На праздниках нам удалось выбраться в кино на новинки российского кинематографа. Этими громкими премьерами были конечно же «Бременские музыканты» и «Холоп 2». Оба фильма оказались просто безумно успешны и собрали какое-то невероятное количество денег. Начнем мы с «Бременских музыкантов» и попробуем разобраться, действительно ли этот фильм так хорош.
Сделаем пару шагов назад в далекое прошлое
Начнем мы, пожалуй, именно с предыстории появления «Бременских музыкантов». Все мы помним-знаем-любим советские мультфильмы 1969 г. («Бременские музыканты») и 1973 г. («По следам бременских музыкантов»), которые в свою очередь являются достаточно вольным пересказом одноименной сказки Братьев Гримм. Эта музыкальна фантазия стала довольно популярной благодаря ее песням с элементами рок-н-ролла.
Скорее всего многие этот мультик любят именно за песни, которые после просмотра еще очень долгое время хочется напевать. Наша любимая – «Звёзды континентов». Песни – их любят все. Что насчет сюжета, то здесь уже мнения разнятся. Честно, сюжет, лично нам, не особо нравился. Если в оригинале (рассказ) животные – главные герои, то здесь мы имеем невнятного Трубадура и Принцессу, которая ради свободы сбежит даже с бездомным. С возрастом начинаешь понимать Короля, который был против всего этого балагана. Пропал в нас дух авантюризма и не милы нам уже стены-сосны-великаны.
Возвращаемся в настоящее, где анимация стала фильмом
На дворе 2024 год и на большие экраны выходит музыкальный фильм-сказка, основанный на мультфильмах и режиссированный Алексеем Нужным. Но нужна ли нам всем эта экранизация? Судя по сборам, тенденция выхода адаптаций известных с детства мультфильмов набирает бешенные обороты.
Поговорим о сюжете и его странных странностях
Разбирать этот фильм без спойлеров не имеет особого смысла. Да и мы думаем, что уже многие сходили на этот фильм на новогодних праздниках. Но тем не менее все спойлерные места будут предварительно отмечены.
Сюжет несколько расширяет известную всем историю и знакомит нас с маленьким Трубадуром (Мирон Проворов), который очень любит петь (как удивительно). Но он хочет, чтобы его песнь услышали все, а не только его мама (Юлия Пересильд) и тюльпаны, которые они выращивают для продажи в центре города Бремен. Он так хочет попасть туда и спеть для всех жителей города. Но мама его с собой не берет, приговаривая, что его время еще не пришло, но когда-то его песня сможет изменить мир к лучшему. Когда-то, но не сейчас. Главное – петь нужно от чистого сердца, а не для того, чтобы заработать.
(СПОЙЛЕР) В мультфильме никакой мамы у Трубадура нет и уже в самом начале фильма становится понятно, что с ней произойдёт что-то нехорошее. И этот поистине драматический момент выглядит тупым. Мама говорит своему сыну, что не возьмет его в город, так как тает лед и надо следить за тюльпанами, отправляется в город по этому самому тающему люду, останавливается посередине и…начинает петь. Заканчивается все очевидно-трагично. Это одна из самых странных сцен фильма. Особенно для семейного фильма.
Волею судьбы маленький Трубадур отправляется в город, где его берет под свою «крышу» Атаманша, которой ну очень приглянулся певчий мальчишка. Так и исполняется мечта маленького Трубадура – он поет в самом центре города, и все очарованы его песнью. Правда в это время остальные беспризорники воруют еду и говорят наивному мальчишке, что все это дают добрые люди за его концерты. Но когда начинается «облава» ловят именно Трубадура и садят его в тюрьму на долгих 20 лет за преступления всех разбойников.
Трубадур в фильме еще более завидный жених чем в мультфильме. Ведомый еще и отсидевший. Свети ворам, а не ментам, пол жизни здесь пол жизни там! (СПОЙЛЕР)
Проходит 20 лет, взрослый Трубадур (Тихон Жизневский) несколько разочаровывается в словах матери о силе песни и понимает, что в этом мире действуют только деньги и власть. Что поможет Трубадуру увидеть луч солнца, который рассеет тьму в его сердце? Может капризная Принцесса (Валентина Ляпина), которая сбегает из дворца от отца Короля (Сергей Бурунов)?
События фильма сильно разнятся с одноименным мультфильмом. По сути, перед нами несколько альтернативная история. Хорошо это или плохо? Здесь уже решать вам. Кому-то не нравятся, когда адаптации представляют собой голый пересказ оригинала, а кому-то не нравятся вольности нового сюжета.
Новая же экранизация больше выглядит как приквел, где Трубадур впервые знакомится с «Бременскими музыкантами», вступает (нехотя) в их группу, притирается, учится дружить и работать в команде. Но на такое времени особо нет, так как фильм основан сразу на двух мультфильмах. Местами многие сцены выглядят какими-то сильно схлопнутыми. Опустим здесь внезапную любовь Трубадура и Принцессы (она и в мультфильме была «с первого взгляда»).
Практически до самого конца Трубадур играет «одинокого волка». Достаточно долго он вообще не хочет играть с коллективом. Но спустя две монтажные склейки - он вдруг понимает, проникает, любит. А в следующей сцене просто тупо «кидает» своих новых товарищей и уходит. Конечно, не совсем просто так уходит, но все-таки уходит. И потом приходит осознание что Трубадур – худшее, что есть в этом фильме. Он просто никакой. Что ему сказали, то он сделал. И вот уже на этом моменте понятны основные проблемы фильма.
