О чем нам говорят новости про модульные быстровозводимые вокзалы. Уже несколько месяцев российские СМИ сообщают о новых видах вокзалов, которые монтируются за четыре дня. Зачем это нам? Объясняю.
Вокзалы нашей страны — три эпохи
Многие железнодорожные вокзалы в России уже давно не отвечают современным требованиям. Вспомните свои впечатления от вокзалов во время поездок: холодно, мрачновато, пахнет какой-то странной едой.
Этой осенью в Москве на Павелецком не мог найти, где выпить стакан нормального черного чая — везде лишь кофе. Сомнительного качества, конечно. В огромном помещении трудно разобраться в расположении различных служб. Уж не говорю о том, чтобы найти, где бы удобно устроиться. Хорошо еще, что не опаздывал на рейс — было время для ориентации на местности.
Нам ведь что на вокзале нужно?
- Купить билет, если не сделали это онлайн.
- Подождать своего поезда, когда пришли заранее или делаем пересадку.
- Купить что-то в дорогу, если забыли.
- Что-то попить или перекусить.
- Вкусно и безопасно поесть горячего, если ждать еще долго.
- Найти свой перрон - ориентация на местности.
Три эпохи вокзалов
Сначала вокзалами в России назывались концертные залы. Только произносили их через С: воксал. Читаем у Даля:
«Воксал — сборная палата, зала на гульбище, на сходбище, где обычно бывает музыка».
Во времена Пушкина так и было. В стихотворении «К Наталье» у него читаем:
«…на гуляньях иль в воксалах легким зефиром летал…»
И у Гоголя: «Француз открыл новое заведение — какой-то дотоле неслыханный в губернии воксал, с ужином, будто бы по необыкновенно дешевой цене и наполовину в кредит».
Первый железнодорожный вокзал в России
В 1837 году из Петербурга в Царское село отправился первый поезд. В числе его первых пассажиров был и император — Николай Первый. Кстати, паровоз в то время часто называли "пароход" — это были слова с одинаковым значением.
Витебский вокзал открыл эпоху вокзалов роскошных, нарядных, с мрамором, различными архитектурными излишествами, наворотами, росписью. Представляю, что для пассажиров, наверное, просто побывать на таком вокзале означало причастность к чему-то большому и важному.
На самом деле, железные дороги для такой огромной страны означали вступление в новую эпоху. И вокзалы этому соответствовали.
Во многих городах в 19-м, да и в 20-м веках были построены великолепные здания вокзалов.
Но наступила новая эпоха — помещения вокзалов в России стали отчасти коммерческими. В них стали располагаться киоски, магазины, ярмарки.
Наверное, таким образом железная дорога восполняла свои убытки. Да и вообще время было такое — всем надо было искать новые формы заработков.
И вот наступил момент, когда стало понятно, что и эти грандиозные вокзалы не способны удовлетворить все потребности пассажиров. Даже установка зарядных устройств для смартфонов, даже наличие Wi-Fi.
Потому что не хватало самого главного — логистики для пассажиропотока, площадей для парковок, удобных и близких отелей, современного общепита.
Наступила третья эпоха вокзалов.
Их теперь на профессиональном языке называют транспортно-пересадочные хабы. Эти новые, фантастические сооружения призваны нам с вами помогать быстро, легко, удобно передвигаться по нашей родной стране, пользуясь разными видами транспорта, услугами кафе и отелей.
Третья эпоха вокзалов отражает уже принципиально новое движение России на северо-восток.
Приоритетное направление развития страны в сторону наших восточных партнеров, а также северных морей и Арктики делает Сибирь и Дальний Восток самыми перспективными для каждого из нас, если мы думаем о будущем своей семьи. Потому что именно здесь будут строиться и уже строятся самые современные предприятия, разрабатываются программы освоения новых территорий и развитие существующих мегаполисов. Прокладываются магистрали и возводятся мосты.
Возможно, мы еще не ощутили это в полной мере, но лично в моем окружении, например, есть люди, которые отсюда, из Центральной России, не просто смотрят в сторону севера-востока, а делают конкретные шаги в построении новых перспективных связей и участии в глобальных программах.
Так что новость о быстровозводимых вокзалах в России я воспринимаю именно так: это сигнал к повороту на северо-восток!