У славян образ быка (или тура, мощного дикого быка) был очень значимым. В представлениях предков бык или корова были связаны с земледельческими обрядами, представляли собой символы плодородия, благополучия, богатства. Кроме того, более древние представления отражают символическую связь образа быка с небесным сводом и солнцем. В древнем славянском календаре один из 16 лет является годом Златорогого Тура, что уже само по себе подчеркивает значение этого животного в жизни предков.
Поэтому образ быка встречается в прикладном творчестве, а в мифологии связан с богом Перуном-громовержцем. С этим образом связывали воспроизводительные силы природы. Также тур был ритуальным животным, заклание быка было важной частью значимых религиозных празднеств.
А по одной из версий, Тур – это сын Велеса и Макоши, помощник пастухов, музыкантов и скоморохов. Этого бога считали покровителем молодецкой удали и веселья.
Туром (а позже козой) рядились во время колядования. У южных и западных славян зимний праздник, связанный с новогодними традициями, назывался Турицей (19 января).
Есть предположения, что праздник, посвященный Туру, был днем посвящения юношей в мужчины. Возможно, в это время проходили обряды инициации и ритуалы, посвященные сохранению мужественности и силы в роду.
А еще в праздник Тура назначали нового пастуха, который целый год будет заботиться о стаде.
Образ Тура очень важен и устойчив. Вместе с изменением представлений предков о мире он прошел разные этапы почитания: как тотемное животное, как божество, как символ мужества и воспроизводительных сил.
А какое из значений этого образа кажется вам наиболее важным: тотем, божество или символ?
У славян образ быка (или тура, мощного дикого быка) был очень значимым. В представлениях предков бык или корова были связаны с земледельческими обрядами, представляли собой символы плодородия, благополучия, богатства. Кроме того, более древние представления отражают символическую связь образа быка с небесным сводом и солнцем. В древнем славянском календаре один из 16 лет является годом Златорогого Тура, что уже само по себе подчеркивает значение этого животного в жизни предков.
Поэтому образ быка встречается в прикладном творчестве, а в мифологии связан с богом Перуном-громовержцем. С этим образом связывали воспроизводительные силы природы. Также тур был ритуальным животным, заклание быка было важной частью значимых религиозных празднеств.
А по одной из версий, Тур – это сын Велеса и Макоши, помощник пастухов, музыкантов и скоморохов. Этого бога считали покровителем молодецкой удали и веселья.
Туром (а позже козой) рядились во время колядования. У южных и западных славян зимний праздник, связанный с новогодними традициями, назывался Турицей (19 января).
Есть предположения, что праздник, посвященный Туру, был днем посвящения юношей в мужчины. Возможно, в это время проходили обряды инициации и ритуалы, посвященные сохранению мужественности и силы в роду.
А еще в праздник Тура назначали нового пастуха, который целый год будет заботиться о стаде.
Образ Тура очень важен и устойчив. Вместе с изменением представлений предков о мире он прошел разные этапы почитания: как тотемное животное, как божество, как символ мужества и воспроизводительных сил.
А какое из значений этого образа кажется вам наиболее важным: тотем, божество или символ?