Найти тему
Евгения Кретова || писатель

Несколько сюжетных линий - как работать?

Рубрика #писательское_закулисье сегодня посвящена приемам работы с крупной формой - романами, повестями. Помимо прочих особенностей они характеризуются наличием нескольких сюжетных линий, ряд из которых могут быть главными, а ряд - второстепенными и вспомогательными. Как не запутаться в них, как удержать логику повествования и не допустить "провисания" и противоречия в сюжете? Об этом меня частенько спрашивают на курсах и мастер-классах. Собрала для вас несколько приемов, которые могут пригодиться в работе.

1. Некоторые авторы (чаще всего пишущие в соавторстве) разработали такой прием: они продумывают сюжет, канву событий, продумывают количество линий и распределяют их между собой. В итоге каждый пишет свои линии, а потом уже совместно выстраивают сюжет, собирая эпизоды, руководствуясь логикой и хронологией событий. Так можно работать и в одиночку. Имея перед собой план истории, вы можете последовательно писать сюжетные линии, а потом выстроить последовательность эпизодов в тексте.

2. Множественные сюжетные линии связаны определенной хронологией, верно? С ней все просто - она или прямая или ретроспективная. Вы можете писать, руководствуясь хронологией. Просто набираете текст, записывая события в нужной последовательности. А чтобы не спутать линию антагониста и линию протагониста, романтическую линию и линию расследования, вы отмечаете их в тексте разным цветом. В итоге при уменьшении масштаба текста перед вами окажется разноцветное лоскутное одеяло, по которому вы безошибочно найдете эпизод, где герой украл первую булочку и впервые поцеловался - по цвету, который соответствует этой линии.

3. Пользуясь различными писательскими программами, можно писать книгу как сценарий. Тогда вы можете использовать специальный рубрикатор с перечнем участвующих в сцене героев и местом сцены в общей хронологии событий, локацией. Вся история как алгоритм - будет у вас перед глазами в специальной "ветке" навигации. Аналогично можно работать и в Word, подключив навигацию файла и фиксируя сцены с помощью их оглавления. таким способом пользуюсь сейчас я: обозначаю героя, что с ним происходит, при необходимости - время и место событий. В отдельном окне все эти данные отображаются, весь сюжет - перед глазами.

4. Еще вариант - пишете главную линию в хронологическом порядке, попутно делая правки-примечания, что перед этим должно быть такое-то событие или герой должен понять то-то, или получить такие-то улики. Этот прием позволяет не распыляться и не упускать основную сюжетную линию. И в то же время фиксировать те зацепки, которые разбрасываются по истории.

Какими приемами пользуетесь вы? Делитесь в комментариях!

-----------------------

Мои книги на ЛитРес, Озон, Лабиринте и Book.24: детективы, фантастика, фэнтези, мистика.