Понятие «официальный сайт» в законодательстве не раскрыто. Однако оно широко используется, в том числе в текстах законов. Стоит отметить, что закон не содержит требований по наличию официального сайта у юридического лица, за исключением отдельных категорий организаций (например, образовательные организации обязаны иметь официальный сайт согласно подп.21 п.3. ст.28 Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ).
Таким образом, для обычных коммерческих организаций наличие официального сайта не обязательно. Но если организация решила такой сайт завести, то к нему могут предъявляться различные требования.
Рассмотрим кратко правовые аспекты официального сайта компании:
Что такое сайт?
Согласно действующему законодательству, сайт - является охраняемым объектом авторских прав и представляет из себя составное произведение (ст.1260 ГК РФ). Таким образом, сайт – это не только программа для ЭВМ, но и множество других охраняемых элементов. Это подтверждается также нормами Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Так в ст.2. этого закона интернет-сайт определен как «совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Входящие в состав сайта объекты обычно тоже являются объектами авторских прав. Как мы знаем, по общему правилу (ст.1259 ГК РФ) авторские права не подлежат государственной регистрации. Однако, чтобы отстаивать свои права на сайт, необходимо обеспечить какие-либо доказательства.
Программную часть сайта можно зарегистрировать как программу для ЭВМ. Это государственная процедура, но она осуществляется по желанию правообладателя и не является обязательной.
Другие объекты авторских прав, входящие в состав сайта (дизайн, тексты, уникальные фото), можно задепонировать. Депонирование – это процедура, не регламентированная законом и тоже добровольная, но она помогает обеспечить доказательства и такие доказательства можно предоставлять в суд в случае возникновения спора.
Также необходимо, чтобы у компании были документы, подтверждающие создание сайта. Если сайт создается силами штатных сотрудников, то необходимы соответствующие положения в трудовых договорах с этими сотрудниками, задания на создание служебного произведения, соответствующие положения должностных инструкций, акты об отчуждении работодателю исключительного права на сайт и др.
Если сайт создается силами сторонней организации или фрилансерами, то тоже необходимы соответствующие договоры и акты, свидетельствующие об отчуждении компании исключительного права на сайт и все элементы, входящие в него.
Что с правами на домен?
Доменное имя – это адрес сайта в интернете. Часто доменное имя совпадает с названием фирмы или с товарным знаком, который использует компания. Возможность использования товарного знака в доменном имени закреплена законодательно в подп.5. п.2. ст.1484 ГК РФ. Причем приоритет у товарного знака: не всегда получается отстоять домен, если он совпадает с чужим товарным знаком, даже если домен был зарегистрирован раньше, чем товарный знак.
Какую информацию необходимо разместить на официальном сайте?
На своем официальном сайте юридическое лицо может размещать любую информацию, не противоречащую законодательству РФ. Но есть и обязательное требование: владелец сайта обязан разместить на принадлежащем ему сайте информацию о своих наименовании, месте нахождения и адресе электронной почты. Эта обязанность установлена в ст.10 Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»; это сделано для обеспечения законодательно гарантированной возможности направить в адрес владельца сайта заявления о нарушении авторских прав.
Где брать наполнение?
Одна из наиболее часто встречающихся ошибок небольших компаний при создании своих сайтов – дизайн с использованием картинок из интернета. Дело в том, что даже если картинка (не важно, фото или графика) размещена в открытом доступе, то это еще совсем не означает, что ее можно взять и использовать. Статья 1229 ГК РФ прямо говорит: отсутствие запрета на использование не является согласием (разрешением). По общему правилу картинки из интернета (например, доступные в Яндекс.Картинках) нельзя использовать на официальных (да и на любых других) сайтах без разрешения правообладателя.
Исключение составляют фотобанки (фотостоки). Там изображения размещены специально для того, чтобы их можно было брать и использовать. В том числе для оформления сайтов. Однако стоит понимать, что такое распространение тоже происходит не просто так, а на условиях открытой лицензии. Открытая лицензия – это точно такой же лицензионный договор, как и обычный бумажный лицензионный договор. Только заключается открытая лицензия в упрощенном порядке и имеет ряд особенностей. Она может быть платной или бесплатной – как решит правообладатель изображения. Также открытая лицензия устанавливает способы использования объекта. Может оказаться так, что какие-либо изображения нельзя будет использовать для оформления дизайна сайта – внимательно читайте условия каждой лицензии к каждому изображению.
Совет: при создании официального сайта заказывайте уникальные объекты у соответствующих специалистов или поручайте создание таких объектов своим сотрудникам. Во-первых, оригинальный объект придаст индивидуальности Вашему сайту. Во-вторых, это существенно снижает риск получения претензий от правообладателей. В последние годы получила широкое распространение деятельность не слишком чистоплотных коллег-юристов, которые «оптом» за бесценок скупают у художников, дизайнеров и фотографов права на их объекты, а затем автоматизированным способом выявляют в сети сайты, на которых такие объекты использованы, и выходят в суды с требованием о выплате компенсаций. Формально ничего противозаконного в такой деятельности нет, но такой бизнес построен скорее на злоупотреблении правом, нежели преследует цель восстановления нарушенных прав.
Политика конфиденциальности и персональные данные.
Штрафы за нарушения в области обработки персональных данных весьма ощутимые. Если есть возможность не собирать и не обрабатывать персональные данные пользователей сайта, то я своим клиентам рекомендую этого не делать.
Если на официальном сайте компании есть форма обратной связи, которая предполагает введение, например, имени и электронного адреса пользователя, то предоставление таких сведений владельцу сайта уже будет считаться обработкой персональных данных. А следовательно, сразу начинают работать положения соответствующего закона.
В этом случае владелец сайта должен уведомить Роскомнадзор об обработке персональных данных, разместить на сайте документ, определяющий политику компании в отношении обработки персональных данных, и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных, а также получить согласие каждого пользователя, заполняющего такую форму на обработку персональных данных.
Есть еще ряд нюансов, связанных с сайтами. Например, требования к маркировке и отчетности по интернет-рекламе или специальные требования для сайтов образовательных и медицинских организаций. Но это уже темы для отдельных подробных статей, которые мы, возможно рассмотрим в будущем.
© Андрей Макаров, 2024г. Эта статья является охраняемым объектом авторских прав! Воспроизведение текста статьи и/или его частей разрешается в сети Интернет с обязательным указанием имени автора и активной гиперссылки на источник.