Классические футболки с логотипом Nirvana не теряют своей популярности уже более 30 лет, но откуда на самом деле взялся легендарный смайлик?
В сентябре 1991 года Nirvana – малоизвестная гранж-команда из Сиэтла – внезапно стала одной из самых популярных групп в мире благодаря миллионным продажам их второго альбома Nevermind.
На протяжении следующих пары лет трио, состоящее из Курта Кобейна, Криста Новоселича и Дейва Грола, становилось все известнее и известнее, и со временем стало практически невозможно пройти по улице любого крупного города и не увидеть одну из таких футболок.
Спустя годы после смерти Кобейна, в 2018 году, именитый логотип группы оказался в центре судебного разбирательства между командой и модным домом Marc Jacobs, чья коллекция Redux Grunge Collection использовала легендарный смайлик без разрешения. Дизайнер все отрицал, заявляя, что лишь вдохновлялся нарядами, которые носили его друзья с Манхэттена в те времена.
С того момента дизайнер Роберт Фишер начал утверждать, что именно он придумал тот самый логотип для Nirvana летом 1991 года, когда группа искала дизайн для обложки Nevermind. Фишер говорит, что решил поиграться с разными вариантами улыбающейся физиономии, которую он рисовал в последние годы обучения в Otis College на пике кислотной культуры.
Фишер говорит о черно-желтых смайликах, которые были популярны в 70-е, а затем перешли в эйсид-хаус культуру в конце 80-х. В руках Nirvana это изображение было очевидным комментарием на тему мейнстримной поп-музыки, против которой трио открыто выступало.
Знатоки творчества Nirvana утверждают, что изображение впервые появилось на флаерах, анонсирующих вечеринку в честь премьеры альбома Nevermind в Re-Bar в Сиэтле 13 сентября 1991 года.
Долгое время считалось, что логотип придумал сам Кобейн под впечатлением от схожего изображения, которое тот увидел в стрип-клубе The Lusty Lady на вывеске.
Еще одна версия гласила, что первый арт-директор лейбла Sub Pop Лиза Орт заплатила дизайнеру Гранту Олдену 15 долларов, чтобы тот создал рекламные материалы для группы.
Но поскольку жизнь Кобейна оборвалась так рано и внезапно, а сам он никак не комментировал происхождение смайлика, установить правду со стопроцентной точностью уже невозможно.
Очевидно одно: вместе с незабываемой фотографией младенца, плывущего за долларом на удочке, улыбающийся логотип стал одним из символов непродолжительной, но яркой карьеры Nirvana.
Автор: Катерина Гафт
Читать также: