Найти тему
Тино пишет

Пишем книгу и не только. Базовая красота слога = кругозор

Оглавление

Как я работаю над стилем письма.

Ключевое слово — работаю! Впрочем, как и в любой деятельности, основа успеха в будущем — планомерный методичный труд сейчас.

Всем привет, с вами Тино и сегодня мы поговорим о том, как я учусь писать красиво.

Что означает мое "красиво"?

Понятие красоты слова и слога весьма субъективно. Для меня базовая "красота" — это когда ни за что не цепляется в возмущении глаз и мозг, полотно текста льется свободно и легко. Нет желания остановиться и задуматься, а что именно не так; в целом желания останавливаться не возникает.

Из чего складывается "легко"?

🖤 Логичная и стройная канва повествования. Даже если текст — "что вижу, то и пою", плавность переходов и мыслей, наличие плана и пропорций уже влияют на восприятие.

🖤 Уместность. Это тоже субъективная характеристика, однако общие черты попробую выделить: соответствие стиля текста его содержанию и посылу(!), наличие или отсутствие обсценной лексики, подходящий формат (рассказ, статья с пунктами, короткая заметка — в Дзене; диалоги, описания действий, внутренние рассуждения — в книге).

Яркий пример — одна статья моего хорошего друга В., где мой глаз не мог развидеть обращение по типу "Эй, ты, слабовольный чудак" посреди лирико-мотивационной поэмы.

🖤 Естественность слога. Иной раз мои собственные тексты кажутся мне вымученными и бездушными; некоторые фразы будто нейросеть писала. А иногда как будто поговорил с человеком через экран, буквы сами складываются во внутренний голос. С интонациями, эмоциями и даже мимикой.

🖤 Чистота. Текст очень легко захламить совершенно лишними "вводными", устойчивыми выражениями "к месту", хождениями вокруг темы. Грязный текст тяжело и неприятно читать; грязь часто появляется, когда пишешь только ради символов, совсем без идеи.

(Это не значит, что нельзя писать ради символов, просто нужно оттачивать навык чистоты.)

Я не упоминаю ни орфографию с пунктуацией, ни наличие художественных средств выразительности. Что говорить о юморе, иронии и сарказме, авторских фишках подачи и прочих украшениях. Первые пункты — фундамент, который нарабатывается опытом и корректируется Т9. Вторые пункты — уже искусство, а не ремесло; о них разговор отдельный.

Я все же пока ремесленник, и с точки зрения ремесла рассуждаю.

Если отбросить "канву", которая к самому слогу не имеет прямого отношения, остаются

Уместность, естественность, чистота

Три столпа письменной речи, над которыми работаю сейчас.

Как вообще выглядит "работа над письмом"?

Первое, что я себе представляю, это целенаправленное обучение просиживание часов за ноутбуком: есть задание, есть инструкция, нужно написать "текст, который получит высокую оценку" — это станет критерием того, что ты "научился".

На практике, разумеется, никаких четких заданий нет, в инструкциях из интернета слишком общие или слишком конкретные советы, а оценивать написанное просто некому (тем более, по весьма специфичным параметрам).

В реальности ты сам себе и заказчик, и работник, и учитель, и контроллер — сама придумала повод и тему, сама написала, сама отрефлексировала.🖤

Как в итоге работаю

0. Базовая база

⬛ Писать "объемы". По часам, по количеству символов, по любым условным юнитам. Придумать себе 100500 поводов для "практики"; если один не актуален сейчас, писать по любому другому. Регулярно, через "не могу", как было на прошлой неделе. Не могла писать книгу, но писала статьи, хотя бы посты, хотя бы мысли в заметках. Ни дня без строчки! Количество переходит в качество. Невозможно научиться писать, если не писать. Тупо, но это базис, основа основ, которую можно повторять тысячу раз.

Очень много текста.
Очень много текста.

⬛ Собственно, придумать "100500 поводов для практики". Разные места и поводы для текста помогают переключаться, смотреть шире, практиковаться чаще и в разных условиях. Сейчас я пишу черновик книги, черновик рассказа, пишу статьи и посты в Дзен, пишу отчёты и микропосты в телеграм в две группы, пишу заметки для НРИ, иногда веду переписку с людьми на интересные темы; пишу от руки осмысленные заметки в творческий блокнот и пишу чтоб меня! около-литературные заметки в блокнот-2.

⬛ Создать условия работы. Если нет возможности развернуть ноутбук, беру телефон; если надоела клавиатура — пишу от руки. Отговорки проходят, потому что хоть что-то из этого всегда есть под рукой. Можно набросать пару связных мыслей в транспорте, в гостях, перед сном, на работе, в магазине, да даже посреди отчета. Было бы, где.

