К 90-летию со дня рождения народного артиста СССР Василия Семеновича Ланового (1934-2021).
Даже сегодня, два года спустя, невозможно поверить, что Василия Ланового уже нет с нами. На таких людях держится мир, образы его героев невозможно отделить от уникальной личности их творца, вклад актера в культуру России не имеет цены. Ланового называют великим актером, образцовым интеллектуалом, совестью нации, гордостью страны. Разве можно с этим поспорить? Ушла целая эпоха…
«Моя жизнь стоит на четырех китах. Первый – работа. Она приносит мне радость и боль, но никогда – безразличие, разочарование в ней. Второй – семья, ее здоровье. Третий – обстановка в семье, в мире. И четвертый – друзья», – таким было кредо жизни Ланового, которому он никогда не изменял.
Кумир миллионов зрителей, неотделимый от образов своих героев – бесстрашный Павка Корчагин, романтичный капитан Грей, неотразимый Алексей Вронский, рафинированный Анатоль Курагин, лихой казак и офицер Иван Варавва.
Актер всегда замечал, что почти все его главные роли – отзвуки военного детства, память о трагедии Великой Отечественной, ужасы которой он испытал и запомнил на всю жизнь.
Родился Василий в селе Стримба Одесской области в крестьянской семье, где «на двоих у родителей было всего три класса образования». Голодно было ужасно, и отец вывез семейство к брату в Москву, где вместе с женой устроился работать на химзавод. Жизнь потихоньку налаживалась, и светлым июньским днём 1941 года счастливый Вася вместе с сестренками отправился на каникулы к бабушке в родную деревню. Отдохнуть им, правда, не пришлось - дети сошли с поезда ровно в 4 часа утра 22 июня… Село Стримба захватили румыны, известные своей жестокостью по отношению к мирным гражданам, и однажды солдат выстрелил очередью из автомата над головой испуганного мальчишки – именно тогда Василий стал заикаться. Вылечила паренька музыка: уже после войны доктор посоветовал как можно больше петь.
«Именно с тех пор из всех видов искусств я больше всего люблю музыку. Это послание Бога, которое не нужно конкретизировать словами. В музыке смысл любого события расширяется в миллионы раз, ведь она попадает прямо в душу», - вспоминал впоследствии Василий Семенович.
Стать актером помог случай: в 1947 году тринадцатилетний Василий гулял со своим закадычным другом Володей Земляникиным по кривым московским улочкам и заметил яркую афишу спектакля о Томе Сойере, поставленного в студии при заводе имени Лихачева. Руководил самодеятельной бригадой Сергей Львович Штейн, режиссер и воспитатель, из-под крыла которого выпорхнули такие знаменитые актеры как Татьяна Шмыга, Вера Васильева, Игорь Таланкин, Валерий Носик и многие другие. Судьба Василия была решена!
В 1954 году, во время учебы Театральном училище имени Бориса Щукина, состоялся кинодебют актера – в фильме «Аттестат зрелости» красивый до невозможности Василий Лановой сыграл оторвавшегося от сплоченного комсомольского коллектива эгоистичного старшеклассника Валентина Листовского, а два года спустя был приглашен на главную роль в фильме «Павел Корчагин». Когда в постсоветское время журналисты задавали актеру вопрос о его нынешнем отношении к Корчагину, он неизменно отвечал:
«Сейчас я особенно его уважаю, люблю и восторгаюсь этим человеком. Не хлебом же единым жить, не деньгами же укладывать будущий духовный мир».
С подготовкой к исполнению роли Ивана Вараввы у Василия Ланового вышла заминка: он счел для себя предложенный ему образ нереалистичным:
«Я не мог понять своего героя, — рассказывал Василий Семенович. — Он отважный, красивый и всю жизнь влюблен в одну женщину, но ситуация сложилась так, что на взаимность рассчитывать не приходится. Мне со всех сторон стали твердить: «Варавва — романтик, играй романтика!» И я согласился».
Сегодня представить себе Ивана Варавву в исполнении другого актера просто невозможно. Фильм сняли более полувека назад, но до самого конца жизни великого актера к нему подходили пожилые военные с одной-единственной короткой фразой: «Спасибо, после этой картины я пошел в офицеры». Таких картин, объединяющих поколения, никогда не было много, но «Офицеры» - одна из них. Здесь имеется всё, что составляет саму суть жизни – любовь к женщине и детям, любовь к Родине, чистая и искренняя дружба. Даже самые строгие и скептически настроенные критики не находили и до сих пор не находят изъянов в этом вневременно́м фильме.
Всего за несколько лет до ухода из жизни Василий Семенович подвел свой творческий итог, выпустив второе издание книги «Летят за днями дни…», в которой ответил на вопросы зрителей, поделился мыслями о работе актера в театре, в кино, на телевидении, рассказал о многих факторах, формирующих личность настоящего художника. Он никогда не хотел и не просил себе другой судьбы, всегда проживая жизнь набело, был благодарен провидению, приведшему его в профессию, где актер сыграл сотни судеб, каждая из которых на время становилась отрезком собственной жизни.
В конце книги, завершая собственное «жизнеописание», актер пророчески заметил:
«Что до будущего, так его нам не дано предугадать, поэтому не стоит пытаться это делать. Пускай свою жирную точку поставит жизнь. И опять же – Александр Сергеевич Пушкин: “…пируйте же, пока мы тут!”».
Каждым днем, каждой минутой своей жизни Василий Семенович подтверждал неслучайность выбора, павшего на него, преданность искусству, близким людям, обществу и Родине. Итог его творчества не будет подведен никогда – светлый образ Великого Актера навсегда останется в наших сердцах.
Василий Лановой о себе, о жизни и профессии (из книги «Летят за днями дни…»):
Движение вперед тогда только возможно, когда это движение не по накатанной тропе, а в новое, – открытие и прокладывание новых троп. Иначе не будет открытий, это уже не будет творчеством. Искусство всегда должно быть открытием - в себе, в роли, в жизни.
Современный герой немыслим без гражданского пафоса. Если образ строить только на основе накопленного опыта и общих соображений, то он не найдет хорошего отзвука в зрительном зале.
Весь масштаб создаваемых актером образов определяется прежде всего масштабностью самой его личности.
Уж если судьбой было предначертано нам явиться в этот мир, то надо постараться жить по-крупному, во всяком случае, честно, чтобы ни о чем потом не пришлось ни сожалеть, ни раскаиваться.
Когда к тебе подходит человек и признается, что спектакль или фильм помог ему выстоять в трудную минуту жизни, уберег от неверного шага, тогда забываешь все мучения, в которых рождался спектакль и твой в нем образ, все перегрузки и волнения.
Нередко книги об искусстве грешат, на мой взгляд, двумя недостатками. Одни слишком академичны, и ты никак не можешь пробраться сквозь теоретические дебри. Такую книгу сразу откладываешь в сторону. Другие написаны изящным слогом, в них много красивых, изысканных фраз, но за этим нет главного содержания, и с ней тоже расстаёшься без особого сожаления.
Вполне закономерно, что откровенный цинизм и продажность в политике плавно переходят в другие сферы деятельности, в том числе и в искусство.
Мне вообще везет на людей, общение с которыми было не только чисто профессиональной, технической учебой. Это всегда духовное общение, возможность учиться быть Человеком.
Классика — это одновременно и азбука искусства, и высшее его выражение, азбука в понимании добра и зла, нравственности и общечеловеческих основ жизни.
Поэзия — это величайшая ценность любой нации, сконцентрированные добро и красота, самый короткий путь к сердцу.
Нельзя лгать, нельзя в угоду сиюминутной выгоде приспосабливаться, лукавить. Уж если судьбой было предначертано нам явиться в этот мир, то надо постараться жить по-крупному, во всяком случае, честно, чтобы ни о чем потом не пришлось ни сожалеть, ни раскаиваться…
Профессия актера сродни профессии учителя. Она тоже уникальная, редкая по своему влиянию на душу человеческую.
Театру надо помнить вечные истины, а не идти на дешевые компромиссы со временем. Не они суть нации – русской, во всяком случае. Есть непреходящая суть нашей культуры – это Толстой, Пушкин, Достоевский, Чехов, Тютчев... В этой великой литературе главный кислород для нравственности, для будущего страны, там главный кладезь. На фоне этих произведений нельзя допускать бездушной пустельги, которой пытаются привлечь зрителей. Это неуважение. Только когда мы положим в основу наших интересов национальное самосознание, все будет в порядке.
Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на наш канал и читайте хорошие книги!