Найти тему

Международная космическая станция. Экипаж пилотируемого корабля Dragon Ax-3

После первых двух успешных коммерческих миссий на Международную космическую станцию, компания Axiom Space приступила к планированию полета Ах-3 на пилотируемом корабле Dragon. Подготовка началась еще в июне 2020 году. Исполнительный директор компании Axiom Space Майкл Саффредини сообщил, что компания ведёт переговоры с потенциальными туристами для второго и третьего полетов на корабле «Кру Дрэгон» на Международную космическую станцию, которые будут осуществляться примерно раз в шесть месяцев.

Уже в феврале 2021 года было объявлено, что компания Axiom Space подписала контракт со всеми тремя заказчиками для полета в рамках миссии Ах-3, а также заключила соглашение с компанией SpaceX на три дополнительных полета коммерческих астронавтов на кораблях Dragon Crew. 13 июня 2021 года НАСА распространило объявление о сборе предложений по проведению двух новых полетов частных астронавтов на Международную космическую станцию. Первый из этих полетов может состояться между летом и концом 2023 года.

Экипаж Ах-3 (слева направо): Ханс Вандт, Майкл Лопес-Алегриа, Вальтер Виладеи, Альпер Гезеравджи. Фото: Axiom Space
Экипаж Ах-3 (слева направо): Ханс Вандт, Майкл Лопес-Алегриа, Вальтер Виладеи, Альпер Гезеравджи. Фото: Axiom Space

В 2022 году начал формироваться экипаж для Ах-3. 25 мая 2022 года компания Axiom Space подписала меморандум о взаимопонимании с итальянским правительством об участии в миссии и предварительном назначение итальянского астронавта Вальтера Виладеи командиром экипажа корабля Dragon Crew, полет которого был намечен на конец 2023 года.

3 июня 2022 года руководитель Турецкого космического агентства TUA Йылдырым сообщил, что турецкий астронавт, отбор которого стартовал 23 мая 2022 года, полетит в космос на корабле Dragon Crew в 2023 году, при этом он уточнил, что соглашение о полете будет подписано не с компанией SpaceX, и не с НАСА, а с компанией, которая уполномочена НАСА на заключение таких соглашений. Речь шла о компании Axiom Space, и о возможном участии турецкого астронавта в миссии Ax-3.

Экипаж Ах-3 на предполетных тренировках в корабле Dragon. Фото: Aхiom Space
Экипаж Ах-3 на предполетных тренировках в корабле Dragon. Фото: Aхiom Space

18 сентября 2022 года НАСА запросило предложения о двух дополнительных частных полетах на МКС в 2023 и 2024 годах, при условии, что такими миссиями будут командовать бывшие астронавты NASA. Предложения должны быть представлены до 27 октября 2022 года. В этом случае объявленный ранее командиром корабля Вальтер Виладеи может быть назначен только пилотом. По предварительным данным полет по программе Ax-3 планируется в период с конца 2023 года по середину 2024 года.

В пресс-релизе НАСА №23-028 от 14 марта 2023 года было объявлено, что агентство подписало с компанией Axiom Space соглашение об организации третьего частного полета на МКС, который состоится не ранее ноября 2023 года. В соответствии с соглашением, компания Axiom Space представит на утверждение Многосторонней комиссии кандидатуры четырех членов основного экипажа, и двух дублеров. После утверждения кандидатур, Axiom Space объявит имена членов основного экипажа. По требованию НАСА, командовать экипажем будет один из бывших астронавтов агентства.

Предстартовая подготовка экипажа Ах-3. Фото: Aхiom Space
Предстартовая подготовка экипажа Ах-3. Фото: Aхiom Space

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган 29 апреля 2023 года на технологическом фестивале Teknofest в Стамбуле представил двух кандидатов, граждан республики, которые начали подготовку к полету на Международную космическую станцию. Он назвал их имена и пригласил на сцену. Ими стали военный летчик ВВС Турции Альпер Гезеравджи и компьютерный инженер из турецкого космического агентства Туна Джихангир Атасевер.

На пресс-конференции в Стокгольме 16 июня 2023 года было объявлено о предстоящем полете астронавта-резервиста ЕКА из Швеции Маркуса Вандта в качестве специалиста полета в экипаже корабля Dragon Crew с миссией Axiom-3. Он стал вторым озвученным членом экипажа.

В это же время была сформирована предварительная программа полета. Астронавты миссии Ах-3 проведут на МКС 13 дней, что немного дольше, чем были предыдущие полеты. Командовать миссией будет бывший астронавт НАСА с опытом полетов в космос – это было одно из основных требований агентства к коммерческим космическим миссиям на МКС. Ожидается, что в этой миссии на орбиту полетят государственные астронавты.