1. Детали

✔️ Из 100500 поводов для письма должен быть хоть один повод, результатом которого всегда будет законченный текст. Можно бесконечно упражняться в изысканных метафорах в заметках, но какой в этом толк, если у тебя нет практики в написании цельного, осмысленного фрагмента? У меня таким местом аккумуляции является этот блог.

✔️ Само-рефлексия. К сожалению, ты должен перечитывать свои же тексты и находить то, что цепляет глаз, искать некрасивое. Если ты чувствительный к критике котенок, как я, то это сложно. Я против рефлексии над черновиками, но если что-то отмечено как ✔️ готовое, то оно должно быть тобой тщательно проанализированно для дальнейшей работы. Вот вам может быть смешно, а некоторые статьи я публиковала НЕ ЧИТАЯ. Страшно было, и все тут.

✔️ Работа над ошибками. Практика "законченных текстов" и даже рефлексия на их счёт бесполезны, если в дальнейшем не исправлять косяки. Вроде банальная истина, но до меня только материале на двадцатом дошло, что этот хтонический страх и упрямство перед своим же несовершенным творением — жуткая глупость. 5 минут позора лучше, чем 10, 15 и далее. Следующий текст обязан быть хоть на одно слово лучше предыдущего.

2. Красота

🖤 Насмотренность. Чтобы писать, нужно много читать, известный факт.

Если я не пишу и не составляю рабочие отчёты, то я скорее всего читаю. Книги, разные книги — художественные (классику и не совсем), философско-исторические труды, книги по психологии (в основном старые, 1930-1960 г, но и современные тоже), модные сейчас книженции про "саморазвитие". Статьи и другие блоги самых разных направленностей — от новичков до миллионников, по теме и нет. Новости в интернете. Переписки. Бесконечное количество текста проходит перед глазами; хорошего и плохого, подходящего или не очень. Разные формы подачи, стили и приемы отпечатываются буквально в подсознании. Насмотренность сама по себе очень мощная вещь, работающая даже без участия интеллекта — разве что нужно "фильтровать поток", если дальнейший анализ не предполагается.

🖤 Анализ входящей информации. Бывают у меня периоды, когда я жадно, запоем, бездумно поглощаю буквы. Однако, рано или поздно складывается некая система: что я прочитала, что узнала, какой эффект оно произвело, почему? Чем отличаются авторы друг от друга, а в чем они схожи? Почему идеи и слог Зигмунда Фрейда так далеко отстоят от текстов современного успешного коуча? Как выглядела и как развивалась система взглядов философов с 17 по 19 век и как это соотносится с основными идеями нынешних "философских течений"?

Что конкретно из анализа нужно именно для формирования слога:

• Какие особые, единичные слова/конструкции/приемы производят нужный/интересный/желаемый эффект? А это точно тот эффект, который планировал автор?

• Какие предложения использует автор? Короткие или длинные, сложноподчинённые, с наречиями? Все одинаковые или есть ритм, последовательность?

• В каком стиле автор пишет? Научный, разговорный, чистая публицистика? Получается ли выделить один стиль? А авторский стиль — чувствуется? За счёт чего?

• Как автор расставляет акценты?

• Как происходит общение с аудиторией, позиционирование себя и читателя? (Нет, это применимо не только к блогам. Взять хотя бы... Да вот, на полке лежит Гюстав Лебон. Ну или вспомним Сашу Полярного😅)

🖤 Личный кругозор, погруженность в тему (по сути, Насмотренность + Анализ). То, над чем нужно работать долго, нудно, упорно, не жалея времени или самого себя.

Словарный запас (или хотя бы четкое понимание, какие слова нужны именно тебе), умение подбирать аналогии и/или примеры, возможность свободно "говорить" на разные темы. Внутреннее ощущение, что уместно озвучить и как это лучше написать, чтобы достичь эффекта. Это почти вершина ремесла, стоящая на грани с искусством.

Уместность, естественность и чистота слога присущи людям образованным, начитанным, разбирающимся в теме. Это было очевидно. Однако, даже к таким людям (если они существуют в чистом виде и от рождения, конечно😂) красота не приходит в тексты просто так. Нужно много, очень много и регулярно писать, критически осматривая то, что выходит из-под клавиатуры.

Я сейчас в самом начале пути, не-о-фит в мире словотворчества. Выполняю пункты 0-2, наблюдая за результатами и надеясь, что однажды по-настоящему вырасту.

-3

Вместо прощания

Вот написала текст законченный, и пойду дальше смотреть в свою книжку

Тино

🖤