Популярность стиля, основанного в свое время незабвенными Children Of Bodom, в свое время сносила все границы. Cамым ярчайшим из продолжателей их ратного дела является Norther - финская надежда мелодичного дэта, показавшая, что не только Children of Bodom умеют играть скоростной метал.
Скоростной метал без клавишных поливов, зато с массой пилорамных запилов и острых соло партий гитар с мощнейшей ритм секцией, с хрипящим вокалом. С текстами о смерти, тяготеющем роке и прочих муках.
История группы Norther восходит к 1996 году, когда Тони Халлио и Петри Линдроос начали играть вместе с двумя другими парнями в банде под названием Requiem. После скорого распада команды и потери репетиционной точки они упорно продолжали заниматься и играть вместе как трио там, где только это было возможно.
Наконец, в конце 1997 г. через своего хорошего знакомого Александра Куоппала (Children of Bodom) группа получила место для репетиции сначала в легендарном Лепакко, а затем в "Nosturi". Парни начали активный поиск новых участников и переименовались в Norther.
После долгих переборов в начале 2000 г. был найден новый гитарист - Кристиан Ранта. Кристиан знал двух братьев - Себастьяна и Иоакима Экроос, которые присоединились к группе для записи демо, которое оказалось достаточно хорошим для того, чтобы подписать контракт с "Spinefarm Records".
Однако некоторые обстоятельства вынудили братьев Экроос уйти из группы, и таким образом состав группы снова был уменьшен до трио. У парней не заняло много времени найти Юкка Коскинена и Туомаса Планмана, что придало, наконец, устойчивый состав для Norther. После этого был записан альбом "Dreams of Endless War" («Грезы о бесконечной войне», 2002).
Дебют выстрелил мощно, быстро и мелодично, за что получил кучу камней в свой огород и обвинения в плагиате. С одной стороны справедливо, с другой не очень, так как за музыкальную основу можно брать любой вариант метала, развиваться в нем и отличаться чем-то от других. Тем более это и неважно, когда слышишь эти мелодии и соло партии.
Короче, молодцы ребята, пусть неоригинальны, зато шустры, мелодичны и злы. Главный козырь у Norther - это не столько техника игры, сколько именно запоминающиеся мелодии, которые так и тянет подхватывать. Кстати, в конце альбома можно услышать ремейк европовской "Final Countdown".
Так что те, кто еще не слушал Norther, выкиньте из головы чьи-то слова о вторичности и клонированности и просто наслаждайтесь драйвовой и красивой музыкой. Диск, кстати, прекрасно слушается от начала до конца.
После первого релиза альбома Norther начал играть концерты как в самом Хельсинки, так и за его пределами, и слухи о группе разносились подобно пожару. Парни были плодовитыми композиторами - они имели почти готовый материал для нового альбома еще до того, как в разных концах земного шара был издан их дебютный альбом. Вскоре Norther забаррикадировался внутри знаменитой "Astia Studio" с выдающимся продюсером Ансси Киппо. Результат был превосходным.
"Mirror of Madness" ("Зеркало безумия", 2003) для группы - это шаг вперед, логическое продолжение той атаки, которая началась с первого альбома. Это шаг к изобилующему звучанию старой школы, отлично сочетающемуся с их интенсивным подходом к современному death/black - смесь в хеви-метал. Ярость и абсолютно безумная энергия подачи Norther является просто ошеломляющей.
Этот альбом поднял планку качества звучания еще выше. Первая вещь – «Blackhearted» ну просто превосходна. Клавишник Планман принял участие в написании практически всей музыки и это, конечно, отразилось на звучании.
По-прежнему неистовый, чрезвычайно мелодичный death-metal получил развитие в работе клавишных и соло-партиях, которые придали звучанию некоторое сходство с heavy или power. Увеличенное влияние клавишных и синтезатора заметно, например на композиции "Dead", которая наполнена атмосферными и синтетическими элементами. Неразбавленный вокал Петри Линдроса отлично сочетается с интенсивным звуком, оставаясь разборчивым и в меру нагнетая атмосферу непростых вопросов о месте смерти в жизни и наоборот, которыми пропитана лирика альбома.
В плане текстов особенно интересной мне показалась "Mirror of Madness", в которой поется о своем втором я, альтер-эго, или просто о сумасшествии - у кого что есть.
В целом, "Mirror Of Madness" – чрезвычайно хорош, хоть его звучание и кажется слегка облегченным из-за повышенной роли клавишных, но это по-прежнему melodic death-metal: яростный и ураганный.
В 2004 г. был выпущен третий полнометражный альбом группы "Death Unlimited" («Смерть без ограничений»). Он получил очень хороший отклик от прессы во всем мире и также стал хитом финских чартов на протяжении нескольких недель. "Death Unlimited", возможно, является самым тяжелым из творчества Norther.
Очень качественно сделанный пласт, состоящий из 12 дорожек (из них – «Nightfall» короткая прелюдия и инструментал «Beneath»). Музыка несколько замедлилась, но по-прежнему мощна, хоть и стала слегка более размеренной.
Гитарные проигрыши иногда звучат чуть ли не как хэви-пассажи. Клавишные снова ограничили, но не сильно, оставляя за ними даже целые сольные партии. Появились хоровые подпевы в припевах (это, кстати, весьма понравилось). Все очень проработано, вылизано до последней ноты, так что спасибо звукоинженерам за отличный звук, а ребятам – за действительно интересную работу.
В начале 2005 г. "Norther" решила сделать запись на EP "Solution7" потому что у них накопилось несколько песен. Этот CD был записан снова на "Astia Studios" (где уже были записаны альбомы "Mirror of Madness" и "Death Unlimited") с продюсером Ансси Киппо.
Эта была последняя запись с Томи Халио. В этом же году он покинул группу.
Летом 2005 г. Norther отправился на "Studio Fredman" в Гётеборг (Швеция) (In Flames, Soilwork, Hammerfall, Arch Enemy, Opeth и др.) для записи своего четвертого полнометражного альбома. На сей раз коллектив работал с продюсером Фредриком Нордстромом, и сессионная работа была очень напряженной. Был записан альбом под названием "Till Death Unites Us" ("Пока смерть не соединит нас", 2006), который стал хитом музыкальных магазинов в начале 2006 г.
Группа вновь слегка сбавила в скоростях, но значительно прибавила в мощности, саунд стал грубее, жестче и одновременно с тем еще мелодичнее, а вокальная дуэль фронтмена и второго гитариста группы Кристиана Ранта раскрасила этот диск новыми красками. Отличный звук и симпатичное оформление довершают картину.
Хотите агрессивности и забойности – пожалуйста, бескомпромиссные “Throwing My Life Away”, “Drowning” или “Norther” к вашим услугам. Хотите похулиганить – включите трек номер 8 и пошлите всех на все четыре стороны. Вдруг стало тошно на душе – включите прекрасную, трогательную, почти готик-дэтовую балладу “Omen” или “Wasted Years”, написанную Кристианом в память о своем брате. Захотелось чего-то сложного и одновременно красивого – и такие пожелания будут исполненны, стоит только нажать play на песне “Everything” или “Evil Ladies”.
И все это разнообразие не тонет в каше, не выглядит разрозненным материалом, как порой бывает в богатых на изыски альбомах, наоборот, такое разнообразие как хороший цемент скрепляет кирпичики-песни, позволяя выдержать крепкому, на совесть сработанному дому со слоганом “Till Death Unite Us” выдержать любые катаклизмы.
В 2007 году группа решила привнести в музыку что-то новое, а именно на работе «No Way Back» («Нет пути назад»). Имеется ввиду чистый вокал (присутствует на треках 1 и 5).
