для того, чтобы их все увидеть нужно было бы покупать билеты на поезда и самолеты, то сейчас они все собраны в одном месте и достаточно только билета в музей. Ребятам по старше можно сказать, что некоторые работы, такие как акварель и рисунки, не показываются в музеях постоянно, так как графика (а это раздел – графика) боится яркого дневного и искусственного света. Их вынимают из запасников (специальные кладовые) музея редко.
Далее можно рассказать по художника Василия Сурикова, что он мастер исторической живописи, то есть изображает сюжеты из истории России. Можно поговорить с детками о том, а какие еще жанры они знают (портрет, пейзаж, натюрморт) их вы тоже увидите на выставке, но преобладать будут исторические полотна.
Степан Разин
Подходим к первой картине «Степан Разин» - обратите внимание детей на размер картины (спросите поместится ли она к вам домой на стену, а может в школу в актовый зал), обязательно обратите внимание на формат картины – горизонтальный (это нам пригодиться дальше). Объясните детям, что историческая картина – это рассказ о событии, а не просто красивые дома, реки, горы и люди. Отсюда и выбор формата -как экран в кинотеатре, на котором мы смотрим фильмы, только один фильм умещается в одно изображение, но большое.
Притча о добром самаритянине
Далее я предлагаю пройти в следующий зал, к картине «Добрый самаритянин», рассказать детям евангельскую притчу о том, как разбойники напали на странника, ограбили его и избили, оставили умирать. Мимо шел священник и не помог несчастному, а вот другой человек самаритянин – остановился, омыл раны несчастного, напоил его водой, погрузил на своего ослика, отвез в гостиницу и оставил деньги на то, чтобы после его отъезда о страннике продолжили заботу. Эту притчу рассказал Иисус законнику, который искушал его вопросом «А кто мой ближний?». Христос закончил свою историю словами «Иди и поступай так же». Предложите детям найти силуэт удаляющегося священника, обратите внимание, что художник сначала написал его ближе к зрителю, а потом закрасил его. Но тем самым получился призрак. Ребятам это будет интересно.
Покажите детям ослика на картине, который спокойно жует травку, пока рядом свершается «чудо милосердия», поговорите о том, что чудеса всегда рядом с нами и мы иногда, как ослики, этого не замечаем.
Детям о Боярыне Морозовой
Переходим к Боярыне Морозовой. Опять можно обратить внимание на формат и размер, рассказать историю (детям по старше можно сказать про раскол церкви, про то, что боярыня не хотела подчиняться новым правилам и ее везут из-за этого в тюрьму, малышам можно сказать про то, что она не такая как все, и не все ее принимают). В зале с самой картиной находятся эскизы к ней, предложите детям найти персонажей с эскизов на большом полотне, сравнить, что перенесено точно, а что изменено. Подойдите по ближе к картине, обратите внимание на снег, спросите у детей, какого цвета снег, а теперь внимательно присмотритесь к мазкам художника, поищите оттенки, которые там встречаются (лиловые, серые, голубые, розоватые), а теперь отойдите и снова посмотрите на снег издалека. За картиной в музейной витрине есть экспонаты – треугольники из ткани, украшенные вышивкой, которые называют лЕстовки (ударение на Е). Это своеобразные четки, которые использовали старообрядцы во время молитв, попросите детей, чтобы они нашли такие же лестовки на картине «Боярыня Морозова».
Покоряем Сибирь с Ермаком
В следующем зале «Покорение Сибири Ермаком», можно снова остановить обратить внимание маленьких экскурсантов на горизонтальный формат картины и на ее размер. Можно рассказать сюжет детям по старше, а тем, кто по младше предложить самим придумать его. Задайте вопрос: «Как вы думаете, кто выиграет в этой схватке?» Художник оставил нам подсказку (кроме того, что можно прочесть в учебнике истории). Обратите внимание на лица тех, с кем сражаются казаки, как они растеряны и напуганы, а это плохой признак, с таким настроением в бой не вступают. Вообще, я бы не очень много уделяла внимание именно это картине, если вы с малышами.
За Суворовым в Альпы
А вот у «Перехода Суворова через Альпы» можно остановиться по дольше. И вот здесь как раз, пригодиться нам то, что мы акцентировали внимание на горизонтальных форматах, потому что данное полотно огромного размера, НО…. ВЕРТИКАЛЬНОЕ! Да, это тоже историческая живопись, но почему такой формат? Спросите у юных исследователей. А вам, родители – экскурсоводы, подсказка – Суриков выбирает такой формат для того, чтобы подчеркнуть динамику сюжета, солдаты буквально катятся на нас с горы. Где начало и где конец этому леднику мы не видим, художник сознательно обрезает склон. Обратите внимание детей на лица тех, кто спускается с ледника, кто-то смеется, глядя на Суворова, который своим отеческим словом подбадривает солдат (в основном это молодые), кто-то боится и креститься со страха, кто-то даже закрыл лицо руками. Спросите, а как вы катаетесь с горки, страшно? А если не видно куда катишься? Обсудите это. Ну и можно также поговорить о том, что здесь есть некоторые исторические неточности, которые допустил художник для усиления впечатления риска и опасности. Штыки на винтовках при таких опасных переходах всегда убираются (примыкаются), чтобы не пораниться (можно напомнить детям что с горок кататься с палками, острыми предметами нельзя). Суворов, полководец, который не проиграл ни одной битвы должен был спешится, то есть слезть с лошади, то тогда он не выглядел бы так эффектно на картине, так как был человек невысокого роста и на момент перехода ему было уже за 60 лет. Думаю, этого достаточно. И можно переходить к самой детской из всех картин Васили Сурикова – «Взятие снежного городка».
Поиграем в снежки?
Дайте малышам (и не только) подробно рассмотреть картину, спросите, что здесь происходит, похоже ли это на то, как они сами играют в снежки на улице. Расскажите, что раньше эта забава была не для маленьких детей, а для вполне себе взрослых молодых людей, так в Сибири молодых казаков готовили к ратным подвигам. И городки стоили не из снега, а из льда, вот даже на лошади верхом участвовали, и игра эта была довольна опасна. Поэтому на картине малыши здесь – как зрители. Обратите внимание девочек на одежду барышень, которые смотрят за штурмом, на расписные валеночки, на сани, на которых они сидят. Ну и конечно, как в «Боярыне Морозовой» можно близко рассмотреть то, как художник написал снег и посчитать сколько в нем оттенков.
Ну а уже после, можно перейти в самый последний зал и на мультимедийном экране поиграть в видеоигру, попробовать самим взять снежный городок, что и сделала автор этой статьи с огромным удовольствием.
Здесь вы можете скачать шпаргалку для похода по выставке.
Буду рада обратной связи, поделитесь вашими впечатлениями от путешествия и знакомства с картинами.
Подписывайтесь на мой канал, я планирую регулярно создавать такие гайды, чтобы облегчить погружение в искусство самых маленьких исследователей и их родителей.