Найти тему
22,1K подписчиков

Закрытый мужской клуб в гаражах с запчастями и разносолами

660 прочитали

Явление мужского гаражного братства уходит историей в советские годы. В 80-х годах обзавестись гаражом означало сорвать джекпот. Мужчины обустраивались в них и, порой, сбегали туда от рутинной семейной жизни. Уже нет СССР, а «гаражный клуб» остался

Явление мужского гаражного братства уходит историей в советские годы. В 80-х годах обзавестись гаражом означало сорвать джекпот.

Я в гараж!

Чтобы получить 40 лет назад гараж в Набережных Челнах, приходилось искать знакомых, быть передовиком на работе, ждать согласования в профкомах и активно участвовать в рейдах дружинников. Иначе могли запросто исключить из заветного списка на гаражно-строительный кооператив и включить «блатного», как в знаменитом фильме «Гараж» Эльдара Рязанова.

Кирпичный или железный гараж, по советским нормативам площадью 20 квадратных метров, был не только мастерской, но и, по сути, вторым домом для владельцев. Женщин среди автомобилистов было мало, поэтому на выходных в ГСК сами собой образовывались закрытые мужские клубы. В гаражах хранили велосипеды, санки, лыжи, рыболовные снасти, туристическое снаряжение, банки солений, картошку и овощи. А еще домовитые хозяева совмещали со складом «гостиную», куда из городской квартиры привозили старую мебель, приемники или магнитофоны, иногда даже телевизоры. Словом, рай.

Там с приятелями выпивали, благо закуска всегда под рукой, приходили соседи со своими тормозками. Потом просто отдыхали – играли в шахматы, обсуждали новости, травили анекдоты.

«Я в гараж!» – говорил отец семейства в воскресенье после завтрака, и супруга, провожая его, по привычке ворчала: «Опять пропадешь на весь день, а я одна с детьми».

"Своим автохозяйством – машиной «Ока» и мотоциклом – отец очень дорожил, – рассказывает челнинка, инструктор автошколы Елена Быкова. – Ухаживал за ними, как за малыми детьми. Папин гараж был местом встреч друзей. Любовь к технике у меня от него".

Как место отдыха превратилось в бизнес

Таксист Валерий Кабанов поделился тем, как в старших классах они с мальчишками устроили вечеринку в гараже состоятельного отца одноклассника – профсоюзного боса.

"Мы расположились на втором этаже, где было уютно и красиво, как в квартире, – вспоминает он. – Под нами находилось внушительное хозяйство: смотровая яма, погреб и даже сауна с душевой. Я был в шоке от увиденного и представить не мог, в какую сумму обошелся такой комфорт. Кстати, все это до сих пор в действии".

После пожара на заводе двигателей в 1993 году многие превратили свои гаражи в источник заработка – частный автосервис.

Об этом хорошо знает челнинка Наиля Махмутова. Ее старший брат, как типичный инженер, получал по 120-150 рублей. Оставшись не у дел с семьей и тремя детьми в малосемейке, он взялся за ремонт машин. В итоге в месяц на руки получал по тысяче и более рублей.

"Это были колоссальные деньги, брат в скором времени купил четырехкомнатную квартиру, – делится наша собеседница. – На завод уже не вернулся, хотя работал на себя так много, что даже заболел".

Тайные делишки

Нельзя пройти мимо криминальной темы. В лихие времена в гаражных боксах скрывали угнанные автомобили, которые пригоняли для разборки на запчасти. Там же создавали цеха для изготовления поддельной алкогольной продукции.

Отдельная тема – о тайных свиданиях в гаражах влюбленных парочек (тогда в городе еще не было сдаваемых посуточно квартир). В советские времена в гаражах нередко находили погибших людей, которые зимой уединялись, включали для тепла двигатель машины и закрывали помещение. Причиной называли отравление выхлопными газами.

Пришли на смену паркинги

Говорят, что с появлением современных паркингов, спрос на гаражи упал. Так ли это?

"Конечно, зачем тратить время на дорогу и деньги на их содержание? – оптимистично заявляет Елена Быкова. – Папин гараж продали, я обхожусь без него – ставлю машину на автостоянку".

"Гаражи нужны – не на балконе же хранить запчасти? – решительно говорит бывший камазовец Роберт Гильфанов. – Первый, металлический, в «нулевых» годах я приобрел за 30 тысяч рублей в ГСК «Комсомольский». Там у меня была мастерская, хранил колеса и запчасти, соорудил кладовку для картофеля и солений. А машину ставил на автостоянку. Спустя восемь лет снесли ГСК под строительство детского сада, и я купил другой гараж за 110 тысяч рублей, потом присмотрел соседний – уже за 200 тысяч рублей и создал автомастерскую".

И все же гаражные кооперативы советских времен уходят в прошлое. Один за другим исчезают под ковшом экскаватора блоки. На их месте появляются жилые кварталы, детские сады. Пройдет время, и новое поколение автолюбителей лишь из рассказов дедушек будет знать, что такое гараж и как в нем было здорово проводить время.

Хотя возможен и гаражный ренессанс. Они в последнее время дорожают, на них есть спрос.

В 90-х годах супруги Аюповы приобрели роскошный гараж площадью в 30 квадратных метров со смотровой ямой и погребом.

"Муж работал личным водителем директора предприятия, поэтому с покупкой проблем не было, – говорит Ильзия ханум. – Муж с утра до вечера там пропадал все выходные, говорил, делом занимается – ремонтом машины отца. Сейчас у нас свой дом с гаражом, и была возможность продать этот старый за 200 тысяч рублей. Прошло полгода, и цена поднялась уже до 300 тысяч рублей. Пока думаем…"

Подпишись и поставь лайк!