8 января на танкере TORC, находящемся под управлением турецкой компании Besiktas Shipping, произошёл взрыв котла. Второй механик Mehmet Altas получил тяжёлые ранения и скончался до прибытия медицинской помощи, судно находилось в Средиземном море
Думаю, ни для кого не секрет, что паровые котлы имеют свойство иногда взрываться, я даже отдельную статью на эту тему написал:
Однако TORC не пароход, в качестве двигателя на нём установлен дизель 9L32/40 производства MAN B&W.
Зачем же там котёл? Давайте более подробно остановимся на этом и потом плавно перейдём к тёплым ящикам. Котёл производит пар, который может служить для системы обогрева грузовых танков и мойки танков на танкерах, а так же системы обогрева топливных и масляных запасных, отстойных, переливных и расходных цистерн и др., плюс сажеобдувочные устройства, турбогенераторы, испарительная установка, подогреватель сепаратора льяльных вод, локальная система пожаротушения в МО, система паротушения служебных и грузовых помещений, система отопления жилых и служебных помещений - устанешь всё перечислять.
Один из снимков фронтальной части такого котла из дзеновского "Журнала Морского Волка":
Не смог пройти и мимо такого исключительно экспрессивного фото розжига котла, правда, не уверен, что это вспомогательный:
Так что паровой котёл - стандартный элемент оборудования и на современном судне. А уж на не совсем современном, например, на древних Волго-Балтах, где мне довелось поработать, помнится, пришлось повозиться с этими котлами и их форсунками, правда они были не паровые, а просто водогрейные, вот такие:
Так вот, под статьёй о котлах из "Журнала Морского Волка" прочёл такую краткую перепалку:
"...Рванул тёплый ящик. Люк аварийного выбега из кочегарки в каюту доктора прилетел( задрайка не задраивалась). Дверь из кочегарки в машину выдержала, но пайолы вскрылись. Ящик из прямоугольного в круглый превратился. Хорошо трубьё не пообрывало. кувалдами отрихтовали, заварили. Вскипятился, а подрывной на нём не сработал. Третий в кочегарку зашёл, параметры сверил, дверь захлопнул, ушёл в генераторную . И хлопнуло..."
Ответ: "...теплый ящик не герметичен может вскипеть рвануть не может".
Ответ на ответ: "...Ящик глух. есть два аварийных патрубка. Один перелив, второй аварийный сброс пара за борт. Его у нас по всей видимости закидало. Открытых я НИ ГДЕ НИ ВИДЕЛ. 18 лет в М.К.О."
Подведение итогов дискуссии: "Что такое 18 лет для изучения конструкции теплого ящика... Еще 10 лет, и поймешь, что ящик связан с атмосферой!..."
На этом общение закончилось. Что ж давайте попробуем разобраться.
Кстати, на запрос, что такое тёплый ящик, интернет может выдать такой ответ: "Теплый ящик, или так называемый теплоизолированный контейнер, является неотъемлемой частью судовых грузовых систем и играет важную роль в сохранении качества и безопасности перевозимых товаров.
Один из главных преимуществ теплого ящика на судне – способность создавать и поддерживать требуемую температуру внутри контейнера."
Но нам нужен совсем другой тёплый ящик. Вот простейшая схема питания работающего котла. Конденсат из вспомогательного конденсатора 1 подается в теплый ящик 3 мокровоздушным насосом 2. Питательный насос 4 из теплого ящика или добавочно из танка 5 подает воду в котел 8 через фильтр 6 и водоподогреватель 7.
Такая система питания котлов называется открытой, так как в теплом ящике вода сообщается с атмосферным воздухом:
Довольно древнее определение:
ТЕПЛЫЙ ЯЩИК
(Hot well, hotwater well) - систерна для хранения теплой воды (конденсата пара), откачиваемой воздушным насосом из холодильника машины. Т. Я. соединяется трубопроводом с питательными помпами, подающими воду в котлы. В верхней части Т. Я. устраивается открытая сверху труба для удаления воздуха из ящика. Самойлов К. И. Морской словарь. - М.-Л.: Государственное Военно-морское Издательство НКВМФ Союза ССР , 1941
Также в теплом ящике установлены дефлекторы для предварительного отделения масла или топлива от конденсата или питательной воды. Затем для завершения очистки вода пропускается через угольные или матерчатые фильтры. Избыток воды из теплого ящика перепускается в цистерну питательной воды, откуда при необходимости будет пополняться питательная система. Вода из теплого ящика забирается главным и вспомогательным питательными насосами.
Копаем дальше. "...для максимально возможного удаления кислорода из питательной воды в открытых системах питания необходимо поддерживать температуру воды в теплом ящике не ниже 55 ... 65 °С, что обеспечит содержание кислорода в питательной воде не более 5,0 мг/л. ...необходимо внимательно следить за температурой воды в теплых ящиках, особенно в период работы котлов на пониженных нагрузках. Нельзя допускать переохлаждения конденсата в водоохладителях, а в ряде случаев целесообразно оборудовать теплые ящики змеевиками-подогревателями, работающими на отработавшем паре.
Чисто гипотетически, если сообщение тёплого ящика с атмосферой каким-то образом заблокировано, а в результате работы системы подогрева вода в нём начала кипеть, его бы могло так разнести, как пишет первый комментатор. Но вот за счёт чего бы она начала кипеть? Может ли отработанный пар иметь температуру, достаточную для того, чтобы началось кипение воды в тёплом ящике? Вроде бы второй комментатор соглашается, что такое возможно...
Но мне паровые котлы эксплуатировать не доводилось. Может, кто-либо из читателей, кто в теме, внесёт пояснения?
...........................................................................................................................................................................
Полное оглавление журнала: