Здравствуйте!
Расскажу о молодом мужчине, который вырос буквально у меня на глазах.
Ждали "принцессу"
Эта семья жила по соседству, через дом. Мама в этой семье страстно хотела дочку. И, когда выписалась из роддома с маленьким Серёжей, долго, не стесняясь, говорила, что так ждала "принцессу", а теперь вот нянчится с "этим".
А "этот", к тому же, родился с некоторым отклонением по... "мужской части", и малышу в возрасте 2 лет делали операцию под общим наркозом. Что-то пошло не так, и пришлось делать ещё одну непростую операцию. "Мужскую часть" починили, но малыш перестал разговаривать, хотя уже бойко так начинал лопотать. Стал капризным, даже истеричным. Иногда надолго уходил в себя и молчал сутками. Два общих наркоза не прошли даром. Ну, и мама там тоже выдержкой не отличалась.
В первом классе по учёбе ребёнок "не пошёл", и его отвезли на психолого-медико-педагогическую комиссию - ПМПК. Вердикт комиссии - задержка психического развития (ЗПР). Но программу рекомендовали без пролонгации обучения. Мама была удручена: "Ну вот, он ещё и дурак оказался".
И мальчик учился - кое-как на "3". Часто слышала, что он плачет на перемене, иногда - ревёт белугой. Подходила, утешала. Оказывается, дети с ним играть не хотели.
Мальчишка был симпатичный, одевали его хорошо. Внешне признаков изгоя не было совершенно. Но нервишки были ни к чёрту. Обижался по пустякам, вообще не понимал шуток. Учительницу свою тоже сильно раздражал: "Стоит кому-то тронуть его вещи, тут же орёт, как резаный, бросается в драку!" Разумеется, одноклассники этим развлекались: брали его вещи и убегали и бросали на пол. Серёжа орал, плакал. А остальным было весело.
Мне было жаль этого ребёнка: дома не особо желанный, а в школе тем более никому не нужен.
Иногда Серёжа приходил в гости к моему сыну (между ними разница в возрасте 1 год, сын старше), и они вполне хорошо общались. Но до тех пор, пока не приходил ещё один мальчик. Тогда они немедленно начинали дружить против Серёжи. А я звала Серёжу к себе. Мы с ним разговаривали о том-о сём, пока я работала на кухне. Иногда Серёжа мне по мелочи помогал.
К 3 классу он неожиданно сильно вырос, и теперь обижали не его, а он. Щедро раздавал тумаки направо и налево. На год определили его на надомное обучение.
Видимо, жизнь вне детского коллектива пошла парню на пользу. Потому что в четвёртый класс он пришёл уже более спокойным. А, может, медикаментозно его успокаивали, я не знаю. Мама, тем временем, наконец, родила себе дочь и всё время посвящала ей. А Серёжу оставила в покое. Может, и это пошло ребёнку на пользу.
Обычный троечник
В основной школе он продолжал учиться, так же имея справку ПМПК и диагноз: ЗПР.
Поведение выровнялось. Он уже ни с кем не дрался, но и ни с кем не дружил. Продолжал учиться с теми же детьми, вместе с которыми пришёл когда-то в первый класс. "Двоек" не получал, но и оценок выше "тройки" ему не ставили. Клеймо "зпр-щика" никуда не делось.
Так, уже довольно спокойно, доучился Сергей до 9 класса. Внешне стал красавцем: рост 180, тоненький, гибкий, с правильными "славянскими" чертами лица.
Сдавал, согласно диагнозу, два обязательных предмета: русский язык и математику. Учителя вздыхали: "Хоть бы уж сдал с первого раза и ушёл в какой-нибудь колледж, где принимают "особенных".
И он сдал оба экзамена с первого раза. Причём справился с работами и по русскому, и по математике всего за полтора часа и получил по обоим предметам железобетонные четвёрки. Школьные учителя были поражены.
А Серёжа поступил в колледж, учиться на автомеханика.
Где Серёженька-ЗПР?
Я его не видела с августа до Нового года. Когда приехал на каникулы, не сразу узнала. Во-первых, он ещё подрос. Во-вторых, от школьного затюканного Серёженьки не осталось и следа. Высокий, красивый, уверенный в себе парень. Улыбка - от уха до уха, глаза блестят. Спросила, как идёт учёба. Отвечает: отлично! И тут же достаёт из внутреннего кармана куртки зачётку, открывает: одни "пятёрки".
В колледже Сергей проучился почти 4 года, жил в общежитии, закончил с дипломом с отличием. Мамочка сыном гордилась и уже не называла его "этот". Теперь - только "мой мальчик".
Едва получив диплом, отправился в армию. И снова у мамы поводы для гордости: дважды приходили благодарственные письма.
Вернувшись из армии, Сергей собирался устраиваться в авторемонтную компанию, по специальности. Но его пригласили в полицию, и Сергей пошёл.
Сейчас он уже работает в полиции третий год, получил очередное звание (точно не помню, какое, придумывать не буду). И поступил в университет на юридический факультет. Учится заочно, платно - сейчас на юрфак поступить на бюджет почти нереально. Учёбу оплачивает сам.
Где тот вечно заплаканный, затравленный мальчишка? Стоило ему покинуть школу, и с парнем произошли удивительные перемены. Какие слова нашли для него в колледже преподаватели и почему не смогли найти школьные учителя? Почему в колледже он смог раскрыться, а в школе только противостоял "тюканью" и презрительному отношению?
Я Серёжу вижу теперь редко: он недавно женился и переехал в другую часть города. Но иногда встречаю его маму и знаю, что у парня всё хорошо: учёба идёт, по службе продвигается, ожидает пополнения в семье.
Навесить ярлык - проще простого
Я считаю, что нет ничего хорошего в том, что ребёнку иногда приходится учиться с первого по выпускной класс в одной и той же школе. Уже в первом классе за ребёнком закрепляется определённая репутация: этот молодец, старательный и вообще лапочка (и папа у него врач), а тот - разгильдяй и шалопай, и выше "тройки" ему ставить не за что. А в сёлах и маленьких городках (как наш, например), на отношении к ребёнку обязательно скажется и репутация и общественное положение его семьи.
И эта репутация тянется за ребёнком из класса в класс, несмотря на то что ребёнок растёт, меняется, развивается. Тому, кто был в начальной школе отличником, обычно до самого выпуска по инерции так и ставят "пятёрки". А на детей, пришедших в школу неподготовленными или не совсем здоровыми, часто ставится клеймо "лентяй" или "дурачок". И ребёнку удаётся от него избавиться, только полностью поменяв среду, круг общения. Как в случае с Серёжей.
Так вот, давайте не будем спешить навешивать ярлыки на детей. Как показывает жизнь, из всех двоечников, лентяев и даже "зпр-щиков", как правило, вырастают вполне хорошие люди и специалисты.
И, что показательно, спустя годы, с учителями здороваются и обнимаются, в основном, именно двоечники. А бывшие отличники часто просто кивнут головой при встрече или даже сделают вид, что не знакомы.
Всем добра!
Заглядывайте на "Изнанку образования", вместе пообсуждаем, что сейчас происходит в нашем образовании.