Сегодня на обзоре постапокалиптический боевик 1989 года "Киборг" с известным любителем шпагата (не с Волочкова) ЖКВД, он же Жан наш Клод Ван Дамм.
Помню, году так в 1996 моя семья наконец-то разжилась собственным видеомагнитофоном. Выбор фильмов для просмотра по началу разнообразием не радовал, основным источником поступлений новых лент был взаимообмен кассетами со своими друзьями и знакомыми. Что тогда интересовало меня, 11-летнего ребенка? Естественно, фантастика и боевики! Если бы у меня спросили, какой фильм из отснятых на тот момент является самым великим и непревзойденным, ваш покорный слуга выпалил бы скороговоркой: "терминатордвасудныйдень!"
Нет, ну а что, интернета тогда ни у кого не было и сайт imbd никого не убеждал, что самым великим фильмом в истории человечества является "Побег из Шоушенка". Вторым фильмом по эпичности я в те годы без всяких сомнений полагал "Робокопа". В общем, как вы понимаете, боевые роботы были у меня на первом месте. Естественно, когда кто-то из знакомых дал посмотреть кассету с надписью "Киборг", я немедленно засунул ее в видак.
По результатам просмотра мое детское сознание посетили, мягко говоря, смешанные чувства. Было ощущение, что меня со всем цинизмом нагло обманули.
"Безумного Макса" я на тот момент не видел и поклонником жанра ПА не был. О существовании фильмов, которые снимаются сразу для того, чтобы выйти на видео, минуя кинотеатры, не догадывался вовсе. Мне вся голливудская продукция мерещилась кино высшей пробы. Это, вероятно от того, что по ящику тогда тоже старались отбирать фильмы для показа. ЖКВД в то время был без дураков звездой, поэтому, как я предполагал, фильм был из высшей лиги боевиков. Конечно, ЖКВД был звездой пониже и пожиже, чем Арни или Слай, но все же звездой первой величины. Хотя, ЖКВД лично я не любил. Жанклодка влетел в мир кино с фильма "Кровавый спорт", успех закрепил фильмами "Кикбоксер" и "Самоволка" и напрочь у меня ассоциировался с какими-то боевыми искусствами и пинками по харе противника в вертушке с разворота. Мне тогда весь этот боевой балет был не особо интересен. Если брать героев боевиков, больше всего я тогда уважал Шварца. Шварцу не надо было крутить вертушку. Шварц обычно раскручивал блок стволов своего "минигана".
Итак, никакими боевыми роботами здесь и не пахло. Как водилось в фильмах 80-90 годов, начало XXI века. Мир охватила эпидемия новой чумы. Ученые из Атланты лихорадочно ищут лекарство. Информацию для синтезирования сыворотки им должна доставить Перл - девушка-киборг. По следу курьера идет банда рейдеров-садистов (их почему-то называют постоянно то пиратами, то людоедами) во главе с инфернальным Фендером Тремоло. Девушке-курьеру вызывается помочь наемник по имени Гибсон Рикенбекер, для которого Фендер - главный кровник по жизни. В общем, сюжет не замысловат и может полностью уместиться на салфетке.
Снят был фильм откровенно дешево, а декорации в большинстве ничем не отличались от того, недостроя, который стоял в паре сотен метров от моей школы. ЖКВД по большей части махал ногами, и размахивал ножами, с "миниганами" во вселенной фильма было откровенно туго. Если герои и использовали огнестрельное оружие, то это были каки-то откровенные самопалы а-ля Fallout 4. Сценарий режиссер фильма Альберт Пьюн написал на коленке за пару дней, не удосужившись даже отразить свое авторство в титрах фильма.
Но самое главное было не это. Дело в том, что в те дальние годы я был еще слишком юн. Я был дитя. И вид разлагающихся трупов, распятых на уличных фонарях разрушенных улиц Нью-Йорка (а это первые кадры фильма) поверг меня в шок. Фендер и компания тоже ни в чем себя не сдерживали, постоянно резали кому-нибудь бошки и вырезали подчистую целые деревни. В общем, для фантастического боевика 80-90 годов уровень насилия был запредельным. Насколько я знаю, у создателей даже были проблемы с прокатом, произведению упорно пытались влупить рейтинг Х, т.е. фильм стоял, по мнению цензуры, на одной полке с порнухой. Ограничились, правда, рейтингом R, что тоже показательно. Как вы понимаете, вид подобной расчлененки оказал шокирующее воздействие на юное дарование. Этот фильм мне по началу даже вспоминать не приятно было.
Ну, а потом ваш покорный слуга изрядно повзрослел, и , при прочтении рецензии на один постапокалиптический трешачок, - очередное подражание "безумному Максу" от очередных итальянских ноунеймов, я почему-то про него вспомнил и решил пересмотреть.
Фильм неожиданно заиграл новыми красками. Да, это все тот же низкобюджетный боевик категории Б. Сценарий не потрясает оригинальными сюжетным ходами, но вот как-то снято все с душой. Жанклодка здесь еще молодой и голодный, бодро машет конечностями и вполне прилично играет.
Винсент Клин в роли Фендера - вот он хорош! Надо же такую фактурную рожу найти. Настоящий гад, одни глазищи чего стоят (хоть и контактные линзы).
Драки поставлены весьма неплохо для такой картины. С декорациями все понятно - в их роли выступают различные заброшки, но смотрится все вполне аутентично. Насчет жестокости - ну, после того же Фоллаута 4, где в логовах рейдеров постоянно висели на крюках расчлененные трупы, фильм кажется не таким уж и жестким.
Популярность ПА жанра при создании различной бормотухи категории Б обусловлена предельной дешевизной съемок. Одежду можно найти на помойке, декорации - тоже на ближайшей помойке. Актеры зачастую так бедны, что их голодные хари на экране выглядят вполне аутентично. В общем, снимай, не хочу. Но и в куче подобного треша можно откопать стоящее кинцо.
Замечу, в прокате фильм собрал около 10 млн. долларов, добавив изрядной популярности в копилку начинающего бельгийского актера. Надо сказать, Жанклодка сам приложил немало усилий для успеха своего творения, я его за это даже зауважал. Сам делал трюки, даже повредил глаз одному из каскадеров. Но самое главное, фильм настолько хреново смонтировали, что продюсеры хотели выпустить его сразу на видео, минуя прокат в кинотеатрах. ЖКВД сам вызвался засесть за монтажный стол и выдал вариант картины, который, судя по всему, мы сейчас и имеем честь видеть. В процессе творческих поисков ЖКВД сам порывался исполнять трюки, вследствие чего лишил наполовину зрения одного из каскадеров, который потом новоявленную звезду боевиков затаскал по судам. В общем, Жанклодка тут выкладывался как только мог, жилы рвал. Честь и хвала.
Режиссер - Альбер Пьюн, жанр не бросил и снял еще "Солдата Апокалипсиса" с Рутгером Хауэром, для которого вообще фильмы категории Б и ПА -фильмы в частности - как дом родной.
Если кто не в курсе, есть еще типа вторая часть под названием "Киборг 2: Стеклянная тень", которая не имеет никакого отношения к первому фильму и снималась совсем другими людьми и другой студией. Примечателен фильмец только тем, что считается официальным кинодебютом Анджелины Джоли.
Каков вердикт? Если вы не неженка и вас не отпугивает нарочитая жестокость, то есть шанс заценить хоть и дешевый, но крепко поставленный боевик постапокалиптической тематики. На просторах бывшего Союза так вообще - фактически классику.
Предупреждение: все объекты авторского права (изображения, фото, цитаты, скриншоты, ролики, отрывки из произведений художественной и документальной литературы и проч.) размещены здесь в соответствии с положениями ст. 1274 ГК РФ исключительно в полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования.