Найти в Дзене

Нежнее, ещё нежнее... Как Sade привнесли «тихий шторм» в поп-музыку 1980-х

В 1984 году, когда британские новые романтики Duran Duran и Spandau Ballet заполняли залы сложносочинённым синти-попом, Sade со своим камерным, изысканным, интеллигентным соулом выглядели натуральными минималистами.

Главным орудием группы была солистка Хелен Фолашаде Аду — для краткости Шаде — красотка с точёной фигурой, которая грациозно двигалась, пела без напряжения и предпочитала ярко-красную помаду и зачёсанные назад волосы.

Несмотря на сравнения с Билли Холидей и Ниной Симон, 25-летняя Шаде считала основным источником влияния на свою группу не джаз, а американский соул: «Я бы не хотела, чтобы кто-нибудь хотя бы на минуту подумал, что мы пытаемся быть джаз-бэндом. Мы делаем поп-музыку, потому что её легко понять».

Sade переплавили влияния соула и джаза в актуальную поп-музыку. В дебютном альбоме «Diamond Life» Шаде указала путь целому поколению певцов, предпочитавших стиль и элегантность. Девять треков о разлуке и упущенных романтических возможностях соответствуют ценностям «тихого шторма» — так называли радиоформат 1970-х, состоящий из соул-баллад.

Прорывной сингл группы «Smooth Operator» рассказывает о хладнокровном ловеласе, который путешествует по стране, разбивая сердца. Герои песен Sade ищут спокойствие и стабильность, одновременно признавая непростые моменты в отношениях.

Среднетемповый номер «Hang On to Your Love» рассматривает принятые на себя обязательства как похвальную смелость. В «Your Love Is King» Шаде прославляет взрыв чувств между томными выдохами саксофона. Она связывает физические ощущения с душевными переживаниями: «Ты заставляешь меня танцевать… Внутри!»

Шаде родилась 16 января 1959 года в нигерийском Ибадане и переехала в Англию в четыре года вместе с матерью и братом. Уже в 14 лет она начала посещать ночные клубы. К середине 1980-х бывшая студентка факультета искусств, ставшая дизайнером одежды, экспериментировала в качестве бэк-вокалистки в фанк-группе Pride.

В то время Шаде, живя в заброшенной пожарной части, вместе с гитаристом/саксофонистом Стюартом Мэтьюмэном штудировала коллекцию соул-записей, черпая вдохновение для своих песен. Помимо этих двоих, в состав Sade вошли басист Пол С. Денман и клавишник Эндрю Хейл.

Когда менеджер Ли Барретт начал предлагать лейблам демо-записи материала, с которым Sade выступали в клубах по всей Англии, их отвергали по причине чрезмерной «джазовости». По сравнению с бойким электро-попом той поры записи Шаде действительно звучали отчаянно хрупко и нежно. Что в итоге оказалось преимуществом. Контракт с Epic и выпуск «Diamond Life» положили начало блестящей карьере.

Загадочность — часть привлекательности Шаде. Она редко балует поклонников альбомами, делая многолетние перерывы между пластинками, предпочитая свободу действий и долголетие скандальной славе и излишествам.

Треки на альбоме «Diamond Life» вдохновлены реалистичными любовными историями. Социальная тематика материализуется в песне «When Am I Going to Make a Living», которую Шаде написала однажды ночью на обороте квитанции. Сдержанная манера вокалистки выигрышно дополняет каскады клавишных и саксофонных риффов.

Несмотря на приглушенные тона, альбом произвёл впечатление. И про прошествии времени по заслугам признан классикой.

Спасибо за внимание! Буду благодарен за лайк и комментарий, заглядывайте на огонёк!