Найти тему
Чайкин трэвел-бук

Громадная Россия приходит в движение — поворот на северо-восток и три эпохи вокзалов страны

О чем нам говорят новости про модульные быстровозводимые вокзалы. Уже несколько месяцев российские СМИ сообщают о новых видах вокзалов, которые монтируются за четыре дня. Зачем это нам? Объясняю.

Модульный вокзал установлен на станции Шарташ, недалеко от Свердловска. Первый быстровозводимый транспортно-пересадочный узел
Модульный вокзал установлен на станции Шарташ, недалеко от Свердловска. Первый быстровозводимый транспортно-пересадочный узел

Вокзалы нашей страны три эпохи

Многие железнодорожные вокзалы в России уже давно не отвечают современным требованиям. Вспомните свои впечатления от вокзалов во время поездок: холодно, мрачновато, пахнет какой-то странной едой.

Этой осенью в Москве на Павелецком не мог найти, где выпить стакан нормального черного чая везде лишь кофе. Сомнительного качества, конечно. В огромном помещении трудно разобраться в расположении различных служб. Уж не говорю о том, чтобы найти, где бы удобно устроиться. Хорошо еще, что не опаздывал на рейс было время для ориентации на местности.

Нам ведь что на вокзале нужно?

  • Купить билет, если не сделали это онлайн.
  • Подождать своего поезда, когда пришли заранее или делаем пересадку.
  • Купить что-то в дорогу, если забыли.
  • Что-то попить или перекусить.
  • Вкусно и безопасно поесть горячего, если ждать еще долго.
  • Найти свой перрон - ориентация на местности.

Три эпохи вокзалов

Сначала вокзалами в России назывались концертные залы. Только произносили их через С: воксал. Читаем у Даля:

«Воксал — сборная палата, зала на гульбище, на сходбище, где обычно бывает музыка».

Во времена Пушкина так и было. В стихотворении «К Наталье» у него читаем:

«…на гуляньях иль в воксалах легким зефиром летал…»

И у Гоголя: «Француз открыл новое заведение — какой-то дотоле неслыханный в губернии воксал, с ужином, будто бы по необыкновенно дешевой цене и наполовину в кредит».

Липецк, Тамбовская губерния. Конец 19 века. Вокзал (курортный зал). Липецк был первым российским  курортом: во времена наполеоновских войн поездки в Европу стали невозможными, и на курорт "Липецкие минеральные воды" ехали из Петербурга, Москвы, соседнего Орла, Воронежа, Тамбова... Курзал или вокзал привлекал  знаменитых музыкантов и драматических актеров. Здесь выступали Невежин, Сумбатов, Орленев, Яблочкина. Играл пианист-виртуоз Николай Рубинштейн.
Липецк, Тамбовская губерния. Конец 19 века. Вокзал (курортный зал). Липецк был первым российским курортом: во времена наполеоновских войн поездки в Европу стали невозможными, и на курорт "Липецкие минеральные воды" ехали из Петербурга, Москвы, соседнего Орла, Воронежа, Тамбова... Курзал или вокзал привлекал знаменитых музыкантов и драматических актеров. Здесь выступали Невежин, Сумбатов, Орленев, Яблочкина. Играл пианист-виртуоз Николай Рубинштейн.

Первый железнодорожный вокзал в России

В 1837 году из Петербурга в Царское село отправился первый поезд. В числе его первых пассажиров был и император Николай Первый. Кстати, паровоз в то время часто называли "пароход" это были слова с одинаковым значением.

Витебский вокзал. Архивное фото. Это была одна из первых общественных построек в стиле модерн в Санкт-Петербурге. Автором проекта стал архитектор Станислав Бржозовский. Построен через два десятка лет после пуска первой железной дороги. До этого пользовались более скромным вокзалом.
Витебский вокзал. Архивное фото. Это была одна из первых общественных построек в стиле модерн в Санкт-Петербурге. Автором проекта стал архитектор Станислав Бржозовский. Построен через два десятка лет после пуска первой железной дороги. До этого пользовались более скромным вокзалом.

Витебский вокзал открыл эпоху вокзалов роскошных, нарядных, с мрамором, различными архитектурными излишествами, наворотами, росписью. Представляю, что для пассажиров, наверное, просто побывать на таком вокзале означало причастность к чему-то большому и важному.

На самом деле, железные дороги для такой огромной страны означали вступление в новую эпоху. И вокзалы этому соответствовали.

Во многих городах в 19-м, да и в 20-м веках были построены великолепные здания вокзалов.

Но наступила новая эпоха помещения вокзалов в России стали отчасти коммерческими. В них стали располагаться киоски, магазины, ярмарки.

Наверное, таким образом железная дорога восполняла свои убытки. Да и вообще время было такое всем надо было искать новые формы заработков.

И вот наступил момент, когда стало понятно, что и эти грандиозные вокзалы не способны удовлетворить все потребности пассажиров. Даже установка зарядных устройств для смартфонов, даже наличие Wi-Fi.

Потому что не хватало самого главного логистики для пассажиропотока, площадей для парковок, удобных и близких отелей, современного общепита.

Наступила третья эпоха вокзалов.

Их теперь на профессиональном языке называют транспортно-пересадочные хабы. Эти новые, фантастические сооружения призваны нам с вами помогать быстро, легко, удобно передвигаться по нашей родной стране, пользуясь разными видами транспорта, услугами кафе и отелей.

Проект вокзала в Чувашии. Фото с сайта ГУДОК.РУ
Проект вокзала в Чувашии. Фото с сайта ГУДОК.РУ

Третья эпоха вокзалов отражает уже принципиально новое движение России на северо-восток.

Приоритетное направление развития страны в сторону наших восточных партнеров, а также северных морей и Арктики делает Сибирь и Дальний Восток самыми перспективными для каждого из нас, если мы думаем о будущем своей семьи. Потому что именно здесь будут строиться и уже строятся самые современные предприятия, разрабатываются программы освоения новых территорий и развитие существующих мегаполисов. Прокладываются магистрали и возводятся мосты.

Возможно, мы еще не ощутили это в полной мере, но лично в моем окружении, например, есть люди, которые отсюда, из Центральной России, не просто смотрят в сторону севера-востока, а делают конкретные шаги в построении новых перспективных связей и участии в глобальных программах.

Так что новость о быстровозводимых вокзалах в России я воспринимаю именно так: это сигнал к повороту на северо-восток!