В рассказах про подводные лодки огорчает одно: рассказы изобилуют именами военных, встречаются имена изобретателей, много внимания уделено действиям подводных лодок, но очень мало внимания уделяется техническим решениям. А если что-то и дается, то мимоходом, без разъяснений для обычного рядового читателя. В общем-то это касается не только подводных лодок, но лодки это очень сложный технический объект, и для них это замечание особо актуально. Но в этой статье технических деталей будет немного, это по сути, просто предисловие к основному рассказу. К технике мы обратимся чуть позже. Зачем?
Ну, казалось бы, что там такого сложного? Есть двигатель, есть аккумуляторные батареи, есть генератор, есть электромотор (иногда электромоторы постоянного тока и выполняют роль генератора), все очень просто.
Просто, да не совсем. Есть много разных вариантов и схем взаимоувязки этих агрегатов, масса интересных технических решений, даже сам принцип подводного плавания, он тоже… разный. На заре подводного плавания, некоторые подводные лодки в полном смысле подводными не являлись. Ну, например, подводная лодка «Кета» с ее бензиновым двигателем и прообразом шнорхеля, которая «работала» в полупогруженном состоянии. Большинство подводных лодок в чистом виде тоже были не подводными, а, скорее «ныряющими». Запасая энергию в аккумуляторы и воздух в баллоны, лодка, подобно пловцу, могла на некоторое время нырнуть и плыть под водой. Следующий шаг в развитии подводных лодок, похож на пловца с трубкой. Подводная лодка движется под водой, используя «трубку» - шнорхель, заряжая аккумуляторы и набивая компрессором воздух в баллоны, а при необходимости, лодка ныряет и подкрадывается к жертве на тихих электромоторах. Полностью подводными лодки стали только после того, как они стали атомными, и кислород стали получать прямо под водой, с помощью электролиза. Так что теперь атомные подлодки могут беспрепятственно могут не всплывать на поверхность в течение нескольких месяцев.
Но это лишь один аспект. Есть множество других аспектов проектирования подводных лодок, которые часто остаются «за скобками» большинства повествований на эту тему. Например, схемы работы двигателей и переключение с двигателя внутреннего сгорания на электродвижение (на дизель-электрических подводных лодках). На некоторых лодках стояла специальная муфта, на других была «коробка переключения передач», на третьих электромотор, (он же генератор), сидел прямо на валу двигателя. У четвертых дизель-генератор работал исключительно на зарядку батарей, а движение осуществлялось только электродвигателем. Технические решения очень разные.
Одним из лидеров в проектировании больших океанских подводных лодок являются американцы, и в принципе, причина этого явления понятна. И, наверное, стоило бы посмотреть на историю развития этой отрасли в США, т.к. наряду с немецким опытом, наша страна использовала и американский опыт, а, потому, посмотрим, по какому пути шла их техническая мысль. Мы не будем нырять очень глубоко, и изучать подводную лодку Бушнела, начнем, пожалуй, с одной цитаты связанной с историей русско-японской войны, описывающей события 1904 года:
«23 декабря приказом № 1102 командира Владивостокского порта контр-адмирала Николая Романовича Греве, 6 ноября принявшего дела у контр-адмирала Николая Александровича Гаупта, назначенного младшим флагманом Балтийского флота, начальником отдельного отряда миноносцев (т.е. подводных лодок) назначили лейтенанта Александра Владимировича Плотто, бывшего ранее помощником заведующего обучением в учебном минном отряде Балтийского флота. Ротным командиром команд подводных лодок назначили лейтенанта Н.М.Бепкина 3-го. Таким образом было сформировано первое в русском флоте соединение подводных лодок - «отдельный отряд миноносцев».
25 декабря во Владивосток прибыли подводные лодки «Сом» и «Дельфин» со своими командами. Первая была приобретена у Голландии и первоначально называлась «Фултон», но ее модернизировали в Петербурге на Невском заводе. Вторая - построена на Балтийском заводе в Петербурге».
Не-не-не, господа, стоп. Никакого отношения «Сом» к Голландии не имеет. В 1840 году в Ирландии родился человек, которого нарекли Джон Филипп Холланд. Жил, учился, потом работал учителем в католической школе, потом в 1873 году эмигрировал в США. Ирландия - вторая страна, давшая наибольшее число иммигрантов в США (первая – Германия).
Причины этой волны эмиграции просты и понятны: тяжелая экономическая ситуация в Ирландии (по-простому, голод) и взаимная "любовь" с Британской Империей.
В США он продолжал работать в школе, но потом увлекся изобретательством. Первая (педальная) лодка была создана в 1875 году. Пишут, что она никого не заинтересовала, и он вернулся к преподаванию.
Не, господа, не нужно хитрить. Откуда у скромного учителя такие деньги? Нет, это не «американская мечта», в компанию вложило деньги организация Fenian Brotherhood. Лодка проектировалась и строилась по заказу организации Fenian Brotherhood или, иначе, Фенианское братство (Bráithreachas na bhFíníní). Что это такое? Грубо говоря, это была ирландская организация, созданная в США Джеймсом Стивенсом и Джоном О’Махони после неудачного восстания 1848 года. Источником финансирования этой организации стали облигации, распространяемые среди ирландских эмигрантов (под обещание того, что когда Ирландия станет свободной, то…). Правда потом Джеймс Стивенс уехал в Ирландию, и основал там Ирландское Республиканское братство (и тоже выпускал облигации), но американская «Alma Mater» осталась. Зачем американским ирландцам была нужна подводная лодка? Ну явно не для прогулок. Вдохновителем этой идеи был ни кто иной, как Жюль Верн с его «20 тысячами лье под водой». Лодку планировали использовать для нелегальной доставки оружия в британскую Канаду. Так или иначе первый вариант был доработан, и лодка получила двигатель Брайтона, мощностью 4 л.с. 6 июня Холланд вывел лодку на испытания. Лодка шла по поверхности со скоростью примерно 3,5 узла, затем погрузилась на глубину 12 футов, прежде чем в конечном итоге всплыла. Ее водоизмещение составляло всего 2,5т. Скорость 3,5 узла. Проблема возникла там, где ее не ждали, двигатель Брайтона оказался ненадежным. В конечном итоге, с лодки сняли все ценное оборудование, а ее саму из соображений секретности) затопили в р.Пассаик. (В 1927 году лодку подняли, реставрировали и поместили в музей Нью Джерси). По сути, это был пока только эксперимент, который из-за отказа двигателя, окончился ничем.
Второй лодкой, построенной для Fenian Brotherhood стала «Fenian Ram» (Фенийский баран). Лодка тоже строилась на средства Фонда Фенианского братства (который и стал ее собственником). Водоизмещение "нового боевого средств против британцев" составляло 19 тонн; длина наибольшая - 9,5 м, ширина наибольшая 1,8 м; архитектурно-конструкционный тип - однокорпусная; экипаж - 3 человека; мощность ЭУ - 15 л.с., 1 вал; Подводная лодка вооружена одной 9-дюймовой пневматической пушкой для самодвижущейся мины (по сути, тот же торпедный аппарат, расположенный по оси лодки, стреляющий в нос). Лодка была построена на верфи DeLamater Iron Works, Нью-Йорк. Но тут начались склоки внутри фонда, Холланда «кинули на деньги», а в довершении всех «чудес» в 1883 году лодка затонула. Холланд отказался помогать в ее подъеме.
В конечном итоге, лодку все же подняли (но позже). Она долго стояла в сарае на Милл ривер, но потом ее выставили в Мэдисон Сквер гарден для сбора средств на Пасхальное восстание в Ирландии. Пишут, что оттуда ее перевезли в академию Вест Поинт. Да. Сейчас в том же музее, действительно стоит еще одна лодка, но не совсем понятно, какая. Все дело в том, что был еще один прототип «Холланд III», который тоже забрала организация, и вроде бы именно он был затоплен на глубине 30 метров, потом поднят, и направлен в Вест Поинт (данные противоречивы). В общем, так или иначе, одна из этих лодок стоит в Нью Джерси в музее. Но лодки эти были «ныряющими» (а, не подводными). Они могли в надводном положении выйти к месту, «нырнуть» и какое-то время поджидать добычу.
В 1883 году (после того, как его обманули с оплатой) Джон Холланд учредил компанию Holland torpedo-boat company. Откуда деньги? После развала организации, он таки сумел вернуть свои средства (через «нужных людей»).
Следующая попытка постройки подводной лодки была весьма любопытной, и привела к превращению Holland torpedo-boat company в «Nautilus torpedo-boat company». В нашей истории появляется еще один человек. Кто? Мы о нем уже писали. Это Эдмунд Залински. Нет, это не хоккеист, а изобретатель динамитной пушки, впрочем, не только пушки. Если верить «Википедии» он изобрел электрический предохранитель разработал метод точного учета отклонения прицела из-за ветра при использовании нарезной артиллерии и стрелкового оружия. Другие изобретения включали модифицированный инструмент для рытья окопов, штык-шомпол и оптический прицел для артиллерии. Ладно, не суть важно. И, вообще, он не Залински, а, Жалинский, ибо родился он в бедной еврейской семье (простите за оксюморон) в местечке Курник в 25 км от прусского города Позен (ныне польская Познань).
Его биографию пересказывать не будем, отметим только один факт: фраза «Вики…» «Залински также помог Джону Филипу Холланду собрать деньги на разработку одной из его подводных лодок, которая была вооружена одной из пневматических пушек Залински» не совсем корректна. Деньги в «Nautilus torpedo-boat company» вложил именно Залински. Вложил, и… потерпел финансовый крах.
Так называемая "Лодка Залински" была построена в Хендрикс-Рифе (бывший Форт Лафайет), Бэй-Ридж в Нью-Йоркском районе Бруклин. "Новая подводная лодка сигарообразной формы имела длину 50 футов и максимальную ширину восемь футов. Чтобы сэкономить деньги, корпус был в основном деревянным, обрамленным железными обручами, и, опять же, движущую силу обеспечивал «двигатель с циклом Брайтона».
По идее авторов лодка должна была стрелять динамитными снарядами, должна была уметь подобраться ко дну вражеского корабля и установить подрывной заряд, управляемый по проводам, должна была…
Не важно, что рисовалось в мечтах авторов, после ряда испытаний, проект потерпел крах, все было распродано за копейки, Залински был вынужден на время уехать из США.
Так, что …
Компания, поначалу, особыми успехами похвастаться не могла, пока в 1897 году компания не построила подводную лодку по схеме, впоследствии, ставшей классической. Как она смогла ее построить? Нашелся еще один человек, (который потом основал Electric Boat Company). Но об этом в следующей главе…