С 6 по 14 января в Стамбуле состоялась крупнейшая выставка домов на колёсах в Турции. Как за 3 года турки совершили резкий скачок в кемперостроении и развили свою культуру караванинга до масштабов страны? Откуда набралось 10 залов различных производителей техники для путешествий за столь короткий срок? Давайте разбираться вместе.
50 лет за 3 года
Караванинг в Европе развивался медленно с начала 20 века. Примерно через 50 лет там начали строить что-то похожее на современные прицепы и автодома.
В Турции долгое время не интересовались путешествиями на автодомах. Они встречались, но крайне редко. А зачем? Если там хорошо развита культура гостиничного отдыха. Отели на любой вкус и кошелек, для туристов и местных граждан.
В 2020 году началась пандемия, в Турции были строгие ограничения, людям не разрешалось выходить из дома. Для турков это стало пыткой, потому что устроить пикник на природе - часть культуры, от чего трудно отказаться. Вот тогда появились первые переделанные в автодома фургоны и караваны.
С повышением спроса появилось турецкое производство домов на колёсах.
Откуда они знают, как строить автодома?
Очень много турецких мигрантов работают на европейских заводах автодомов. Не только простые рабочие, но и инженеры. Они изучали технологии, проявляли любопытство. Они хотели, чтобы в Турции тоже зародилась культура караванинга.
Турецкие инженеры возвращались с чертежами и накопленным опытом на родину и организовывали небольшие производства караванов на базе существующих заводов. Например, основатель Camppass занимается производством кондиционеров для больших офисных зданий.
То есть все было для быстрого старта: производство, рабочая сила, чертежи.
С материалами в Турции проблем нет. Есть стеклопластик, пенополистирол, фанера.
Оборудование используют европейское, китайское, появляется свое производство литиевых аккумуляторов, цифровых систем управления, окон и дверей.
Наконец, благоприятный климат и инфраструктура способствуют быстрому развитию строительства и культуры караванинга в Турции.
Какие дома на колёсах строят в Турции?
Большую часть залов занимают прицепы-дачи. Чаще всего встречаются караваны семейного класса вместимостью от четырех до шести человек, весом от 750 до 3500 кг. В Турции любят большие прицепы, потому что путешествуют семьями.
Есть прицепы-копии европейских моделей, а есть самобытные, с турецким дизайном интерьера.
Редко встречались прицепы-капли. Здесь они представлены во внедорожном варианте, есть капли для мотоциклов и квадроциклов.
В Турции очень много переделанных кастенвагенов, однако на выставке представлены модели от заводов, которые строят похожими на европейские автодома.
Встречаются полуинтегралы, альковные автодома и даже большие автодома со слайдерами. По качеству исполнения они значительно отстают от европейских моделей, они тяжелее и смотрятся простыми. Однако интерьер более уютный и похож на домашний, внутри много дерева, тепла. Еще год и научатся делать лучше.
Что по ценам?
На выставке встречались совсем дешевые прицепы, например, Pixel за 100 тысяч лир.
Может показаться, что цена доступная, ведь в России новый прицеп за 300 тысяч не купить. Однако, это специальное предложение для выставки, прицеп только для летних выездов, без отопления, без утеплителя в стенах, комплектующие и оборудование самое дешевое, для российских дорог не подходит. Прибавить растаможку, доставку и получится цена, которой он точно не стоит. Да и доставкой дешевого прицепа вряд ли кто-то заинтересуется, если это не будет большая партия.
Прицепы сегмента «премиум» стоят дешевле европейских вариантов. Возможно будет выгоднее и проще заказать такой прицеп в Турции, чем в Европе.
Интересно выглядит услуга переоборудования своего автомобиля в Турции. В этом они преуспели.
Большие автодома стоят почти как в Европе. Цена обусловлена единичным производством, с появлением конкурентов она может снизиться.
На канале мы будем подробнее знакомиться с турецкими домами на колесах, подпишитесь, чтобы не пропустить обзоры. Или почаще заходите в подборку Турецкие дома на колёсах
Первый обзор