Основная проблема - здесь события просто происходят без видимой логики. Они происходят, потому что так “Надо!”. Ну вот помните был такой мультфильм, а в этом мультфильме были такие персонажи, а еще там были песни. Почему Трубадур и звери вместе? Ну, потому что так было и вот они решили идти с ним. Почему Трубадур влюбляется в Принцессу? А вот так было и у нас так будет!
Единственно, что выглядит в этом фильме логично и что действительно работает — это арка Трубадура и Атаманши. Но и тут не без проблем. В какой-то момент про эту арку, которая изначально являлась движущим механизмом картины, просто забывают. На нее забивает даже и сам Трубадур, который вначале заявляет: «Мне надо найти Атаманшу, она мне должна за все дни тьмы», а потом ходит и поет со своими новыми товарищами (что изначально делать и не хотел). Приличное количество фильма данная арка не развивается.
Если хоть кто-то скажет, что мол это сказка для детей и мы к ней просто придираемся, то мы ответим, что это так не работает. Фильм — это не набор бессмысленных клипов, а последовательный набор действий и сцен. Некоторые фильмы можно смотреть без звука, и вы все равно поймете, что происходит. А с «Бременскими музыкантами» так не получится. На некоторые вопросы фильм и вовсе не дает ответы. Мы вообще не поняли мотивы Сыщика (Константин Хабенский) и что с ним случилось в конце. Хотели добавить тайны - не вышло.
(СПОЙЛЕР) Странно нам показалась не только сцена с погружением матери главного героя на дно в начале фильма. Еще одна такая противоречивая сцена происходит и в его самом конце, когда главных героев пытаются сжечь. Сжечь. В детском фильме, который буквально начинается с гибели матери главного героя и заканчивается испытанием огнем. (СПОЙЛЕР)
Еще один минус фильма — это его продолжительность. Он идет практически два часа. На сеансе было много детей, которые просто устали от увиденного. Ну и в целом фильм казался искусственно затянутым. Создатели совершили одну ошибку – они попытались расширить изначально простой сюжет никому ненужной драмой, которую в итоге даже не получается достойно раскрыть.
Актерский и «животный» состав фильма
Трубадура сыграл известный по роли «Майора Грома» Тихон Жизневский, Принцессу сыграла Валентина Ляпина («Право выбора», «Молодой человек»). Про них сказать особо нечего. Если у Тихона так себе прописанная роль, то Валентина просто так себе актриса (но поет хорошо).
Короля же сыграл Сергей Бурунов. Это лучшее что есть в этом фильме. Во-первых, по нашему мнению, он довольно неплохо воплотил образ Короля.
Что насчет животных, к которым еще во время трейлера возникли вопросы, выглядят не такими страшными, как кажется на первый взгляд. А через какое-то время их гримом и вовсе начинаешь восхищаться. Компьютерной графикой такое сделать явно бы не получилось. Но то, что местами костюмы выглядят все же страшно – этого у фильма не отнять. Самым неудачным, по нашему мнению, является костюм Собаки, который словно вышел из треш-хоррора категории Б, где человека заставляют выглядеть и вести себя как собака.
Поющая братва получилась намного интереснее главного героя фильма -Трубадура. Даже у животных есть характер. Петух (Аскар Нигамедзянов) - самовлюбленный «петух», мечтающий о славе и софитах. Недоверчивый Пес (Роман Курцын) – явно переживший предательство от человека щенок. Ворчливый Осел (Дмитрий Дюжев) – трус, который несмотря на это готов всегда прийти друзьям на помощь. Кошка (Ирина Горбачева) – на первый взгляд самовольная кошка, гуляющая сама по себе, которая на деле оказывается неплохим командным игроком. И все они хотят получить признание.
Немаловажный аспект – музыка и песни
Учитывая, что данный фильм является мюзиклом, то песни — это не менее важный аспект, чем все остальное. И к музыкальной составляющей создатели отнеслись с уважением и перенесли на большие экраны те самые знаменитые и любимые песни из советского мультфильма. Музыкальные номера фильма хороши как на слух, так и на вид. Нам понравились многие песни, но вот перепевка песни Атаманши под рэп - такое себе. Выглядит это как нелепая попытка показать, что создатели «шарят» за тинейджеров.
Пора подвести итоги
«Бременские музыканты» несмотря на свои недостатки – экранизация неплохая. Но это во многом благодаря ностальгии, которая затуманивает разум, стоит только услышать «ночь пройдет – наступит утро ясное» и солнце все-таки восходит над этим фильмом и зрителям в придачу. Главная проблема картины – это её не цельность. Мы часто это говорим, но фильм был бы лучше, если бы его просто взяли и сократили, сделав акцент на основной арке.
Несмотря ни на что, «Бременские музыканты» стали кассовым хитом. Заслужено ли? Здесь свою роль вновь сыграло то, что в кинотеатрах под новогодние премьеры отдали практически все сеансы. Праздничный прокат получился достаточно безальтернативным. Как и всегда.
Авторы: Антон «ExoNauter» Фомичев и Дарья Астафьева