Совсем недавно обсуждали новости "Лунной гонки" США и Китая.
Однако, придется спуститься с прекрасной Луны, где, как известно, правит богиня Чанъ Э, на Землю, а именно - на Тайвань, и сделать краткий отчёт о прошедших там выборах.
Остров, конечно, небольшой, однако его значение непропорционально существеннее, чем его территория. На прошедших президентских выборах победил Лай Циндэ (賴清德) - лидер правящей ныне Тайваньской демократической прогрессивной партии ( 台湾民主进步党)Эта партия возглавляет так называемую "Большую зелёную коалицию" которая придерживается проамериканских позиций и конечной целью ставит объявление Тайваня независимой от Китая республикой. На настоящий момент даже США на официальном дипломатическом уровне не признают Тайвань таковым.
Хотя напомню, что до 1971 г. Тайвань, как это ни абсурдно, являлся официальным представителем всего Китая в Организации объединённых наций. И лишь потом, во многом в результате давления СССР, официальное представительство Китая перешло к коммунистическому Пекину. То есть, в 1971-м Тайвань, как самостоятельный субъект международной политики деградировал. Но не перестал быть политически и экономически самостоятельным. Причём настолько самостоятельным, что на настоящий момент Тайвань - крупнейший мировой производитель полупроводников. Большой Китай в своей политике присоединения Тайваня пока что придерживается лозунга "Одно государство - две системы" и, конечно, надеялся, что на январских выборах 2024 года победит кандидат от партии Гоминьдан ( 中国国民党 - Китайская национальная партия). Гоминьдан, как глава прокитайской "Большой синей коалиции", выступает за постепенное мягкое воссоединение с Китаем.
Однако, на настоящий момент китайская карта оказалась как бы бита американской. Это "как бы" типично для китайской политики, где бы она ни реализовывалась - на острове или на континенте 😁 Помимо президентских выборов, на Тайвани произошли выборы в законодательное собрание - Юань. Там проамериканская партия проиграла, ибо потеряла парламентское большинство (для которого нужно 57 мандатов, у Демократической прогрессивной партии - 51), а Гоминьдан получил 52 мандата. То есть, на уровне законодательной власти наблюдается паритет. На настоящий момент можно сделать вывод, что политика мягкого присоединения Тайваня к Китаю не провалилась (было бы так - в Юане совсем по другому распределились бы места), но конкретно забуксовала.
Следующий ход, фактически, за США. В частности, официальное признание Тайваня независимым, либо официальное размещение там американской военной базы - станет поводом к войне. Если этого не произойдет, поле для мирной игры, где ставка - Тайвань, ещё пока очень обширно.