Думаю, что название селу, как водится на Алтае, дала речка, где село и располагается, а вот, уже наименование села отражается и в названии моста, и в месторождении мрамора, и в названиях окрестных селу пещер, Поэтому, весьма звучное название этого села на слуху у любителей путешествовать по Алтаю.
Село не имеет точной даты образования. Его весьма удаленное расположение от транспортных путей сильно влияло на развитие и благосостояние населения. В начале прошлого века жители села все пыталось определиться с более выгодной административно-территориальной принадлежностью оного. По этой причине село за довольно небольшой промежуток времени относился к разным территориальным образованиям, таким как: Салдамская волость, Урсуло-Теньгинская волость.
Есть сведение, что по урочищу, где располагается село, проходила торговая вьючная тропа с перевозом через Катунь. По ней проезжали на таратайках из Большой Черни в Шебалино и Онгудай.
Ранее говорили, что на «разломе между селом и Бушланом (урочище) в 1910 году была тропа, которая разветвлялась и спускалась с Чуйской линии в долину Катуни по первой и в долину Урсула по второй реке. А около впадения речки, на которой сегодня располагается село, в Катунь существовала лодочная переправа».
Догадались, что это за село?
Согласно топонимическому словарю О. Т. Молчановой, название села на русский язык трактуется как: «рытвина, яма, котловина, впадина с тропкой диких зверей».
Местные жители предпочитают переводить название, как «свадьба в яме». Есть и еще одно интересное прозвище у села, его называют «ведьминой деревней», правда источник подобной информации за давностью лет уже и не помню, уж простит меня читатель.
Село располагается в левобережье реки Катунь, в долине одноименной реки, являющейся левым притоком Катуни.
Точной даты села не установлено. Первый же письменный документ, где ведется речь о селе, датирован 1886 годом днем 18, что позволяет предполагать, что селение существовало еще и до 1886 года.
В «Списке населенных мест Томской губернии» на 1911 год значился заселок, располагающийся в 790 верстах от Томска, в 278 верстах от уездного города, в 58 верстах от почтового отделения, в 199 верстах от квартиры крестьянского начальника, в 58 верстах от станового пристава, в 179 верстах от мирового судьи, в 278 верстах от судебного следователя. Число дворов было 9, душ мужского пола 30, женского пола 46.
По состоянию на 3 апреля 1920 года сельское общество, в которое входили кроме этого села еще урочища Корбак и Карасу, насчитывало 163 жителей, из них 79 мужчин и 84 женщины. На 2013 года в селе проживало213 человек.
Первая школа была открыта в доме Василия Артищева на 25 человек, из которых русских 5 мальчиков и 6 девочек, из инородцев – 11 мальчиков и 3 девочки. В 1954 году была построена 4-классная начальная школа общей площадью 150 м² с тремя классными комнатами и специальным домом для учителей.
В 1925 году по решению общего собрания открыт ликпункт для взрослых, изба-читальня, сельхозкружок, организована коневодческая артель, начался сбор пожертвований для устройства яслей.
В апреле 1930 года в селе организован колхоз «Завет Ильича».
В годы Великой Отечественной войны около 60-ти сельчан ушли защищать Родину. Вернулось домой только 26.
Интересные факты из истории села.
- В качестве основания нынешнего селения можно сослаться на приемный приговор (№ 34-2), принятый алтайцами разных дючин урочища, от 18 января 1886 года. На прошение крестьян Алтайской волости Семена Третьякова и Тимофея Слободчикова поселиться в алтайском урочище, его обитатели дали положительный ответ, мотивируя свое решение тем, что «мы как люди новокрещеные… не привыкшие к русским обрядам… а чтобы нам преобразовать себя ко всему… мы определили… внять прошению крестьян Алтайской волости Семена Третьякова и Тимофея Слободчикова и принять в среду своего селения на Житье».
- Когда-то и кем-то по долине одноименной селу речки был проведен большой арык (сувак). Он начинался почти от устья одного из истоков реки и проходил по высоким частям долины подле самых крутых подъемов. Остатки этого сооружения отчетливо видны и теперь. Пользовались арыками по очереди, которую устанавливали между собой те, кто участвовали в ремонте арыка.
- В 1921 году в селе бандиты подвергли зверским пыткам милиционера 2-го ранга Шанина и сотрудника политбюро Носкова. Их пытали каленым железом, кололи штыками, делали надрезы ножом на пальцах рук и присыпали ядовитым порошком. После нечеловеческих издевательств их зверски убили.
- На собрании 16 августа 1925 года было решено открыть в этом селе избу-читальню. Чуть позднее решили использовать под постройку избы-читальни разбираемые пристройки церковного имущества в ближайшем селе (баня, амбары).
- В 1927 году бийский краевед И. П. Комаров обнаружил в местных змеевиках в виде самостоятельной, обособленной, мощностью до 1 м жилы, хромит.
- На заседании сельсовета от 6 октября 1926 года обсуждался вопрос «о добровольном пожертвовании в пользу бастующим горнякам Англии»
- В сентябре 1934 года от постоянного представителя Ойротской области при ВЦИКе Алагызова в Ойрот-Туру пришло сообщение о том, что при строительстве Дворца Советов в Москве специалисты-инженеры Управления строительством довольно высоко оценили качество и расцветку местного мрамора. Собрали образцы со всего Союза. Просили прислать еще образцы, выявить возможность его практической добычи, обработки и доставки.
- Это село Ороктой
Путешествия продолжаются... Ольга Шадрина. Фото автора