Экипаж миссии Ах-3 рядом с ракетной-носителей Falcon. Фото: Aхiom Space
Экипаж миссии Ах-3 рядом с ракетной-носителей Falcon. Фото: Aхiom Space

2 августа 2023 года агентство НАСА, компании Axiom Space и SpaceX согласовали новую дату запуска корабля Dragon с миссией Ах-3. Старт планируется на январь 2024 года.

12 сентября 2023 года компания Axiom Space официально назвала состав экипажа, который отправиться на Международную космическую станцию в рамках третьей миссии частных астронавтов Axiom-3 в январе 2024 года. Командиром экипажа назначен астронавт-ветеран НАСА и астронавт компании Axiom Space Майкл Лопес-Алегриа. Именно он командовал первой миссией компании на МКС Axiom-1. Пилотом назначен итальянец, астронавт ЕКА Вальтер Вилладеи. Специалистами полета миссии стали Маркус Вандт из Швеции и Альпер Гезеравджи из Турции. Все трое имеют опыт службы в Военно-воздушных силах своих стран.

Этот полет станет первой общеевропейской частной пилотируемой миссией на МКС. Турция в рамках этой миссии отправит в космос своего первого астронавта. Майкл Лопес-Алегрия совершит свой 6-й полёт в космос. Он также станет первым человеком, который второй раз полетит на орбиту на корабле Crew Dragon. Остальные члены экипажа отправятся в свой 1-й полёт, однако Вальтер Виладеи сделает это после недавнего суборбитального полёта в рамках миссии компании Virgin Galactic. Ax-3 станет первой частной пилотируемой миссией, спонсируемой ESA.

В декабре 2023 года несколько раз менялась дата старта. Первоначально запуск Ах-3 планировался на 11 января 2024 года. Затем он был передвинут на 9 января. А уже спустя неделю датой старта было обозначено 18 января со стыковкой к МКС 20 января 20024 года. Экипаж проведет на станции 14 дней, что является самым длительным сроком для экспедиции посещения. Старт состоялся в намеченный день, но с задержкой более чем на 12 часов. Это время было необходимо специалистам компании SpaceX, чтобы проверить отсек, систему вывода и крепления парашютной системы корабля. К этой системе появились вопросы после возвращения на Землю грузового корабля Dragon в декабре прошлого года. Старт состоялся в 21.49.00 UTC. Стыковка запланирована на 19 января в 10.15.00. UTC.

А теперь более подробнее о членах экипажа миссии Ах-3.

Майкл Лопес-Алегриа
Майкл Лопес-Алегриа

Командиром корабля стал самый опытный член экипажа, 64-летний астронавт-ветеран НАСА Майкл Эладио Лопес-Алегриа. За его плечами 5 космических полетов, 275 суток пребывания в космосе и 10 выходов в открытый космос, где он провел более 67 часов. Причем сегодня он является официальным астронавтом компании Axiom Space и возглавлял экипаж в первой коммерческой миссии этой компании.

Майкл Лопес-Алегриа родился 30 мая 1958 года в Мадриде в Испании. В 1976 году окончил среднюю школу в городе Миссион Вьехо в Калифорнии. В 1980 году получил степень бакалавра системотехники в Академии ВМС США. С сентября 1981 года служил в авиации ВМС США. В 1981 - 1983 годах служил летчиком-инструктором в Пенсаколе, штат Флорида. С марта 1983 года служил в эскадрилье морской электронной разведки в Роте, Испания. Там он служил пилотом самолета ЕР-ЗЕ. Участвовал в разведывательных операциях в Средиземном море, в Северной Атлантике, Балтийском море, Центральной Америке. В 1986 году был направлен на двухгодичную совместную программу Военно-морской аспирантуры и Школы летчиков-испытателей ВМС в Пэтьюксент-Ривер, в штате Мэриленд. В 1988 году получил степень магистра аэрокосмического машиностроения в Аспирантуре Школы ВМС США. С 1988 по 1992 год служил летчиком-испытателем-инженером в Военно-морском авиационном испытательном центре. Был одним из 106 кандидатов в астронавты, финалистов 13 набора НАСА 1990 года, вызванных в Космический центр им.Джонсона на недельное медицинское обследование и собеседование. Обследование проходил в составе первой группы с 18 сентября 1989 года. 31 марта 1992 года отобран в качестве кандидата в астронавты 14 набора НАСА. Прошел годичный курс ОКП. По окончании ее получил квалификацию специалиста полета и назначение в Отдел астронавтов НАСА.