Музыка следует в старой колее мелодик дэта. Темп преимущественно везде средний, скоростных мест мало. Соло партий тоже немного, клавиши используются далеко не всегда, порой включается синтезаторный задний фон. Вне припевов идут жесткие ритмичные места. Хотя, конечно, попадаются соло и клавишные партии. Но их мало, и они не обладают особо красивыми мелодиями.
Итог: в целом, релиз нормальный, однако, ничего принципиально нового группа не показала. К особо мелодичным местам можно отнести припевы в 2-х последних треках, а также вступление к центральной композиции альбома «No Way Back».
В 2008 году вышел новый альбом с сверхлаконичным названием "N" с хитом "Frozen Angel", который просто взорвал все чарты… Этот ураган, сумевший объединить все тщания фанатов в единое целое.
На нем группа окончательно избавилась от набивших оскомину сравнений со своими известными коллегами, которые, кстати, к тому времени стали проявлять небрежность и пофигизм в своих работах, о чем мы с вами ещё как-нибудь поговорим.
Обложка чем-то напоминает старинный компас, и буква «N» может быть расшифрована как “Nord” – север. Конечно, альбом можно было назвать по одной из песен, но видимо у создателей были совершенно другие задумки. Norther немного потяжелели – звучание стало глубже и ниже чем раньше, партии клавишных ощутимо «похолодели» и за редким исключением проходят фоном.
Слаженная и жёсткая работа двух гитаристов («Self Righteous Fuck» в этом плане яркий пример); мелодичные подпевки чистым вокалом (особенно хороши они в отличном забойном треке «We Rock»); гулкий, живой бас (Jukka Koskinen, кстати, обратите внимание на его соло в «Always & Never»), легкие штришки электроники во вступлениях к некоторым песням. А в сумме получились композиции, которые звучат достаточно тяжело и технично.
15 треков на 48 минут, чередование активных вещей и медленно-печальных баллад («Savior»,«Forever and Ever»,«No Way Back»). Цепляющих моментов стало поменьше (они в большинстве своем в перечисленных песнях), но альбом получился все-таки неплохим, – кто с этим поспорит?
В марте 2009 года группу покидает её основатель и фронтмэн Петри Линдроос. Как сообщают об этом остальные музыканты: "Norther вынуждены были позволить Петри уйти, чтобы дальше быть активными. Постоянная занятость Петри в Ensiferum стала приводить ко все большему и большему застою в Norther".
Поиски замены начались буквально через неделю после этой, для многих неприятной, новости. И уже в середине апреля на конкурсной основе был выбран новый солист. Им стал Алекси Сихвонэн (Imperanon), на роль live-гитариста был приглашен Дениэл Фрэйберг.
Ожидания новой работы были не очень-то радужные: не для кого не являлось секретом, что Петри выдавал до 90 процентов материала в Norther.
И вот, в 2011 году свет увидел новый альбом "Circle Regenerated" («Восстановленный круг»). Музыканты понемножку отовсюду набрали материала, еле-еле...с кряхтеньем и мычанием...по капельке...по чуть-чуть... с неимоверной натужностью...выдавили материал для этого альбома.
Фрэйбергу особенно разгуляться так не дали, больше натыкали по клавишам и нагромоздили чистоголосых припевов. Один раз сорвались, правда. Да, впрочем, чего там: срывались и потом, но столько драйва, как на первых тридцати секундах "Break Myself Away", во всем альбоме не сыщешь.
Есть хорошие моменты и во второй половине диска, вот только эти по-детски звучащие "чистые" запевы изрядно портят картину. И из-за заезженных риффов скулы сводит от зевоты. Скучный и проходной материал.
24 июля 2012 года на официальном сайте Norther было объявлено о прекращении существования группы вследствие обстоятельств, делающих невозможным функционирование группы в активном режиме. По словам самих музыкантов это было взаимное решение, все они останутся хорошими друзьями и будут заняты в других группах и проектах.
Последним выступлением Norther стал концерт 10.08.12 г. на фестивале Brutal Assault в Чехии.
Видео по теме: