Найти в Дзене
Libertà

СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ. ПРОФЕССОР ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ ПРЕСТУПНИК ИЛИ НЕТ И МОЖНО ЛИ СЧИТАТЬ ШАРИКОВА ЧЕЛОВЕКОМ

Режиссер В. Бортко, киностудия Ленфильм, 1988 год. Сотворив Полиграфа Полиграфовича из доброго, но хитрого пса, профессор Преображенский оказался в безвыходном положении. В результате эксперимента на животном он случайно получил человека. Причем, не ребенка, которого можно воспитать, а взрослого мужчину с отвратительным характером и манерами, склонностью к излишествам нехорошим, воровству и прочими прелестями. По поводу того, кем было существо, полученное в результате операции по пересадке гипофиза. М.А.Булгаков в повести «Собачье сердце» постоянно именует его человеком. Однако у полученного существа не соблюдены все признаки принадлежности к человеку. Например, он не рожден женщиной, его предки были животными, и только часть головного мозга принадлежала умер_шему человеку. Я бы назвала Шарикова гибридом человека и собаки с преобладанием человеческих черт, не отвергая при этом факта, что у этого гибрида присутствовал разум. Практически с момента завершения операции остановились работа
кадр из фильма "Собачье сердце"
кадр из фильма "Собачье сердце"

Режиссер В. Бортко, киностудия Ленфильм, 1988 год.

Сотворив Полиграфа Полиграфовича из доброго, но хитрого пса, профессор Преображенский оказался в безвыходном положении.

В результате эксперимента на животном он случайно получил человека. Причем, не ребенка, которого можно воспитать, а взрослого мужчину с отвратительным характером и манерами, склонностью к излишествам нехорошим, воровству и прочими прелестями.

кадр из фильма
кадр из фильма

По поводу того, кем было существо, полученное в результате операции по пересадке гипофиза.

М.А.Булгаков в повести «Собачье сердце» постоянно именует его человеком. Однако у полученного существа не соблюдены все признаки принадлежности к человеку. Например, он не рожден женщиной, его предки были животными, и только часть головного мозга принадлежала умер_шему человеку.

Я бы назвала Шарикова гибридом человека и собаки с преобладанием человеческих черт, не отвергая при этом факта, что у этого гибрида присутствовал разум.

Практически с момента завершения операции остановились работа и научная деятельность профессора, имевшего европейскую известность. Филипп Филиппович больше не принимает пациентов и даже не поет арии из опер, а разгребает проблемы, создаваемые Шариковым.

Бывший Шарик после очеловечивания  получился не чистым листом бумаги, на котором можно написать что угодно, а готовым моральным уродом. Внутренний мир собачки, искавшей пропитание и ночлег, и считавшей своего спасителя божеством, исчез.

Его заменило сознание Клима Чугункина, а Климу бесполезно объяснять правила поведения, он их не соблюдает даже пока чувствует себя зависимым от Преображенского.

кадр из фильма
кадр из фильма

Как только Шариков устраивается на работу, он становится опасен для профессора и доктора Борменталя. Заведующий отдела очистки уже сам грозит револьвером Преображенскому и Ивану Арнольдовичу.

Если бы эксперимент проводился в клинике, таких проблем у профессора не возникло бы, поскольку Шариковым занималось бы руководство клиники.

Первой ошибкой профессора было решение проводить операцию дома. Вторую Филипп Филиппович признал сам, пребывая в вынужденном простое.

кадр из фильма
кадр из фильма

«Вот, доктор, что получается, когда исследователь, вместо того, чтобы идти ощупью и параллельно с природой, форсирует вопрос и приподымает завесу! На, получай Шарикова и ешь его с кашей.»

Профессор раскаялся в своем опыте, получив непредсказуемый результат. Он подумывает о том, чтобы прекратить существование Шарикова в виде человека, но не решается на это из морально-этических соображений.

Преображенский не хочет быть прес_тупником и не хочет делать доктора Борменталя своим сообщником.

В повести М.А. Булгакова ясно показано, что Филипп Филиппович не собирался уби_вать Шарикова. Слова «Ей богу, я, кажется, решусь» сказаны после рассматривания пробирки с мозгом, скорее всего, собаки Шарика.

Что имел в виду сам профессор и от чего он отговаривает Ивана Арнольдовича?

Доктор Борменталь был как раз настроен на уби_йство Шарикова, он грозился накормить мышьяком Полиграфа Полиграфовича из сочувствия бедственному положению профессора, потерявшего возможность заниматься наукой.

Гибель Шарикова в квартире профессора была бы нарушением закона, поскольку экспериментально полученное существо уже  имело официальный статус человека. Шариков получил документы, имя, фамилию и был зарегистрирован, как человек.

Операцию, в результате которой был получен будущий Шариков, сам профессор называл самой сложной из всего, что ему приходилось делать. Он не был уверен в том, что вторая операция пройдет столь же успешно, поэтому и не решался до последнего момента избавиться от Шарикова.

Можно по-разному оценивать действия Преображенского, но я считаю, что преступ_ления не было, поскольку вторая операция прошла успешно. Профессор вернул все на свои места, сделав Полиграфа Полиграфовича снова собакой Шариком.

кадр из фильма
кадр из фильма

Он предъявил результат властям, объяснив это тем, что Шариков сама вернулся в первоначальный вид, и претензий к нему не было. Можно считать нарушением обман, сокрытие факта об операции, но лишения жизни человека не было.

Преображенский и во время первой операции имел дело не с человеком, а с органами, изъятыми у тру_па, поэтому убийцей его признать нельзя. Органы умершего Клима Чугункина изъяты, собака снова стала собакой.