Найти тему
Кризистан

Вы просили прогноз на 2024 год — ну вот вам предсказание. Что будет мешать экономике России и россиянам?

Оглавление

Люблю своих читателей — они регулярно позитивные прогнозы в комментарии приносят. То рассказывали, что ВВП у нас в 2023 году вырастет аж на 5%, то в 2024 мы всех обгоним и выйдем на пятое место в мире по валовому продукту. Причем не по паритету покупательной способности, там можно любой рост нарисовать. А по номиналу, во как!

Обычно про меня говорят, что это я во всем позитив ищу. И в любой самой провальной ситуации найду, чему порадоваться. Но в экономике России 2024 года даже я не могу найти гарантированного повода для радости.

Бюджет не располагает к позитиву, знаете ли. Предполагаемая бюджетом на следующую трехлетку милитаризация экономики выгружает нас всех в ситуацию, когда экономический рост в отдельных сферах не создает цепочек добавленной стоимости в смежных отраслях и не формирует новые источники роста. Чем такой рост заканчивается, мы все наблюдали в конце 80-х, когда несостоятельность экономики разрушила нашу страну.

Чего я жду в 2024 году? Ну, давайте по пунктам.

Высокая инфляция и подорожание импортных товаров

Мне очень понравилась цитата Пескова:

— Это рудименты прошлого все-таки. Нужно привыкать жить в рублевой зоне и не чувствовать себя столь зависимыми от курса доллара.

Песков, вероятно, импортными лекарствами не пользуется, так что просто порадуемся за его крепкое здоровье. Звонит он с русского телефона, а не с китайского. А ездит, наверное, на Ладе-Гранта и в импортных запчастях не нуждается. Бизнес производственный не ведет, импортное оборудование и комплектующие не покупает. Для него это рудименты прошлого.

Для всех остальных девальвация рубля всегда означает одно: рост инфляции и подорожание товаров повседневного пользования. Доля импорта есть в производстве любой российской продукции, от хлеба и гвоздей до таблеток и туалетной бумаги.

До второй половины марта рулон будем мотать в одну сторону, после – в другую. Я не вижу способов наполнить бюджет без заметной девальвации рубля
До второй половины марта рулон будем мотать в одну сторону, после – в другую. Я не вижу способов наполнить бюджет без заметной девальвации рубля

Стран, абсолютно независимых от импорта, в природе не существует. Даже Северная Корея живет на китайских поставках. Самодостаточность возможна лишь при полном скатывании в архаику — возврате к примитивному хозяйству и лишении населения любых мечтаний о комфорте.

Архаизация экономики в стране, объявившей себя самодостаточной, ведет к архаизации потребления и чудовищной бедности. Дело в том, что наш рынок невелик, строить производства маловостребованных товаров тут невыгодно, если не будет гарантированного рынка сбыта за рубежом. А его не будет, потому что на любую российскую продукцию найдется вьетнамская, китайская или даже южноамериканская — подешевле и получше.

Внутри страны отсутствие отдельных товаров может почти не ощущаться, если у вас в них реальной потребности. Но когда захочется купить обувь, штаны или лекарства от привычного производителя, придется заказывать их из-за рубежа или ехать за ними ножками. Я, к примеру, морально готовлюсь к тому, что за лекарствами придется ездить в соседнюю Белоруссию, где мракобесного стремления к «независимости от импорта» пока нет.

Нарастающий кадровый голод — для одних…

Мы живем в ситуации полной занятости. Свободная рабочая сила вымыта отъездом россиян, мобилизацией и оттоком мигрантов.

В условиях дефицита кадров гражданская экономика развиваться не может. Это на предприятия ВПК можно заманить людей, дав гарантированно высокие зарплаты — государство продукцию все равно будет выкупать, пока бюджет не лопнет. А частник — будь у него завод по производству туалетной бумаги или птицефабрика — не может платить больше, не повышая цены на продукцию.

…и безработица — для других

-3

Пока в крупных городах заводы и фабрики мучаются из-за недостатка персонала, в сельской местности люди с трудом могут найти себе оплачиваемое занятие хотя бы на 15 тысяч рублей. Думаю, в 2024 году мы не раз услышим о проблемах моногородов — населенных пунктов, построенных вокруг и под задачи конкретного предприятия. Почему в такие города не хотят вынести вновь открываемые производства (например, сборка летательных аппаратов), для меня загадка.

У нас в 2024 году де-факто две диаметрально противоположных России — та, где безработицы нет и все заняты, и та, где нереально найти работу. Станет ли население более мобильным, поедет ли на свободные вакансии в другие регионы? Сомневаюсь. Мы не так легки на подъем, как американцы. Коллеги говорят, что даже на работу вахтовым методом стало сложно набрать желающих. А к переезду готовы единицы.

Параллельно будет нарастать социальное и имущественное неравенство. Как в 90-х появился класс «новых русских» в малиновых пиджаках, так и сейчас у нас формируется новая категория высокооплачиваемых кадров в одежде немаркого цвета. Расшифровывать не буду, сами догадаетесь, о ком я.

Издержки растут, а значит — цены продолжат рост

-4

На всё. Кризисов а-ля куриный или яичный будет становиться больше. Накопится ли какая-то критическая масса их — не берусь пока прогнозировать, видно будет в апреле-мае.

Зато могу однозначно сказать, что командно-административными методами победить инфляцию издержек не удастся. Это не чисто монетарная инфляция, где достаточно поднять ключевую ставку и ужать денежную массу. Борьба с инфляцией издержек должна быть комплексной, начиная со стимулирования инвестиционной активности и заканчивая снятием административных барьеров.

Монетарная составляющая в нашей инфляции тоже есть. Деньги идут на предприятия ВПК, которые не формируют производственных цепочек, выпуская товары, единственная цель которых — ликвидация товаро-материальных ценностей, а не их создание через выработку продукции более высоких переделов. Однако деньги в сектор идут живые, не нарисованные. И перетекают они в конечном итоге в потребительскую экономику, оказывая дополнительное давление на цены.

Рубль для бедных, доллар для богатых

Не нравится доллар? Пусть будет юань
Не нравится доллар? Пусть будет юань

Как будет работать новая система валютного контроля в России в 2024 году, пока сложно прогнозировать. Но одно ясно: валютный голод в экономике будет нарастать. Потому что сколько ни набей в карманы рупий и дирхамов, богаче не станешь.

Для роста благосостояния в таких странах, как наша, приток валюты должен быть стабильным. Полная экспроприация валютной выручки в текущих условиях невозможна, а любые попытки ввести подобную меру натолкнутся на открытый саботаж.

Те, кто сохранил валютные доходы или попал в 7,4% россиян, зарабатывающих более 100 тысяч рублей, сохранят доступ к более качественным импортным товарам. Для остальных россиян импорт может стать недоступным по двум причинам — неизбежная девальвация рубля и запретительно высокие кредитные ставки.

И — да, я не только пресловутый западный импорт имею в виду. Банальная китайская стиральная или посудомоечная машинка может стать роскошью, как ею уже стали недоступные подавляющему большинству россиян китайские автомобили.

— Автор, ерунду пишешь, мы всегда так живем, — скажут некоторые читатели и будут отчасти правы. Мы находимся в положении лягушки, которую готовят на медленном огне. А вы чувствуете, как повышается температура?

Благодарю за лайки! Подписывайтесь здесь и в Телеге, всем рад.