Греческие археологи рассказали о результатах раскопок в районе древнего города Эпидавр. Здесь они обнаружили руины ранее неизвестного храма Асклепия с остатками фонтана. Исследователи полагают, что именно о нем писал греческий автор Павсаний. В принадлежавшем городу крупном культовом центре ― Асклепионе ― ученые расчистили центральную площадь святилища, а также нашли подземное помещение римского времени. О находках сообщает пресс-релиз Министерства культуры Греции.
Город Эпидавр в Арголиде, на северо-востоке Пелопоннеса, славился святилищем бога врачевания Асклепия. Сам город, на месте которого ныне стоит село Архея-Эпидаврос, располагался на берегу Саронического залива. Здесь сохранились остатки акрополя, руины так называемого Малого театра, построенного в IV веке до нашей эры, и некрополь микенской эпохи. О городе и его достопримечательностях, например, о храме Асклепия, упоминает в своем «Описании Эллады» древнегреческий писатель II века, путешественник и географ Павсаний.
Приблизительно в восьми километрах к юго-западу от города с VI века до нашей эры по VI век нашей эры существовал один из крупнейших религиозных центров античной Греции, которому Павсаний в своем сочинении уделяет гораздо большее внимание. Асклепион, выросший в районе с древними традициями почитания различных божеств, в IV–III веках до нашей эры превратился в огромный комплекс. Он включал в себя храмы Асклепия, Артемиды, Аполлона и других богов, ритуальные и вспомогательные постройки, бани, стадион и большой, хорошо сохранившийся до настоящего времени театр. Новые сооружения появлялись в Асклепионе и в эллинистическую, и в римскую эпохи.
Археологи из Афинского университета, которые под руководством Василиса Ламбринудакиса (Vassilis Lambrinoudakis) ведут раскопки в районе Эпидавра, рассказали об очередных находках в древнем городе и о результатах работы, проведенной на территории святилища. В Эпидавре, рядом с Малым театром, ученые обнаружили руины сооружения, которое интерпретировали как упоминаемый Павсанием храм Асклепия. Построен он был, по-видимому, около IV века до нашей эры, но позднее, во II веке нашей эры, подвергся реконструкции. От храма сохранились остатки стен, фонтана с резервуаром площадью 220 квадратных метров и портика площадью 128 квадратных метров. В задней стене с внутренней стороны был уступ с углублениями для колонн или для вотивных даров. В центральной части храма находился священный колодец, из которого по подземному тоннелю вода попадала в резервуар фонтана. Первоначально место для забора воды из фонтана было украшено тремя колоннами, а в римское время его перестроили.
По свидетельству Павсания, рядом с храмом, под открытым небом, стояли статуи Асклепия и его супруги, богини Эпионы. Изваяний при раскопках не обнаружили, но связь постройки с культом бога-врачевателя подтверждает находка черепка от керамического сосуда, на котором было грубо выгравировано его имя. Среди других находок ― обломки глиняных дисков с рельефными изображениями божества и отверстиями для подвешивания, а также керамические статуэтки, светильники и фрагменты, интерпретированные как остатки глиняных грелок. Кроме того, из этого святилища, вероятнее всего, происходят найденные ранее при раскопках Малого театра бронзовые медицинские инструменты.
В большом религиозном комплексе Асклепиона археологи расчистили центральную площадь от каменных блоков и вотивных подношений, скопившихся здесь со времени раскопок XIX ― начала XX веков. Площадь занимала около 1500 квадратных метров и служила важным функциональным элементом святилища, собирая паломников для участия в жертвоприношениях. К западу от священной дороги, которая вела из Эпидавра в святилище Асклепия, археологи исследовали руины большого здания римской эпохи и установили, что оно возводилось в несколько этапов на протяжении II–IV веков. К поздней стадии строительства, по-видимому, относится так называемая крипта. Наличие этого подземного сооружения согласуется с существующей гипотезой о том, что в позднеримское время здание использовалось для отправления мистического культа.
Ранее N + 1 рассказывал об обнаружении в Эпидавре женской статуи римского времени. Мы сообщали и о других археологических исследованиях в Греции, например о том, как в Аттике раскопали дом X–IX веков до нашей эры, а на скульптурах Парфенона нашли следы обработки и орнамента.