Когда-то карты были привычным досугом в крестьянских избах и при императорских дворах. Однако власти не одобряли пристрастие к ним. Их создание приписывали дьяволу. До сих многие считают, что карточной колоды не должно быть в детских руках.
Как ни крути почти каждый из нас хоть раз да играл в карты. Ведь иногда так и тянет посидеть в выходные в приятной компании друзей и перекинуться в «Кинга», «Девятку» или подкидного «Дурака». Да и в офисе бывало оставалось время разложить пару пасьянсов на компьютере «без отрыва от производства». Но вопрос в другом – стоит ли знакомить с карточными играми своих детей? Не вызовет ли это у них игровую зависимость? Как к игре в карты относится школа? Ответы на эти и другие вопросы постарался найти Горсайт.
Немного истории
– По одной из версий, карты изобрели в 1120 году в Китае. Четыре масти – это сезоны: зима, весна, лето и осень. 52 карты – число недель в году. Сначала это были небольшие табличками из дерева или слоновой кости. После карты стали делать из металла и кожи. Средневековая Япония удивила всех игральными картами из раковин мидий, расписанными прекрасными цветами, пейзажами и сценами из жизни, – рассказала практический психолог Ольга Баженова.
В XIII веке карты завоевали признание в Индии и Египте. В Европу они попали в XV веке. Завезли их туда цыгане.
В те времена, когда ещё не было литографического печатания, карты расписывали художники. Поэтому и были они весьма дорогим удовольствием. Позволить себе их могли лишь очень состоятельные люди.
– В Россию карты завезли запорожские казаки в XVII веке. Власти эту забаву сразу не одобрили и жестоко наказывали тех, кого заметили за игрой в общественном месте. Конечно, со временем русские государи тяжесть наказания смягчали, а после отменили его совсем, – добавила эксперт.
Ярые поклонники игры в карты были всегда. Грани этого пристрастия со всеми его пагубными последствиями известные писатели показывали не только в своих произведениях. Михаил Лермонтов часто был свидетелем, как многие его друзья проигрывались «до нитки». Пушкин проиграл Никите Всеволожскому томик собственных стихов, но граф поступил благородно и через какое-то время вернул Александру Сергеевичу его творение. Фёдор Достоевский за 26 дней написал своего «Игрока», чтобы рассчитаться с карточными долгами.
С наступлением ХХ века культура карточных игр немного поутихла. Советская власть назвала их азартными, но официально не запретила играть.
А что происходит сейчас
– Мы часто с отцом и сестрой играли в карты. В основном мы играли в «Дурака» и «Тысячу». Очень веселила нас «Верю – не верю». Я помню, что не любил проигрывать. В принципе, как и наш папа. Поэтому «рубились» мы не на жизнь, а насмерть. Как бы то ни было, я не стал игроманом, никогда не играл на деньги. И не против, если мои дети научатся таком развлечению. Главное, правильно подать. Так, знаете, в домино, шашки и шахматы можно очень азартно играть с финансовыми приобретениями и потерями. Одно лото чего только стоит, – заметил Илья Коротков.
– Как-то взрослым было не до нас, они делали ремонт, а мы мешались под ногами. Чтобы нас хоть как-то угомонить, они нам дали карты, на скорую руку рассказав правила игры в «Дурака». Тогда это нас так увлекло, что потом вечерами мы вместе с ними «резались» то в «Кинга», то в «Двадцать одно». Сейчас я свою дочь увлекла этими играми. Кстати, и с математикой дела стали обстоять лучше. Я думаю, эти игры оказали влияние. Как будто мозг становится более активным, – рассказала Алина Капустина.
Несмотря на то, что большинство из нас играли в карты, находятся и ярые противники близкого знакомства ребёнка с этой неоднозначной забавы.
– Зачем детям это? Ведь вокруг столько всего для развития – те же детские настольные и прочие игры. Да даже домино, шашки, шахматы. Зачем родители играют с ребёнком в карты? Мне это не понятно. Карты – это грязная игра для взрослых. У меня ассоциации с цыганами или публичным домом. Никогда своему ребёнку не покажу и не разрешу этого. Да вы вникните только в их названия: «Дурак», «Козёл», «Очко», «Свинья», «Пьяница» – дрожь по коже. Можно и по-другому развивать у детей логику и внимание, – посетовала жительница Новосибирска.
«Карты, деньги, два…» – даже не договорив название известного фильма, уже становится страшно, если подобное отдалённое будущее хотя бы краешком может коснуться наших детей. Но ведь доля истины есть в каждом из этих мнений. Директор средней общеобразовательной школы №220 Анна Шмакова считает, что прежде чем дать в руки ребёнка карты, нужно задуматься о своих ценностных ориентирах.
– Мы живём в обществе, у которого есть культурный код, есть ценностные отношение к тому или иному занятию. Долгое время в сознании русских людей карты считались азартной игрой. Мне кажется, что это та история, когда репутация игры идёт, впереди неё. Когда мы все знаем, что тот же преферанс в большей степени – игра заключённых под стражу людей, – заметила педагог.
Развлечение, развитие и не только
Зарубежные специалисты в 2014 году провели исследования и им удалось выяснить, что любители карточных игр и «заядлые собиратели» пазлов имеют больший объём мозга, по сравнению с людьми, которые не особо увлечены играми подобного рода. Однако это не относится ко всевозможным игровым автоматам и прочим разновидностям карточных игр, где не нужно думать, а достаточно довериться лишь удаче. В этом случае, по словам учёных, пользы от процесса почти никакой.