1-й космический полет совершил с 20 октября по 5 ноября 1995 года в качестве специалиста полета в экипаже шаттла «Колумбия» STS-73. Основная полезная нагрузка - лаборатория USML-2. Продолжительность полета составила 15 суток 21 час 52 минуты 21 секунда. После своего первого полета работал представителем НАСА в ЦПК им. Гагарина в Москве. 2-й космический полет совершил с 11 по 24 октября 2000 года в качестве специалиста полета в экипаже шаттла «Дискавери» STS-92. Основной задачей полета была стыковка с МКС с доставкой фермы Z1 и герметичного стыковочного адаптера PMA-3. В ходе полета провел два выхода в открытый космос для монтажа новых элементов станции. Продолжительность полета составила 12 суток 21 час 42 минуты 42 секунды. В 2000 году был назначен руководителем вновь созданного Отделения работ экипажей МКС Отдела астронавтов. 3-й космический полет совершил с 24 ноября по 7 декабря 2002 года в качестве специалиста полета в экипаже шаттла «Индевор» STS-113. В ходе полета была проведена стыковка с МКС, на которую доставлена ферма P1 и произведена смена экипажа основной экспедиции. Во время полета трижды выходил в открытый космос для работ на станции. Продолжительность полета составила 13 суток 18 часов 47 минут 25 секунд. 4-й космический полет совершил с 18 сентября 2006 года по 21 апреля 2007 года в качестве командира МКС по программе 14-й основной экспедиции. В ходе полета выполнил 5 выходов в открытый космос. Продолжительность полета составила 215 суток 08 часов 22 минуты 22 секунды.

В 2008 году Майкл Лопес-Алегриа вышел в отставку из ВМС США в воинском звании капитана 1 ранга, а в феврале 2008 года был переведен в категорию астронавтов-менеджеров и был назначен помощником начальника Управления лётных экипажей МКС в Космическом центре Джонсона. На этом посту он курировал работу Отделения ВКД и Отделения работ на МКС в Офисе Астронавтов НАСА. В марте 2012 года ушел из отряда астронавтов и из НАСА. 19 марта 2012 года приступил к исполнению обязанностей президента Федерации коммерческих космических полетов. 21 апреля 2015 года Лопеса-Алегриа был назначен старшим советником по техническим и профессиональным вопросам испанской компании zero2infinity, занимающейся подготовкой пилотируемых полетов в стратосферу на воздушных шарах. В 2020 году Майкл Лопес-Алегриа перешел на работу в компанию Axiom Space в качестве астронавта и был назначен командиром корабля первой коммерческой миссии Ах-1.

5-й космический полет совершил с 8 по 25 апреля 2022 года в качестве командира корабля первой коммерческой миссии Ах-1 на МКС вместе с Ларри Коннором, Эйтаном Стиббе и Марком Пати. Продолжительность полета составила 17 суток 01 час 48 минут 49 секунд. По завершению полета был дублером командира корабля миссии Ах-2, а затем готовился к полету на Ах-3. Этот старт стал для него шестым полетом в космос.

Вальтер Виладеи
Вальтер Виладеи

Пилотом корабля стал представитель Италии полковник ВВС Вальтер Виладеи. Он родился 29 апреля 1974 года в Риме (Roma). Поступил на военную службу и в 1993 году окончил Училище Военно-воздушных сил в городе Поццуоли в провинции Неаполь в итальянской области Кампании по курсу «Pegaso IV». В 1998 году окончил инженерный факультет Университета Федерико II в Неаполе и получил степень магистра в области авиакосмической техники. Получил степень Мастера делового администрировании в бизнес-школе INSEAD в Фонтенбло (Франция). В марте 1999 года принимал участие в операции НАТО в бывшей Югославии и Косово. С декабря 1999 по октябрь 2003 года служил на разных должностях в 46-й воздушной бригаде, дислоцированной на авиабазе Сан-Джусто в Пизе. С ноября 2000 по март 2001 года служил ответственным за обслуживание военно-транспортного самолёта Aeritalia G.222 в составе Миссии Организации Объединенных Наций в Эфиопии и Эритреи. В августе 2003 года служил ответственным за обслуживание военно-транспортного самолёта C-130 в время операции «Несокрушимая свобода» в Афганистане, а в октябре того же года - во время операции в Ираке. С 2006 служил в Генеральном штабе итальянских ВВС. Сначала в 4-м отделе в секторе передовых технологий беспилотных и космических систем, а с сентября 2009 года - в 3-м отделе в секторе космической политики вооруженных сил.

