Задачи урока:
раскрыть особенности факторов, формирующих спрос, предложение;
При обычном и повседневном положении дел спрос на любые товары предшествует их предложению. (Давид Рикардо)
- А как же регулируются цены? В рыночной экономике цены регулируются соотношением спроса и предложения. В экономической науке различают понятия: спрос и предложение.
Спрос– это желание людей приобрести тот или иной товар или услуги.
Достаточно ли одного желания для приобретения товара?
Нет, одного желания для приобретения недостаточно, нужно денежное подкрепление этого желания.
Величина спроса – это количество товаров и услуг, которые покупатель желает и способен купить по данной цене и в данное время.
От чего может зависеть величина спроса?
Величина спроса непосредственно зависит от цены товара, услуги. Эту зависимость можно представить в виде графика:
- Используя график и закон спроса, ответьте на вопросы.
1. Какова будет величина спроса при различных уровнях цен?
2. Как изменится величина спроса при изменении цены?
-Какую зависимость или закономерность можно сформулировать из этого же графика: чем выше цена товара (услуги), тем ниже величина спроса и наоборот.
- Количество товаров, предлагаемых к продаже в рыночной экономике, также зависит от цены, которая, как истинный диспетчер, своей «невидимой рукой» регулирует соотношение спроса и предложения.
Что бы понять как работает данный закон, изучите внимательно следующие слайды:
С увеличение цены на продукты, спрос на эти самые продукты будут падать, так как увеличена цена. ( за 3.50 будет куплено 180 пирожков, за 4.00 будет куплено 150 пирожков, а за 6.00 может быть продано всего 90 пирожков и тд.)
2. В экономической науке также различают предложение и величину предложения.
-Что вы себе представляете под предложением?
Предложение– это желание и намерение продавца предложить свой товар или услуги к продаже. Выброс на рынок все большего числа товаров или услуг, определяется, прежде всего, производственными факторами (количеством сырья, производительностью и т. д.).
Величина предложения – это объем (количество) товаров (услуг), который продавцы готовы (хотят и могут) предложить на рынок в течение определенного периода времени при определенном уровне рыночной цены на этот товар (услугу).
Обычно чем выше цена товара (услуги), тем большее количество его производители и продавцы готовы предложить на рынок.
Эту зависимость тоже можно представить в виде графика:
Из этого графика попробуем вывести закон предложения: повышение цены товара (услуги) обычно ведет к росту величины предложения, и, наоборот, снижение цены ведет к уменьшению величины предложения.
- Да, можно свести воедино важные понятия спроса и предложения, чтобы выяснить, как взаимодействие решений потребителей о покупке товара (услуги) и решений продавцов о продаже определяет цену товара (услуги) и количество, которое реально покупается и продается на рынке. Для этого соединим кривые спроса и предложения: (наложим графики друг на друга)
Пересечение кривых спроса и предложения дает значение равновесной цены.
- Что же такое равновесная цена? Как она влияет на ситуацию на рынке?
Равновесная цена– это цена, при которой весь поставляемый на рынок товар покупается.
Если цена товара на рынке выше равновесной, то это побуждает продавца к увеличению предложения. В то же время эта завышенная цена снижает спрос на данный товар. В результате на рынке возникает избыточное предложение (избыток) товара, что, в свою очередь, приводит к снижению цены до уровня равновесия.
Если цена ниже равновесной, то предложение падает, а спрос растет. Такая ситуация на рынке приводит к дефициту товара.
3. Разобраться в ситуации на рынке производителям и продавцам помогает маркетинг – это система управления производственно-сбытовой деятельностью предприятия, основанная на комплексном анализе рынка.
Виды маркетинговой деятельности:
На этом данный урок заканчивается, но перед тем как попрощаться, нужно закрепить материал решением небольшого теста:
1.Что такое спрос и что такое величина спроса, в чем заключается главное различие этих понятий?
2. Объясните содержание и действие закона спроса.
3. Что такое предложение и величина предложения?
4. Какая зависимость существует между спросом и предложением?
5. Что такое равновесная цена и благодаря чему она образуется?
6. Что такое маркетинг и каково его предназначение?
7. С помощью законов спроса и предложения объясните почему:
А) шубы летом продают со скидкой?
Б) прохладительные напитки на пляже дороже, чем в магазине?