7 дней – 7 статей
ГОРЯИНОВ, Олег. «Не надо публиковать Эмили Дикинсон»: заметки на полях «Города на бумаге» Доминик Фортье // Cineticle. – 2024. – 1 января.
Рецензия нашего земляка – философа и киноведа Олега Горяинова – на вышедшую в 2022 году в Издательстве Ивана Лимбаха книгу канадской писательницы и переводчицы Доминик Фортье – литературную фантазию на основе подлинных фактов биографии Эмили Дикинсон. Жанр вроде бы знакомый, и всё же что за ним таится в этом, довольно необычном, случае? Олег Горяинов предлагает читать «Города на бумаге» Фортье как своего рода гербарий, собранный из лекарственных растений – и разве не на них похожи стихи Дикинсон?
Олег – постоянный автор сетевого киноведческого журнала Cineticle. Рецензия опубликована также на сайте Издательства Ивана Лимбаха.
ГРАУЗ, Татьяна. Айги – Мандельштам: Когда эта боль – неотличима от веры (разрозненные листы осени) // Волга. – 2024. – № 1-2.
Холодные ноябрьские дни, обездвиженные неожиданным морозом. Первый снег, покрывающий еще зеленую траву. Голые деревья, обнажившие свою природную графическую красоту. Эта осень, казалось бы, мало чем отличается от осени десятилетней давности. Вот только что-то сдвинулось непоправимо – и треснувший на наших глазах мир, и медленно растрескивающаяся красота саднят неотступной болью.
«Мысль о том, как помещается человек в мире, как он пребывает – в нем; это можно выразить еще следующим образом: «Мне больно, как больно миру», между этими болями есть связь – без различия огромного и малого, ибо боль не мерится как нечто «большее» или «меньшее»; эта сострадательно-неотменимая связь и есть сущность человека, короче, то, «в качестве» чего он пребывает, «держится», – кажется, ему не гарантирован даже какой-либо конец, – может быть, даже и желаемый им» (Геннадий Айги).
ИРТЕНЬЕВ, Игорь. «Ты говоришь, уже житья нет…» // Волга. – 2024. – № 1-2.
Подборка стихов московского поэта, автора 20 поэтических книг.
Ты говоришь, уже житья нет,
Ну, предположим, нет и что ж?
Оно само собой нагрянет,
Когда уж вроде и не ждешь.
Все что копилось поэтапно –
Из века в век, за годом год,
Однажды рухнет вдруг внезапно
Под грузом тягостных невзгод,
И в русло нужное вернется
Лишь стоит малость обождать.
Жаль, что когда оно начнется
Нам не дано предугадать.
НОВИКОВ, Вл. 1924. Филологическая проза // Новый мир. – 2024. - № 1.
Люди трепетно относятся к той или иной дате, тому или иному временному промежутку, определяющемуся четырьмя цифрами года. 1924 год в этом отношении – особенный, «это номер целой симфонии»: в этом году умер Ленин, родились новые гениальные стихи, вышла главная книга Юрия Тынянова «Проблема стихотворного языка» и была опубликована статья Михаила Бахтина «Проблема содержания, материала и формы», а еще появилось на свет целое поколение будущих писателей-фронтовиков – в их числе Юрий Бондарев, Борис Васильев, Василь Быков, Булат Окуджава…
«Сочетание четырех цифр, означающих год, – живое существо. Говорящее. Порой даже поющее – чаще грустно, чем весело. Иной раз и плачущее. Это культурный иероглиф. Достаточно его начертать, чтобы хлынул поток смыслов и эмоций. Это ноты истории. Иногда двойные или тройные. <…> Разные есть хронологические символы. Например, в годы, кончающиеся на две девятки, рождались провозвестники наступающего века: полгода прожил в восемнадцатом столетии тот, кто в веке девятнадцатом стал «нашим всем», а в 1899 году родились два новатора, два эстетических лидера прозы ХХ века».
ПОДОСОКОРСКИЙ, Николай. Лакей Смердяков как почитатель Наполеона в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» // Новый мир. – 2024. - № 1.
Образ Смердякова считается символом русофобии и раболепного преклонения перед Западом. Однако при этом часто упускают из виду особенности личности персонажа Достоевского и ее развития. Обращаясь непосредственно к тексту романа «Братья Карамазовы», автор анализирует причины и мотивы антипатриотизма Смердякова в контексте его биографии, отношения к религии и современным ему историческим событиям.
РУБИНШТЕЙН, Лев. О свойствах страсти // Сноб. – 2024. – № 104.
14 января умер Лев Рубинштейн – поэта сбила машина, когда он переходил дорогу по пешеходному переходу неподалеку от своего дома в Москве. Всю жизнь он исследовал страсти, которые нас (и его) обуревают. Страсть – источник опасности. Даже если предметом ее становится обыденный спор, не факт, что в нем родится истина, зато может погибнуть кто-то из спорщиков. В журнале «Сноб» Лев Рубинштейн объяснил, чем они грозят.
На сайте журнала можно найти статью главного редактора издательства «Новое литературное обозрение» Ирины ПРОХОРОВОЙ «Лев Семенович Рубинштейн, или «Программа совместных переживаний», вышедшую 15 января.
Новое литературное обозрение. – 2023. – № 6.
Этот специальный номер посвящен проблематизации понятия и опыта (не)насилия, рассмотренного в самых разных значениях и ракурсах: как ценностную установку и этический императив, как способ поведения и солидарную коллективную практику, как точку отсчета для построения исследовательской перспективы и инструмент, позволяющий поставить под вопрос и критически трансформировать сложившиеся в обществе диспозиции.
Как показывают авторы, дискурсы о ненасилии строятся в тесной связке с понятием насилия, поэтому важно было также проблематизировать сами критерии разделения насилия и ненасилия, показать нюансы их различения в зависимости от контекста и исследовательской оптики. К примеру, то, что в логике одних мыслится ненасилием (мирный протест), в логике других может пониматься как насилие, и, наоборот, то, что проецируется или декларируется как ненасилие, на практике может оказываться насилием. При этом ненасилие может связываться с агрессией, а насилие быть легитимным, повседневным, символическим и не называться / не опознаваться как таковое. Следовательно, от рамок интерпретации насилия и ненасилия зависят их значения, предполагаемые ими практики и реакции на них.
Из материалов номера выделю тексты Арсения Куманькова «Ненасилие как теория и практика», Тодда Мэя «Что такое ненасилие?», Джорджо Агамбена «О пределах насилия», Джудит Батлер «Запрос на ненасилие», Олега Аронсона «Ненасилие и бессилие» (Формализуя ощущение зла).
Среди авторов номера – доктор исторических наук Сергей Польской («Clementia Augustae: милосердие и «нелепый обет» императрицы»), начинавший свою научную деятельность в Самарском государственном университете.