Вышивка драгоценными жуками.
Buprestidae jewel beetle (жук-златка), живет по всему миру.
Внешняя поверхность надкрыльев - блестящая, переливающаяся, с эффектом маслянистости; цвет переходит от зеленого к фиолетовому, к синему или к бронзе.
Именно эти твердые надкрылья из хитина (Еlytra) и использовали как природные пайетки для украшения текстиля в культурах многих стран Южной Америки, Южной и Юго-Восточной Азии
В восточных странах эти жуки - часть гастрономической традиции: жука съедают- а хитиновые надкрылья идут на отделку
В Индии вышивка одежды жуком стала символом высокого статуса в период Моголов (1526-1756). Именно из Индии, в конце 18 века, западные торговцы привезли в Европу купоны ткани
расшитые изумрудно-зелеными надкрыльями
История не сохранила имя первой дамы появившейся в свете в платье расшитом жуками. Наверняка она произвела сильное впечатление, ведь "при свете свечей или газового освещения подобная вышивка мерцала подобно звездам". Издали переливающуюся отделку можно было принять за драгоценные камни, изумруды или сапфиры.
И если в индийском стиле вышивки пришивались крошечные кусочки жука, то
в большинстве вышивок викторианских платьев каждое надкрылье использовалось в его первоначальном виде, или разрезалось на большие куски, из-за чего "невозможно было не заметить их мерцающую зелень".
По форме надкрылья напоминают лепестки, поэтому ими было легко вышивать модные в XIX веке "флоральные" орнаменты - цветы и замысловатые листья, но по-настоящему
уникальным в вышивке западных платьев является биомимикрия: когда надкрылья нашивали имитируя в узорах живых жуков.
На пике моды вышивкой украшали и бальные, и прогулочные платья, преимущественно белые. Тонкий муслин был таким же символом Индии, как зардози (вышивка золотой нитью) и надкрылья златки.
Из-за хрупкости последних, как правило, расшивали только края платьев - горловину, подол, низ рукавов, полочку и бока- поскольку, если сесть на такую вышивку, то надкрылья раскрошатся.
На одно платье уходило от 2 до 7 тысяч таких пайеток. Для большего эффекта вышивка жуками дополнялась металлизированной нитью.
Как показала жизнь -тонкий муслин и тюль рвутся, а вот с надкрыльями, практически, ничего не происходит
В то время как в 1830-х годах платья из жука носили исключительно привилегированные женщины, к концу 19 века это оказалось прерогативой эксцентриков: Зеленое платье актрисы Эллен Терри, для роли Леди Макбет, после премьеры 1888 года, стало притчей во языцех. Мерцающее платье произвело настоящую сенсацию, превратив рыжеволосую красавицу в нечто среднее между украшенной драгоценностями змеей и средневековым рыцарем.
Еще одно из самых известных «платьев с крыльями жука», - платье леди Керзон, разработанное в 1903 году Жаном-Филиппом Вортом для приема в честь коронации короля ЭдуардаVII. Огромный шлейф платья мастера из Дели и Агра расшили серебром и золотом. Вышивка в виде перьев павлина была украшена сине-зеленым жуком. Платье произвело фурор, и тут заслуга леди Керзон в том, что она, говоря современным языком, создала рекламу индийским мастерам, демонстрируя на себе их искусство.
Вышивка крыльями жука в обычном западном стиле, продолжала использоваться в 20-х для вечерних платьев. Тогда в дополнение к типичному белому фону добавились черный, зеленый, золотой и даже розовый. Тяжелой и богато украшенной вышивкой расшивали воротники вечерних пальто, сумки, кошельки и аксессуары.
1920-е годы были последним всплеском, и вскоре после этого стиль такой вышивки исчез из общественного сознания, до сегодняшних дней.
В 2009-м Леди Гага вышла в свет в платье, на рукава которого дизайнер Холли Рассел вручную пришила 1000 надкрыльев жуков купленных ею в Токио.
А в 2012-м, благодаря Колин Этвуд художнику по костюмам, известной своей любовью к интересным фактурам, у жуков случился очередной виток популярности. В "Белоснежке" Колин декорировала чешуйками привезенными из Тайланда голубое платье королевы Равенны, и это вызвало шквал вопросов, что за жуки и где такую красоту взять.
И вот уже жуками вышивают не нежные орнаменты, а целые агрессивные архитектурные платья:
"команда дизайнеров On Aura Tout Vu выпустила на подиум одежду с шипами из надкрыльев, которая выглядела еще более театрально, чем когда-либо", Бельгийский скульптор Ян Фабр использует жуков для своих объёмных работ, а Дрис ван Нотен пошел дальше и создал для своей коллекции Осень/Зима 2015-2016 искусственные надкрылья.
Что ж. Посмотрим, куда повернет эта мода дальше.