Найти тему
Олег Леонкин

Гипотонус. Способы компенсации. Сверхнапряжение и гипермоторика.

Хорошо мне написали: “Нахожусь в состоянии гипертонуса в ожидании поста про гипотонус.”

Итак, начнем. С гипотонусом все не так просто, как может показаться на первый взгляд. На самом деле самыми напряженными бывают именно дети с гипотонусом.

В самом начале оговорюсь: мы сейчас не будем разбирать причины гипотонуса. Их очень много: особенности родов, наследственность, гипоксия и этот список можно продолжать. Важно не “от чего”, а “как” поднять тонус.

Есть 2 способа компенсации:

1️⃣ Напряжение. Именно этим инструментом пользуется ребенок после рождения, называется это - флексорный тонус новорожденного (я писал о нем ранее). От него мы не отказываемся и в последствии. Когда тонус снижен, то происходят две вещи: все двигается, как на шарнирах, и чувствительность от тела, сухожилий, суставных поверхностей снижена (не четкая). Чтобы это исправить, ребенок напрягается. От гипертонуса (когда напряжение постоянно) такое состояние отличается только частой сменой расслабления на мощное спонтанное напряжение.

Один из маркеров гипотонуса для родителей младенцев: ребенка неудобно носить на руках, он “растекается” по рукам и его нужно поддерживать во всех местах одновременно. А потом такое состояние резко сменяется напряжением и дитё норовит вылететь из рук, как ракета. Каждый раз, проходя в дверном проеме мы отслеживаем косяк, чтобы случайно головой ребенка не зацепить. С возрастом ничего не меняется - нежности от ребенка больше похожи на удушение или удар, на колени не садятся, а падают. Когда бросают мяч, то это или слабо, или снаряд из пушки. И так происходит со всем. Налить воды в стакан для таких детей искусство - графин опрокидывается дном кверху. Вы точно уже давно перестали просить подать вам стакан воды - дешевле самому подойти и взять. Если такой ребенок увидел что-то интересное, то он уже стоит на носочках, а глаза готовы выпасть из привычного места. Сел на стул и расплылся по нему, а на просьбу сесть ровно - подпрыгнул.

Так в каждом действии, которое выполняет ребенок. Это часто раздражает и изматывает, так как мягкость сменяется резко и непредсказуемо переходит в напряженность. Сейчас мы поговорили про “моторные качели”.

Думаете на этом все заканчивается? Не надейтесь. Такое же происходит с эмоциями. Послушный и договороспособный ребенок в мгновение ока превращается в упертого демона, сдвинуть которого невозможно. С телом проще - постепенно ребенок осваивает базовые навыки, а вот жить на эмоциональных качелях нелегко. Есть особо одаренные, которые эти качели устраивают в “приятной” логике: они с чужими просто ангелы, а когда с родителями в безопасной среде, то отрываются по полной программе. Тогда родителям достается ребенок только в эмоциональном сопротивлении и напряжении. Я так часто слышу от родителей в таких ситуациях, что это их вина, они что-то делают не так. Но это обман.

Что происходит у таких ребят в мышлении? Тоже самое: они не могут собраться, навести резкость - тупят. С моторикой это выглядит, как сброс напряжения. Но уже через минуту ребенок может выдавать удивительные вещи, анализировать и синтезировать, творить... Это в теле выглядит напряжением. Просто нам так жить? Ну это вы напишите сами в комментариях. Я уверен, что многим есть, что рассказать. А меня в основном зовут к таким ребятам в гости.

До года такие дети часто развиваются с задержкой в моторном развитии.

2️⃣ Второй способ компенсации - моторный.

Ребенок поддерживает тонус постоянным движением. Я про себя называю это эффектом волчка. Вспомните, волчок стоит только когда крутится, как только остановился - сразу падает.

Именно таких ребят я больше всего люблю и получаю от общения с ними удовольствие. Но я прекрасно понимаю, что жить очень трудно с такими ураганами, которые не могут лежать в коляске, не могут усидеть за столом и едят на бегу, постоянно подрываются с места и убегают, с большим трудом удерживают внимание и позу. Усадить их делать домашнюю работу превращается в испытание для всех окружающих. Они легко увлекаются, но не удерживают свое увлечение надолго. Пошли в новый кружок или секцию - выходят в восторге, но уже на третьем занятии запал затухает и они активно просят пойти в другое место. Постоянная смена деятельности и увлечений. Часто пишут, что с гипотонусом ребенок отстает в моторном развитии до года, но это касается только первого типа, а вот эти моторчики очень часто в 6 месяцев уже пробуют вставать и в 8 месяцев ходить.

Вы не перепутали, когда подумали, что я говорю о гипермоторных ребятах, или как чаще говорят “гиперактивные”. Им также свойственны мощные эмоции с постоянной сменой настроения. В первом типе, который мы рассматривали вчера, присутствуют взрывы, но тут сплошной поток, вынести которым они могут ни одного взрослого и ни двух. Да им в принципе не имеет значения, скольких нужно утомить - они с этим справятся легко.

Возникает вопрос - почему я их очень люблю. Леонкин только что признался в том, что он мазохист. Нет, это не так. Эти дети очень умные, они думают с потрясающей скоростью. Их поведение вынуждает их быстро соображать. Когда тебе на лету нужно отслеживать происходящее и выдавать результат, то мышление похоже на ураган. От них льется сплошной поток информации, от которого увернуться невозможно. Вы сделали вид, что не услышали - он подбежит и заглянет в глаза или просто “нежно” возьмет за щеки и немедленно повернет ваше лицо к себе. Убежать не получится.

В любой момент времени они в движении. Они думают всегда. Да, это не размышления на одну тему и в таком фейерверке информации можно утонуть. Но это очень интересно. Вы слышали повтор одной фразы 100 раз? “Мама, посмотри! Мама, посмотри! Мама, посмотри...” ваш мозг все равно просверлят. Лучше подчиниться сразу.

Кажется, я достаточно подробно описал таких ребят, но вы тоже можете дополнять или задавать уточняющие вопросы мне. Напишем вместе картинку.

Еще важный момент: как нельзя себя вести с такими ребятами. Нельзя давить и одновременно с этим нужно вести себя конкретно. Свобода выбора - это то, что они не выдерживают. Они могут выбрать, но выбор всегда очень эмоционален и не рационален. Нужен коридор. Свобода выбора - это то, с чем нужно повременить.

Да, у ребенка должен быть выбор, но не в том, идет он за стол есть или нет, а в том, на какую тарелку ему положить котлету, как ее порезать, соль слева или справа, вилку такую или такую, кружку эту или ту. Вы уже заметили, что я не спросил, будет он есть или нет, не оставил вариантов чем есть - вилкой и с тарелки. Но чтобы такое случилось, нужно просто завалить огромным количеством вопросов и предложений.

Вы решили, что нужно идти гулять и у ребенка не должно быть выбора в этом. Если он не хочет по настоящему, то он это покажет, но если отказ формальный, а таких детей я еще называю “мистер НЕТ”, то вы сможете вышеописанное несложной методикой уйти от сопротивления. “Ты пойдешь на улицу в красной куртке или синей, в кроссовках или кедах, в шапке или бейсболке, в перчатках или варежках?” Я не спросил, идет он гулять или нет. “Тебе на тренировку синюю или белую футболку положить, ты уроки начнешь делать с математики или с чтения?”

Попробуйте - это работает. А после напишите как у вас получилось. Если не получилось, тоже пишите, обсудим.

Приходите в телеграмм>> за общением.