После серии предыдущих статей о тонусе, особенностях тонической регуляции логичным будет рассказать о том, что мы можем сделать, чтобы помогать ребенку и себе компенсировать особенности.
Как обычно, не бывает двух одинаковых ситуаций с одной стороны и очень много похожих с другой. Я уверен, что большинство из вас слышали от меня фразу, что мы отличаемся друг от друга, как два велосипеда отличаются один от другого. На один неудобно садиться в юбке, на другой удобно, на одном хорошо ездить по лесу, а на другом по шоссе. Но неизменным остается принцип работы велосипеда: педали, цепь, колеса, руль. Принцип действия одинаков и поэтому мы не называем велосипед самокатом и даже беговел не называем велосипедом.
Ровно так же и с человеком. Принципы регуляции процессов возбуждения и торможения (а это именно то, что нам показывает тело в виде тонуса) одинаковы у всех. Если мы понимаем это и исходим из такой позиции, то разговор об уникальности очередной методики будет выглядеть странным. Если совсем честно, то будет выглядеть классическим “разводом”.
Я предлагаю не уникальность, а универсальность, которая опирается на понимание процессов, происходящих внутри нас. Универсальность определяю не я, а сама природа. Подтверждений универсальности масса: у нас одинаковое расположение органов в теле. Одинаковый в норме уровень сахара в крови и кислотно-щелочной баланс, по одним принципам мы можем нарастить мышечную массу, стать выносливее и т.д. А отличается только то, что нам нравится. Один становится выносливым в беге, а другой в игре на гитаре.
Общий принцип заключается в том, что для наработки нового навыка нужно работать и работать много. Конечно, бывает так, что кто-то работает на нелюбимой работе, живет с человеком, с которыми не хочет жить. Так бывает и это только добавляет нам понимания, что это дополнительная нагрузка, на которую тратится масса сил. Я за кайф, за любой кипиш, который происходит с кайфом.
У нас получается уравнение:
КАЙФ : D = НОРМАЛИЗАЦИЯ ТОНУСА
где D - действие.
Чем меньше кайфа, тем ниже нормализация тонуса. Чем ярче выражена проблема, тем больше нужно работать и если это без кайфа, то ничего не получится в принципе.
Вы постоянно спрашиваете у меня о видах деятельности, о секциях и кружках, которые лучше всего подходят для нормализации тонуса. Конечно есть такие виды деятельности: стоять часами в одной позе, как это делают шаолиньские монахи. Как получается у наставников их на это мотивировать я не знаю, но точно знаю, что в рамках нашей обычной жизни это сделать не получится. И получается, что самое лучшее = никакое, так как не будет выполняться совсем. Нам такой вариант не подходит.
Значит шаг первый: выясняем, что нравится ребенку, чем он увлечен. Даже если он увлечен на два месяца, на две недели, но “горячо” нам подходит. Составляем список этих “леденцов” и уже из них выбираем вид, который лучше выстраивает тонус. Давайте на примере: ребенок любит рисовать и стрелять из всего, что стреляет. Мы с вами уже знаем, что тонус выстраивается лучше всего в статике. Какое из двух действий мы выбираем, как основное?
Когда ребенок делает что-то с интересом, то он может потерпеть и не отказаться от выполнения действия при первых признаках утомления, а именно это и нужно. Также необходимо количество, так как в деятельности наш мозг и занимается тонической регуляцией. Он тренируется и количество перерастает в качество.
Есть еще один момент. А если у одного повышен тонус, а у другого понижен, то им тоже одно действие предложить? Именно, так как мозг формирует тонус, необходимый для конкретного вида деятельности и при повышенном тонусе он будет его снижать, а при пониженном - повышать. В этом универсальность. Вам не нужно искать одно действие для снижения тонуса, а другое для повышения. Действие не для этого - оно для нормализации. Поэтому два ребенка с разным тонусом перетягивая канат, в моменте находятся в равных тонических отношениях. Только одному нужно расслабиться, чтобы не падать при рывках соперника и смочь их амортизировать, а другому нужно поднять напряжение, чтобы удержать канат и себя.
Все намного проще, когда вы для себя в уравнение добавляете еще аксиому: любая деятельность влияет и выстраивает тонус. Деятельность не называется созерцание, смотреть мультик... Там, где от моей активности результат не изменяется, нет деятельности. Например: раньше были такие проекторы, для перематывания пленки в которых нужно было крутить ручку. Такой просмот является деятельностью. От того, как я кручу, зависит качество воспроизведения. Стоя смотреть мультик и удерживать телефон в руках на определенной высоте, чтобы все видели - деятельность, но только для того, кто держит или крутит, а для других нет. Лежать и смотреть в экран - не деятельность, не физическая деятельность. Мышление может, но не тонус.
Все это можно было бы написать в одном предложении: заниматься любимым делом и много. Это то, что точно поможет. О сроках нужно говорить в каждом конкретном случае.