– Карточные игры не те, которые онлайн, а «вживую», особенно в кругу семьи или друзей, однозначно дают всестороннее развитие. Они стимулируют математические способности – ребёнок изучает числа, ранги и масти игральных карт, соображает, что и где правильно применить. Он начинает мыслить стратегически и видеть закономерности. Это хорошо укрепляет память. Вместе с этим ребёнок видит и со временем начинает анализировать реакции игроков и предугадывать их ходы. Игра в карты позволяет принимать решения самостоятельно, ведь ты играешь сам за себя, – пояснила психолог Ольга Баженова.
Специалист уверена, что при правильном подходе игры в карты оказывают на развитие ребёнка положительное влияние. Формируется абстрактное мышление и фантазия, развиваются навыки диалогической речи.
Карточные игры могут быть на грани
– Я понимаю, почему карточные игры одобряют психологи. Это из разряда, давайте брать любые механизмы, лишь бы они работали. Поэтому пусть будут карты, лишь бы они развивали логику и всё, что вытекает из этого. В этом контексте может быть это и эффективно. Содержательно там есть какие-то плюсы, но всё равно часто это игра на деньги, на «слабо» или желание. И здесь уже можно присоединить истории школьного «буллинга», когда можно проиграть очень нехорошие вещи, – заметила директор школы.
Конечно, сейчас в стенах школы не встретишь тот самый «Пристенок» из рассказа Валентина Распутина «Уроки французского» – игру на деньги, где двое игроков поочередно бросают монеты об стену. Однако и карточные игры подростков тоже уже не интересуют. Они больше ориентированы собственные гаджеты и игры онлайн, где, чем больше «задонатишь», тем лучше разовьёшься. Разумеется, виртуально.
– По мне карты лучше, чем игры в интернете и постоянное «зависание» в телефоне. Многие говорят, страшно, когда ребёнок понимает, что в игре можно блефовать. Если так рассуждать, то многие «настолки», в которые хоть как-то играют дети необходимо запретить. Например, мафию. Вот уж где блеф во всей красе. А подросткам это интересно. Поэтому не вижу смысла не играть в ту же «Верю-не верю». Это вообще забавная игра, где азарт и веселье на уровне актерского мастерства, – рассказал Илья Коротков.
К тому же карточные игры учат детей проигрывать с достоинством, без обид и слёз.
– Только в зависимости от возраста подход к проигрышу будет разный. Чем младше ребёнок, тем труднее ему смириться с поражением. Постарайтесь рассказать ему, что нельзя выигрывать всегда. Покажите, что выигрыши и проигрыши могут чередоваться между собой, иногда поддаваясь ему. Проигрывать – нестрашно, ведь можно выиграть в следующий раз. Но только не частите с этим, боясь, что он обидится. Выигрыш взрослого – это закономерность, А ребёнок может привыкнуть к незаслуженной «везучести», и в последствии будет сильно расстраиваться, – объяснила Ольга Баженова.
А вот чем старше ваш ребенок, тем более «честной» должна быть игра. Расскажите ему, чтобы выигрывать, нужно прикладывать определённые усилия и много тренироваться.
Воспитательная составляющая
– Что бы там не говорили, в глубине своей педагогической души я всё равно против игр в карты. Тут ещё многое зависит от возраста. Играть в карты с малышом – это одна история. А с подростком – уже совсем другая. Непонятно, где больше вреда. Вроде подросток посмышлёнее и постарше, но насколько он правильно воспримет, какие ценности у него сформируются, когда он будет играть в эту игру. Какая воспитательная здесь история, непонятно. Помощь товарищу – нет, даже наоборот, надо выиграть у него. Что-то про патриотизм, про Родину – тоже нет, – сообщила директор средней общеобразовательной школы №220 Анна Шмакова
А как же игровая зависимость
Конечно, ограждая ребёнка от возможной страшной игровой зависимости, своим сильным и волевым словом карточные игры можно запретить раз и навсегда. Однако, по словам психологов, такие санкции работают только первое время, а недозволенный плод так сладок и приятен. Поэтому они советуют знакомить детей с картами в кругу близких, где младшие будут снимать пример со своих близких старших, а не в сомнительной компании.
– Расскажите детям, что игры на деньги запрещены, даже если их уговаривают самые лучшие друзья. Это может привести не только к нарушению закона, но и к сильнейшим зависимостям, когда справиться самостоятельно невозможно. Эта «адреналиновая игла». Её симптомы заметить несложно. Ребёнок плохо спит, ест, ему ничего неинтересно, из дома могут начать пропадать деньги или ценные вещи. Вот тогда не ждём, что всё само собой или вашими уговорами «рассосётся», обращаемся к специалистам без промедления, – заявила психолог.
Постарайтесь не пропустить момент, когда на поведение ваших сына или дочери повлияют посторонние люди. Разговаривайте с детьми. Будьте с ними по-родительски близки.
– Объясните, покажите, что это за игра. В свободное время играйте с ними. Расскажите детям, что играть нужно с честностью и уважением к своему сопернику. Пусть у них сложится устойчивое восприятие, что карты – это то же, что и домино или другие любимые настольные игры, – посоветовала эксперт.
Так ненавязчиво и просто мы можем из запретного развлечения перевести карты в обычную игру. Это и станет своего рода прививкой от болезненного интереса к азартным играм в будущем.
Знакомить своего ребёнка с картами или нет, решать только вам. Главное помните, любые совместные игры сплачивают семью, наполняя досуг новым смыслом. А что вы выберете для этого «Монополию», шашки или «Дурака» – это не важно.
Ранее Горсайт писал о том, как правильно готовить ребёнка к школе.
Автор: Ника Алексеева
Агентство новостей ОТС-Горсайт