Найти тему
Взгляд учителя Елены

Достоевский, Зощенко, Грибоедов. О новых для меня спектаклях Санкт-Петербурга

Ну и спектакль мы с учениками выбрали под Новый год.

1. Классический спектакль в Александринке погружает нас в Петербург, жизнь которого рождает у его жителей больные идеи. Как невозможно не поверить в ступеньку или порог более чем реального Петербурга Достоевского, так невозможно не ощущать на себе страдания всех героев романа на сцене. 

15 мин мечется в безумии Екатерина Ивановна. 

20 мин говорит и говорит (когда уже застрелится?) страшный человек Свидригайлов.

Арестанты, плачущие дети, на наших глазах стареющая мать Раскольникова и слова Сони:

— Бог этого не допустит!

— Ну у других же допускает! - справедливо отвечает рациональный Родион.

У спектакля "Преступление и наказание" есть только одно НО.

Продолжительность - 5,5 часов. Но по-другому, вероятно, не ощутить кожей достоевщины. А мы с ребятами выдержали.

2. Спектакль в Балтийском доме "Зощенко. Зощенко. Зощенко Зощенко" понравится не всем. Нужно, во-первых, хотя бы приблизительно знать, о чем писал сатирик 20 века, а во-вторых, быть открытым новым формам.

Именно по этим причинам зал разделился. Мин через 20 какая-то часть шумно и невоспитанно покинула зал (их было немного), а вторая часть бурно аплодировала, кричала "браво" (видно, смотрели не первый раз).

Человек человеку кто? Друг, враг? Сосед? В коммунальной квартире ( о чем часто писал Зощенко) трудно остаться человеком. О быте и нравах, о глупости и алчности, о невежестве и бюрократии — в рассказах 30-х годов. 

Спектакль на современный лад. Но каковы актёры! И поют, и пластично двигаются, и сами играют на муз инструментах (актёр Роман Дряблов ради этого спектакля выучился играть на контрабасе) 

Посмешили каламбуры:

— Сестра уехала в Сестрорецк. Брат уехал в Братск. 

— Молю мольбою, просьбой прошу. 

Но, как я сказала, подойдёт не всем. Мужчинам нашим не так чтоб сильно понравилось, а нам с дочкой очень. Мы любим такие вещи. Но если чуть-чуть критики, то 2 часа 10 мин без антракта затянуто. 

В финале — рассказ "Баня". Ведра воды обрушиваются на актёров. Идёт глобальная помывка. Или промывка ( т9 подсказывает), и все дружно поют революционный гимн, пока сыплется красная мишура (символ чего?)

И лейтмотивом всего спектакля — главная мелодия фильма "Свой среди чужих, чужой среди своих

Люди, кто мы друг другу? И были, и есть?

Фото из личного архива
Фото из личного архива

3.

Сколько раз, покатившись, моя голова

С переполненной плахи летела сюда, где

Родина.

Еду я на родину,

Пусть кричат - уродина,

А она нам нравится,

Хоть и не красавица,

Песней Юрия Шевчука начинается спектакль по грустной комедии Александра Грибоедова "Горе от ума" в театре на Васильевском. Чацкий (изначально ЧаДский) Александр Андреевич, постранствовав, едет на родину, в Москву.

Как встретит героя фамусовская Москва?

Дома новы, а предрассудки стары.

Что нового покажет мне Москва? 

Тот и славился, чья чаще гнулась шея. 

А судьи кто? 

Максим Петрович, Татьяна Алексеевна, московская "элита" — все, перед кем "мечет бисер" Чацкий, так узнаваемы и, к сожалению, не истребимы. 

Поэтому, наверное, звучит в финале песня Шнура "Почем звонят колокола?" про, увы, сгоревшую Москву. 

Спектакль, где герои в спортивных костюмах Адидас и со смартфоном в руках, придётся по душе не всем. Но тут вечный вопрос: как преподносить классику в текущем моменте? Несмотря на некоторые "но", я спектакль приняла. Вероятно, согласных со мной было много, так как был аншлаг. 

Правда, всё же советую этот спектакль не безусым 9-классникам, а людям постарше.

-3

А что вы посмотрели уже в этом сезоне?

Спасибо за внимание!

Читайте также

27 марта — День театра. Эти спектакли Петербурга будут вам интересны
Взгляд учителя Елены27 марта 2023