Найти тему
что-то странное

Как продлить жизнь литиевой батареи

Оглавление

Батарея часто является самой дорогой частью прибора, электросамоката, электромашины и т.д.

И как бывает обидно, когда достаёшь свой электросамокат после хранения (любой другой электротранспорт, инструмент, да хоть бритву), а он не работает из-за испорченного аккумулятора. Купить новый? Не очень рентабельно. Новый акб, часто, выходит как 80% цены нового устройства

кстати, покупая новый, к примеру, самокат, вы можете приобрести его с уже испорченным новым аккумуляторам, ведь продавцы не всегда соблюдают условия хранения. За годы работы с аккумуляторами, я часто видел клиентов, которые недоумевали: «как это, убитый аккумулятор? Я только купил самокат, он новый!»

Итак, покупать постоянно новые аккумуляторы - не вариант, давайте сохранять старые!

  • Хранение:

убирая аккумулятор на длительное хранение - держите заряд на уровне 60-70%

-2

-как понять степень заряда аккумулятора, если устройство не имеет индикатора заряда?
-степень заряда аккумулятора можно определить по его напряжению, зная максимальное напряжение ЗУ (зарядного устройства) (кроме аккумуляторов на основе литий-железо-фосфатной химии (LiFePO4), т.к. железофосфатные ячейки держат номинал куда большее время, и даже полностью заряженные лиферы стремятся к номинальному напряжению, сохраняя заряжённую энергию)

ПРИМЕР: у меня на руках батарея от самоката без опознавательных наклеек, но имеется ЗУ от данного самоката. На ЗУ указано максимальное напряжение 42V, следовательно это напряжение полностью заряженной АКБ.

давайте разберёмся откуда берутся эти характеристики у батареи. Любая большая батарея состоит из небольших маленьких, Соединённых особым образом. В нашем случае это АКБ на основе ионов лития (не LiFePO4), имеющая напряжение полного заряда 42v. Состоят такие батареи из аккумуляторных ячеек, напряжение полного заряда которых равно 4,2V (да, напряжение полного заряда всех литиевых аккумуляторов будет кратно 4,2V (LiFePO4 кратны 3,65V)

-3

СТОИТ ОТМЕТИТЬ:

иногда производители указывают не максимальное, а номинальное напряжение!

в нашем случае, для батареи 42V — номинальное напряжение 36V
(опять же, просто умножаем номинал ячейки 3.6V на 10 последовательных подключений)

В нашем случае АКБ состоит из 10 последовательных подключений таких ячеек (42 : 4,2 = 10), вычислить их количество нужно для определения напряжения 60% заряда, к примеру. Ведь падает напряжение по мере разряда батареи нелинейно:

Как видим, батарея достаточно быстро роняет напряжение до своего номинала (3,6V) и после 20% гаснет активнее.
Как видим, батарея достаточно быстро роняет напряжение до своего номинала (3,6V) и после 20% гаснет активнее.

особая точность для сохранения жизни АКБ нам не нужна, по-этому мы просто будем считать, что напряжение 3,7V(на ячейку)=80% ёмкости

3.5V(на ячейку)=20% ёмкости

в нашем примере 80% заряда всей батареи — 37V
20% — 35V

  • Заряд

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

АКБ НЕ ЛЮБЯТ «приграничных» состояний (полный заряд или полный разряд. Ему приятнее несколько раз зарядиться до 70-80%, чем 1 раз до 100)!

не заряжайте АКБ при отрицательных температурах! Это касается всех АКБ, железофосфатных тоже. Заряжая АКБ на морозе, вы очень сильно снижаете его рабочую ёмкость!

ЗАРЯЖАЯ ЛИТИЕВЫЕ АКБ, НЕ ПРЕВЫШАЙТЕ МАКСИМАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ БАТАРЕИ! (Внутри, конечно, стоит плата (BMS), не дающая ячейкам зарядиться свыше 4,2V, но в случае ее отказа вы получите взрыв и пожар, который будет очень сложно потушить!

Итог:

  1. Храним АКБ при заряде 60-70%
  2. Не заряжаемся на морозе и ни в коем случае не превышаем максимальное напряжение заряда
  3. Если имеем возможность - не держим АКБ в приграничном состоянии
Следуя этим простым правилам, ваши аккумуляторы стануть жить дольше, при этом слабее расходуя свой ресурс. Если вы владелец электротранспорта или других устройств с емкими и дорогими АКБ — вы сможете сэкономить порядочную сумму.

Спасибо, что дочитали до конца! Надеюсь эта статья была вам полезна. Желаю вам ёмких аккумуляторов и толстых кошельков!