Найти в Дзене
Просто Чудесный мир

Миф о пещере Платона, объяснённый на пальцах

Оглавление
Графическое представление мифа о пещере Платона (иллюстрация 4edges / Wikimedia Commons)
Графическое представление мифа о пещере Платона (иллюстрация 4edges / Wikimedia Commons)

Миф о пещере Платона — один из самых известных, если не самый известный, в истории философии. С другой стороны, в конечном итоге он, по сути, суммирует все мысли великого афинского философа и к тому же довольно легко запоминается, несмотря на то, что полон смыслов.

1. О чем рассказывает миф о пещере?

Давайте, прежде всего, разберемся в содержании этого мифа. Платон рассказывает нам об этом в «Государстве», самом известном и важном своем произведении, в начале VII книги.

Представьте себе довольно темную пещеру, внутри которой с детства содержатся рабы. Эти рабы прикованы цепями к стене и заперты, так что их глаза могут смотреть только на заднюю стену пещеры.

Миф о пещере Платона
Миф о пещере Платона

Однако в пещере обитают не только эти рабы. За стеной, невидимые для прикованных людей, часто проходят люди, неся над головами предметы, такие как вазы и статуэтки. Эта часть пещеры, помимо всего прочего, освещена ярким огнем.

Поскольку эти люди и огонь находятся за стеной, к которой прикованы рабы, рабы не могут их видеть. Они слышат только голоса и видят тени, проецируемые на стену пещеры. Никогда больше ничего в своей жизни не видя, они убеждают себя, что голоса принадлежат тем теням, которые, по их мнению, являются реальными объектами.

Раб освобождается

Однако в какой-то момент один из рабов освобождается и, обойдя стену, понимает природу пещеры. То есть он понимает, что то, что он считал истинной реальностью, — это всего лишь тени, отбрасываемые другими объектами, которые, в свою очередь, освещаются огнем. Огонь, на который ему поначалу трудно смотреть, поскольку он привык к темноте.

Вскоре раба подталкивают к входу в пещеру, и там его глазам становится еще труднее, потому что он никогда не видел солнечного света. Поэтому, когда он выходит на улицу, он даже не может осмотреться из-за боли в глазах.

Предметы отражаются в луже
Предметы отражаются в луже

Однако мало-помалу он начинает к этому привыкать и поэтому может начать видеть вещи в природе, может быть, не прямо, а отраженные в лужах, единственное, что он может видеть, пока вынужден смотреть вниз.

Однако по прошествии некоторого времени глаза окончательно привыкают к этому миру, и раб может сначала поднять глаза к небу ночью, а затем поднимать их и днем, пока, наконец, не видит солнце, которое освещает всё.

Возвращение в пещеру

В этот момент раб счастлив и доволен тем, что обнаружил такую неизвестную и неожиданную реальность. Однако он не хочет держать это открытие только при себе: думая о своих сокамерниках, все еще запертых в пещере, он чувствует необходимость вернуться к ним и рассказать обо всем.

Таким образом, он следует тем же путем, что и раньше, но на этот раз в обратном порядке: снова входит в пещеру и направляется к месту, где сидят рабы, прикованные цепями. Проблема, однако, в том, что, переходя от света к тьме, он с трудом видит. Фактически, его глаза сейчас изо всех сил пытаются привыкнуть к тусклому свету пещеры.

Таким образом, когда он появляется в присутствии своих старых товарищей по тюрьме, его глаза отказываются ему служить, и он не может различать формы. Следовательно, его товарищи сомневаются в его словах. На самом деле он рассказывает то, что видел, но другие рабы не верят тому, кто даже не видит теней на стене пещеры.

Миф завершается утверждением, что если раб будет настаивать на попытках убедить своих друзей, в определенный момент им это надоест, и в конечном итоге они убьют его.

2. В чем смысл мифа?

Как мы уже говорили, миф о пещере содержит все важнейшие аспекты философии Платона всего на нескольких страницах. Мысль афинянина, по сути, основана на сильном дуализме: существуют два мира, один видимый и ложный, другой скрытый и истинный.

Видимый мир – это мир нашей повседневной жизни, в котором мы ориентируемся преимущественно посредством органов чувств; мир материальности и становления, где все кажется мимолетным и иллюзорным. Истинный мир, однако, скрыт за этим мимолетным миром, в который человек приходит через разум и в котором живут вечные и неизменные идеи.

"Государство" Платона
"Государство" Платона

Фактически, в нашем мире все эфемерно; всё рождается, живет и умирает, не оставляя видимого следа. Но есть идеи – такие как идея справедливости, идея красоты, идея добра, идея прямой линии, идея треугольника и т.д. – которые не меняются, а вечны, которые не меняются изо дня в день, но длятся вечно.

Для философа мы должны все больше и больше стремиться освободиться от этого материального и поверхностного мира, чтобы получить доступ к высшему миру, миру вечных истин. Путь раба в мифе о пещере именно такой: тот, кто выходит из иллюзии и приходит к истине. Но чтобы проиллюстрировать это еще лучше, полезно расшифровать аллегории, используемые Платоном.

3. Каковы символы этого мифа?

На самом деле миф полон символов, расшифровать которые не так уж сложно. Сам Платон на следующих страницах «Государства» дает некоторые указания на этот счет. Однако давайте рассмотрим эти символы один за другим:

  • пещера: представляет наш разумный мир, внешний мир;
  • реальность за пределами пещеры: представляет Гиперуран, мир идей, мир, населенный вечными и неизменными вещами;
  • прикованные рабы: это мы, люди;
  • цепи: страсти, пороки, поверхностность, невежество, то есть всё, что связывает нас с этим миром, что не позволяет нам возвыситься;
  • освобожденный раб: он является главным героем мифа и представляет философа, потому что задача философа состоит именно в этом, то есть разорвать свои оковы (невежества и порока) и идти к свету истины;
  • отбрасываемые тени, которые видят рабы, – самый элементарный (и поверхностный, а также обманчивый) уровень знания;
  • предметы, которые отбрасывают эти тени: представляют чувствительные вещи, присутствующие в нашем мире, имитации более высоких реальностей;
  • огонь внутри пещеры: символизирует «архе», или первые попытки философов «осветить» наш мир;
  • выход из пещеры: попытка философа заглянуть за пределы видимости;
  • глаза, ослепленные светом: тот факт, что смотреть на истинную реальность вещей трудно и что глубочайшие истины кажутся на некоторое время непостижимыми;
  • возможность видеть вещи, отраженные в воде: тот факт, что прежде чем познать идеи, нужно пройти через промежуточные ступени познания, например, через математику;
  • предметы, которые населяют мир за пределами пещеры: представляют собой ценностные идеи;
  • солнце: высшая идея, идея добра;
  • желание раба вернуться в пещеру: желание философов передать то, что они открыли, другим людям;
  • факт того, что мы больше не видим друг друга, когда он вернулся: трудность философа вернуться к приданию значения тривиальным и повседневным вещам, теперь, когда он привык рассуждать о глубочайшей истине;
  • рабы, которые насмехаются над ним, потому что он больше ничего не видит, в то время как они хорошо видят тени: лжеучителя и в особенности софисты, хорошо понимающие поверхностные вещи мира, но не понимающие истину;
  • возможное убийство раба его товарищами: смерть Сократа, приговоренного к смерти своими согражданами, несмотря на то, что он говорил правду.

4. Как объяснить это другим людям?

Теперь миф должен быть достаточно ясен. Однако, как вы заметили, он относительно сложен и поэтому требует определенного внимания, чтобы понять все его аспекты. По этой причине попытка проиллюстрировать и рассказать этот миф окружающим может оказаться непростой.

Наш совет – прежде всего воспользоваться некоторыми объяснениями, например теми, которые приведены в этой статье, но прежде всего обратиться к некоторым конкретным примерам, которые всем известны. Пещера Платона на самом деле напоминает – и многие это заметили в последние десятилетия – современный кинотеатр.

Кинозал
Кинозал

Фактически, в кинотеатре мы погружаемся во тьму и вынуждены смотреть на экран, на который проецируются тени предметов, то есть это имитация реальности. Если бы мы провели всю свою жизнь в кинотеатре, мы бы поверили, что фильмы, которые мы видим, являются истинной реальностью мира.

Однако, выйдя из кинотеатра, мы бы поняли, что то, что видим на экране, — всего лишь обман. И мы бы заметили это постепенно, потому что наши глаза должны были привыкать к свету и, пораженные увиденным в кинотеатре, им может потребоваться время, чтобы увидеть нашу суровую реальность.

Короче говоря, используя аллегорию кинотеатра, можно рассказать своим друзьям тот же самый миф Платона, только немного более обновленный. А это поможет задуматься о том, что иногда мы слишком полагаемся на поверхностность вещей, на видимость, на внешний вид, не заставляя себя пытаться идти глубже и против течения.

  • Изображения: CC Attribution: CC BY; CC BY-SA.
  • Уважаемые читатели! Мы продолжаем радовать вас интересными и поучительными фактами из «Мира чудес». А чтобы не пропустить новые публикации канала, подписывайтесь на нашу страницу в Телеграм. Там мы публикуем всё самое необычное, таинственное и загадочное.
Пещеры
7009 интересуются