Найти тему

Приключения на зимних сплавах: Или почему зимой в БайдароШной будет интересно даже бывалому походнику!

Расскажем историю, которая недавно случилась с нами на зимнем сплаве.

Обложка автора.
Обложка автора.

Короткий двухчасовой сплав по Истре был запланирован на Старый Новый год, 13 января. Всю неделю до сплава прогноз погоды не обещал ничего необычного — минус 17 и солнце, но за 2 дня до сплава резко изменился, и вот синоптики пророчат нам непривычные 27 градусов мороза! Обзвонив всех участников сплава и предупредив о погоде, было принято решение — идём!

За 2 часа до сплава по правилам компании инструктор снова звонит участникам, чтобы убедиться, что все едут и мы всех ждём. Выяснилось, что у двоих участников по дороге на Истру сбоили навигаторы, в результате чего они пропустили нужные повороты. Им пришлось делать крюк, а нам сдвигать время старта на час позже. В конце расскажем, почему это важно.

Когда все участники были в сборе, мы провели инструктаж и вышли на воду. Зрелище, которое открылось перед нами, завораживало! Солнечная и морозная погода, блестящие деревья и испарение от воды, больше похожее на густой туман, в котором еле-еле видно идущие впереди байдарки. Настоящая русская зима!

Поворот за поворотом река дарила нам новые виды и пейзажи, препятствия и преграды. Некоторые участки реки — спокойные, со слабым течением и отсутствием препятствий. Другие же - с быстрым течением и поваленными деревьями. Проходить такие участки особенно интересно. В этот день сложностей добавляла ещё и шуга, образовавшаяся в связи с морозом на поверхности воды и плывущая по течению вместе с нашими байдарками. Шуга была везде: впереди, по бокам, сзади. Пробираться через неё сравнимо с протокой в Архангельском в июле, когда вся поверхность воды покрыта "ковром" из ряски. В общем, то ещё приключение.

В середине маршрута шуга была мягкая, легко пробивалась веслом, хоть и притормаживала ход байдарок. Но, чем ближе к финишу, тем она становилась крепче, сложнее пробивалась веслом и еще больше тормозила нашу группу. Тем не менее, мы практически добрались до финиша. И вот, когда до заветной точки оставалось около двухсот метров, началось самое интересное! Дело в том, что в точке финиша течение у реки очень слабое. Оно не несёт шугу дальше, а наоборот скапливает в одном месте. Сильный мороз делает шугу всё крепче и крепче, на поверхности воды образуется ледяная корка. В эту корку и уткнулась наша группа на байдарках, да так, что дальше пройти не представлялось возможным!

Оценив ситуацию, инструктор принимает решение — высаживаемся на берег в ближайшей удобной точке и идём на финиш пешком. Всё вроде бы логично и просто, но сложностей добавлял тот факт, что неделей ранее уровень воды в реке был на метр выше, образовались забереги (лёд у берегов реки). Далее уровень воды опустился, и эти самые забереги образовали очень скользкие ледяные горки у берегов реки. Высаживаться на них крайне сложно. Забегая вперед, скажем — нам это удалось!

-5

Наш водитель, ожидавший группу на финише, принес лопату, которой мы прорубили ступеньки в заберегах (те самые ледяные горки). В это время группа ожидала высадки на берег в своих байдарках, зацепившись веслами за лёд. Первым вышел инструктор, чтобы вместе с водителем высаживать группу, подавая руку участникам. Но тут новая сложность — пока группа ожидала на воде, шуга каждую секунду всё больше прижимала их байдарки сзади. В конечном итоге получилось так, что байдарки участников просто были заблокированы со всех сторон! Участникам пришлось прорубать вёслами себе путь до заветных ступенек, ведущих на берег. Занятие это достаточно сложное, байдарки продвигались по сантиметру. В течение получаса мы высаживали участников на берег, а когда на воде (хотя скорее — во льдах) осталась последняя байдарка, мы поняли, что ребят настолько сковал лёд, что они не могут сдвинуться с места!

Тут началась целая спасательная операция! Инструктор с водителем сели в байдарку и с помощью весла и лопаты стали пробивать путь во льду к застрявшим участникам. Шли против течения, что ещё больше усложняло задачу. В конечном итоге, наша "группа спасателей" добралась до последней байдарки, освободили их от ледяных оков, вместе с ними добрались до ступенек во льду и высадили людей на берег. Все были спасены!

-7

Уже на берегу, сидя в тёплом шатре во время обеда, водитель рассказал нам, что ледяная корка на поверхности образовывалась прямо на глазах, течение приносило всё больше и больше шуги, а еще за 30 минут до нашего появления можно было спокойно дойти на байдарках до привычной точки финиша. Получается, что, если бы у двух участников по дороге на сплав не сбоили навигаторы и они приехали вовремя, финишировали бы мы на час раньше, избежав всех этих ледяных приключений. Но расстроились ли мы? Конечно нет, ведь застрять зимой во льдах на байдарке — такое случается раз в жизни! И тем более, не с каждым даже опытным походником!

Так что, друзья, на воде случается всякое! Но это ОЧЕНЬ интересно и захватывающе — факт!