Найти в Дзене
Бизнес-секреты

Как придумать название компании, которое не нарушает чужие права

Оглавление

Если предприниматель придумает название для своей компании, а оно окажется уже занято, владелец торгового знака может взыскать с него компенсацию.

В статье расскажем, как избежать этого и выбрать оригинальное название.

Как проверить название

Случается, что владелец придумывает, как ему кажется, оригинальное название, но не проверяет, есть ли еще такое. Если бизнес с таким же названием зарегистрирован, ответственность все равно будет, даже если предприниматель не знал, что компания с похожим названием существует.

Поэтому перед тем, как использовать название, следует убедиться, что оно свободно. Лучше придумать сразу несколько названий и начать проверку. Действия будут такими:

1. Проверить название по базам торговых знаков. Юристы пользуются такими базами как Linkmark и POSKZNAKOV.RU. Эти базы платные, но можно воспользоваться бесплатными версиями.

В базах вы увидите те названия, что уже зарегистрированы, но не будете знать о марках, которые находятся в процессе регистрации.

Лучше не пользоваться неизвестными сервисами, которые предлагают проверить название. Они не несут никакой ответственности за полноту баз, проверка ни о чем не скажет. Такие сервисы могут отслеживать поисковые запросы клиентов. Может случиться, что название, которые вы искали, зарегистрирует какая-то фирма, а потом будут пытаться продать вам втридорога.

Платные версии баз содержат ту же информацию о зарегистрированных знаков, только ищут они быстрее
Платные версии баз содержат ту же информацию о зарегистрированных знаков, только ищут они быстрее

2. Проверить, в каком классе зарегистрировано название. Может быть, что название «Ромашка» зарегистрировано как пекарня, а вы хотите открыть под этой маркой автосервис. Эти услуги неоднородны, следовательно, название можно брать. Вид деятельности можно посмотреть в базе МКТУ — международном классификаторе товаров и услуг. Чтобы найти, в каком классе находится определенный вид деятельности, нужно ввести в строку поиска ключевое слово: например, кафе — это клас 43, молочные продукты — класс 29.

Классификатор автоматически покажет класс и что в него входит
Классификатор автоматически покажет класс и что в него входит

3. Проверить свободные названия с патентным поверенным или юристом по интеллектуальной собственности. У него есть доступ к платным базам, так он может проверить не только зарегистрированные товарные знаки, но и заявки, которые еще только поданы.

Юрист проверит название на предмет абсолютных основания для отказа. Отказ может быть, если название вводит в заблуждение или ассоциируется с государством.

4. Зарегистрировать название которые одобрит юрист. На этом этапе останется одно-два названия. Юрист поможет выбрать лучшее, подготовит материалы заявки, рассчитает госпошлины, отправит заявку в Роспатент. Затем юрист будет отслеживать ход заявки, отвечать на вопросы экспертов, а если будет отказ, подготовит ответ и, возможно, отстоит вариант. В зависимости от сложности услуги юриста будут стоить от 30 000 до 50 000 рублей.

Что будет, если все-таки взять чужое название

Допустим, предприниматель выбрал для молочных продуктов название «Буренка». Название уже занято, но бизнес все равно начинает работать. Вот что может грозить предпринимателю.

1. Правообладатель «Буренки» узнает о нарушении. Он будет писать: заявление в полицию, антимонопольную службу и в суд. Еще правообладатель может попросить своих клиентов пожаловаться в Роспотребнадзор о том, что новая торговая марка вводит их в заблуждение.

2. Начинаются проверки. Роспотребнадзор выясняет, не нарушаются ли права потребителей. ФАС смотрит, нет ли нарушений закона о рекламе. Полиция решает, какой ущерб нанесен правообладателю.

Владелец торговой марки в суде может взыскать компенсацию — от 10 00 до 5 000 000 рублей. Все 5 миллионов, конечно, взыскивают редко, но 500-700 тысяч вполне могут.

Предпринимателю приходится нанимать юриста, это дополнительные расходы.

3. Если суд подтвердит нарушение, требования одобрят. Брист может снизить размер штрафов, но бизнес не сможет работать под названием «Буренка».

Какие еще могут быть нюансы при выборе названия — читайте в полной версии статьи на сайте «Бизнес-секретов».