Широко известно, что эпоха современных персональных компьютеров началась 24 января 1984 года, когда Стив Джобс представил свой первый Apple Macintosh (сокращённо - Mac). Этот компьютер имел феноменальный успех среди пользователей. И было отчего: Macintosh решительно отличался от всех компьютеров, присутствующих на тот момент на рынке. Главное нововведение было в том, что он имел графический пользовательский интерфейс и мышь.
До этого времени управление компьютером осуществлялось вводом команд в командной строке с помощью клавиатуры. Теперь же с помощью указывающего устройства, получившего столь привычное нам сейчас название «мышь», пользователи могли кликать по значкам, обозначающим программы, для их запуска. Кликая и перетаскивая значки по экрану, можно было сохранять, удалять и перемещать файлы. В общем, то, что кажется нам сейчас обыденным, в то время стало настоящим прорывом. Таким образом именно изобретение «мышки» изменило сам принцип взаимодействия пользователя с электронными устройствами.
Но ни Джобс, ни кто-либо другой из компании Apple к этому изобретению не имеют никакого отношения. В основе графического интерфейса лежала технология мыши. Мышь была изобретена ученым-компьютерщиком Дугласом Энгельбартом из Стэнфордского исследовательского института. В декабре 1968 года Энгельбарт на Осенней совместной компьютерной конференции в Сан-Франциско провёл демонстрацию работы своего нового устройства. К слову, именно Дуглас Энгельбарт придумал такое название своему изобретению. Демонстрация перед более чем тысячью ведущих учёных со всего мира имела ожидаемый успех.
Как это часто бывает с выдающимися изобретателями, сам Энгельбарт никаких гонораров от своего открытия не получил. По словам учёного, его руководство на тот момент оказалось неспособным понять огомную коммерческую перспективу этого изобретения, так что Стэнфордский исследовательский институт лицензировал его для Apple Computer примерно за 40 000 долларов. Можно только представить, сколько сам Apple заработал от использования этой ключевой технологии, ставшей «лицом» его компьютеров.
Сам Стив Джобс впервые увидел работу персонального компьютера с графическим интерфейсом и компьютерной мышью в Научно-исследовательском центре Xerox PARC в 1979 году. По словам очевидцев, предприниматель был потрясён увиденным. Это был персональный компьютер Xerox Alto, использовавший мышь, созданную на основе изобретения Энгельбарта. Джобс немедленно поставил задачу своим сотрудникам внедрить новинки у себя в компании.
Предприниматель воспользовался только самой идеей: мышь Apple Macintosh ни в коем случаене были заурядной копией, она стала техническим шедевром своего времени. Концепция свободно катящегося шарика заменила роликовый шарик, поддерживающийся шарикоподшипниками, использовавшийся в устройстве Xerox. К тому же мышь от Apple стоила гораздо дешевле мыши Xerox, что поспособствовало массовому распространению новинки. Следует добавить, что Xerox не выдержал конкуренции и в скором времени вообще свернул производство персональных компьютеров. Но как не крути, а первопроходцем Джобс в этом вопросе не был.
Интересный факт: у мыши Xerox было три клавиши, сам Энгельбарт считал, что в самый раз было бы иметь с десяток клавиш, если бы размер конструкции это позволял. А вот позиция Джобса была совершенно другой: он оснастил свою мышку всего одной клавишей. Почему так? Нам сейчас это кажется смешным, но в те годы считалось, что научиться пользоваться мышью — это очень сложная задача для среднего пользователя. Поэтому Джобс решил не усложнять конструкцию лишними кнопками.
Графический интерфейс пользователя также был существенно переработан и улучшен. Именно разработчики Apple ввели элементы прямого управления, столь привычные нам сейчас. Если требуется переместить окно по экрану или увеличить его размер, это можно сделать непосредственно с помощью мыши. В интерфейсе Xerox такое было нвозможно: вначале было нужно кликнуть значок, появлялось всплывающее меню, в котором нужно было выбрать действие. Apple также изобрела строку меню, раскрывающееся меню и корзину.
Apple и в дальнейшем с удовольствием приобретала технологии, созданные «на стороне» и виртуозно внедряла их в свои системы. Наряду с традиционным вниманием к дизайну, это сделало «яблочного гиганта» самой успешной и дорогой компанией нашего времени.