Найти тему
Автообозрение

Зарождение китайского автопрома и его первые шаги.

В современном мире показателем развития страны является машиностроение. В свое время КНР начала активную деятельность в данном направлении, благодаря иностранным инвестициям. Сейчас же, КНР является сильно развитой страной в промышленности (во всех сферах). Китай нарастил сильную базу для машиностроения на высоком уровне. Сейчас китайское машиностроение вышло на мировой рынок и очень активно продается за рубежом (преимущественно в России). Страна является мировым лидером по производству множество видов промышленной продукции, и в том числе по производству автомобилей. До второй половины XX века большинство китайских машиностроительных компаний были государственными предприятиями отстающие в технологическом и управленческом отношении от международных конкурентов. Внутренний спрос страны удовлетворялся, в основном, за счет импорта. Но к концу 20 столетия Китайское правительство приняло стратегию импорта передового, высокоразвитого, по тем временам, оборудования промышленности для повышения эффективности производства, организуя при этом совместные компании, где иностранцы имели только миноритарный пакет акций.

15 июня 1953 года принято считать днём рождения всего автопрома в КНР. Тогда в Пекине начала свою работу «FAW». Первый китайский автомобиль «Цзефан» (ЗИС-150) вышел с завода в 1956 году при поддержке Советского Союза.

Уже через два года был произведён еще один автомобиль «Дунфэн». В марте 1958 года - первый грузовик, грузоподъёмностью в 2,5 тонны, основанный на базе ГАЗ-51

-2

Однако, по 80-е годы XX века включительно власти КНР сдерживали развитие автомобилей, ведь в стране не было ни подходящих дорог, ни горючего. В 80-х годах страну наводнили подержанные машины из соседней Японии, чего китайское правительство не могло допустить. Поэтому было решено вытеснить их национальными автомобилями. В 1992 году годовой объём производства автомобилей в КНР впервые превысил один миллион. В 1993 году было принято решение поднять пошлины на ввозимые из-за рубежа авто на 70-300% и начать строить собственные автозаводы. Вступление в ВТО привело к размещению иностранных производств на территории Китая. Поначалу автопром КНР работал в двух направлениях - на заводах под контролем известных производителей собирались лицензионные модели и собственно «китайские автомобили». Причем вторая группа являла собой «солянку» из копий известных марок.

Китайский аналог «Порше Каен»
Китайский аналог «Порше Каен»

Позже, на внутренний и внешний рынки вышла компания «BYD» (Build Your Dreams), в переводе - «Строим Вашу мечту». В основе концепции новой компании «Би-Уай-Ди» отразились принципы: «Собственная разработка, собственный дизайн». В 2013 и 2014 годах впервые в мировой истории автопроизводства для какой-либо страны Китай произвёл более 20 млн автомобилей - соответственно 22,1 млн и 23,7 млн единиц. А в 2015 году достиг отметки 25 млн автомобилей, что является рекордным показателем в мире за все время.

Dongfanghong — вариация на тему Волги ГАЗ 21. Это, по сути, последний автомобильный плод советско-китайской дружбы.
Dongfanghong — вариация на тему Волги ГАЗ 21. Это, по сути, последний автомобильный плод советско-китайской дружбы.

Выставка достижений китайского «членовозного» автомобилестроения на площади Тяньаньмэнь. На первом плане нечто неопределенное, до боли напоминающее нашу Чайку или родственный ей Packard. Слева на заднем плане — Beijing CB4, справа — Hongqi CA72.
Выставка достижений китайского «членовозного» автомобилестроения на площади Тяньаньмэнь. На первом плане нечто неопределенное, до боли напоминающее нашу Чайку или родственный ей Packard. Слева на заднем плане — Beijing CB4, справа — Hongqi CA72.

В начале 1970 х для встречи почетных гостей соорудили 14 кабриолетов Shanghai SH 761. Ездить во флагманских Hongqi было позволено не каждому гостю.
В начале 1970 х для встречи почетных гостей соорудили 14 кабриолетов Shanghai SH 761. Ездить во флагманских Hongqi было позволено не каждому гостю.

Массовый военный внедорожник Beijing BJ 212 с мотором объемом 2,45 литра, скопированным с советского ГАЗ 21, в разных вариантах делали много лет.
Массовый военный внедорожник Beijing BJ 212 с мотором объемом 2,45 литра, скопированным с советского ГАЗ 21, в разных вариантах делали много лет.

Что будет дальше с китайским автопромом — очень интересный вопрос, который заставляет включить воображение. По прогнозам экспертов, через 3-5 лет китайские автомобили перестанут восприниматься как нечто некачественное и ненадежное и встанут в один ряд с ведущими мировыми брендами.