С 2006 года участвует в проектах космической тематики от ВВС Италии. В ноябре 2006 года прошел ознакомительную подготовку в Космическом центре Джонсона в Хьюстоне по американскому сегменту Международной космической станции. В июне 2007 года окончил Курсы подготовки астронавтов-инструкторов по совместной программе ESA/NASA в Центре подготовки европейских астронавтов в Кёльне. Прошел (методом сборов) полный курс 18-месячной общекосмической подготовки в ЦПК им. Ю.А. Гагарина на платной основе в рамках договоренности между МО РФ и ВВС Италии (на основе подписанного в 2008 году соглашения о сотрудничестве в области пилотируемых полетов между Итальянскими ВВС и Итальянским космическим агентством). В феврале - апреле 2008 году прошел подготовку в ЦПК им. Ю.А. Гагарина и получил квалификацию бортинженера-2 корабля «Союз», прошел ознакомительную тренировку на российском сегменте МКС. В январе - марте 2009 года прошел дополнительную подготовку в ЦПК им. Ю.А. Гагарина и получил квалификацию бортинженера-1 корабля «Союз». 19 - 21 октября 2010 года принимал участие в проведении финансированного ASI эксперимента COSMIC во время серии параболических полетов на борту самолета-лаборатории A300 ZERO-G в качестве представителя министерства обороны.

В январе 2012 года принимал участие в тренировках по действиям после посадки в лесисто-болотистой местности зимой. В апреле 2012 года закончил проходить обучение в ЦПК в гидролаборатории (подготовка к выходу в открытый космос) и получил право работать в скафандре «Орлан». Является астронавтом-инструктором, то есть его работа не предполагает непосредственного участия в космическом полете. В конце ноября 2018 года вместе с тремя другими итальянскими летчиками, прошел в Филадельфии ознакомительный курс подготовки к полетам на создаваемом компанией Virgin Galactic суборбитальном ракетоплане USS Unity. С 7 по 11 октября 2019 года прошел полный цикл «водного выживания» («сухая», «длинная» и «короткая» тренировки) на базе Универсального морского терминала «Имеретинский» на Черном море в Адлеровском районе Сочи.

1 ноября 2021 года компания Axiom Space и итальянские ВВС подписали контракт о проведении подготовки Вальтера Виладеи для участия в космическом полете. 11 января 2022 года в компании Axiom Space объявлено о начале подготовки Вальтера Виладеи в Космическом центре Джонсона в Хьюстоне в качестве профессионального астронавта для участия в полетах, организуемых компанией Axiom. 29 июня 2023 года принял участие в суборбитальном полете корабля VSS Unity. Во время полета была достигнута высота 85,1 км. Женат, в семье трое дочерей: Анна, Анжелика и София. Увлекается плаванием, бегом, катанием на лыжах и футболом. Старт по программе Ах-3 – это его первый космический полет.

Ханс Вандт
Ханс Вандт

Специалистом полета миссии стал представитель Швеции, астронавт-резервист отряда ЕКА Ханс Маркус Вандт. Он родился 22 сентября 1980 года в приходе Мора, лен Коппарберг. В 1999 году окончил среднюю школу Sundsta-Älvkullen High School в Карлстаде и поступил в ВВС Швеции на должность руководителя отряда в Школе воздушно-десантных рейнджеров шведской армии. В 2000 году начал учебу в Техническом Университете Чалмерса в Гётеборге, и в 2007 году получил степень магистра по электротехнике. В 2001 году поступил в Университете в Тролльхеттане Швеция, для изучения объектно-ориентированного программирования, разработки и дизайна веб-сайтов. Прошел подготовку на курсах медицинского обучения для инженеров в Технологическом университете Чалмерса и университетской больнице Сальгренска в Гётеборге. В 2003 году поступил в Военную академию Карлберг в Стокгольме, окончил которую в 2005 году. В 2004 году поступил в Школу летной подготовки ВВС Швеции, в 2005 году завершил прохождение базовой летной подготовки, а в 2006 году подготовку в качестве летчика-истребителя. С 2006 по 2014 год служил летчиком-истребителем в ВВС Швеции, принимал участие в международных учения, войсковых испытаниях и оперативном развертывании. В 2011 году прошел подготовку в качестве командира эскадрильи в Центре управления воздушными операциями шведских ВВС и получил звание капитана ВВС, пройдя подготовку в Академия шведских вооруженных сил в Хальмстад. С 2013 по 2014 год прошел подготовку в Школе летчиков-испытателей ВМС США на авиастанции ВМС Пэтьюксент-Ривер. С 2014 года работал работал летчиком-испытателем в компании SAAB Aeronautics в Линчёпинге, с 2018 по 2019 год был заместителем главного летчика-испытателя, в 2020 году стал главным летчиком-испытателем и руководителем летной службы в SAAB Aeronautics. В 2019 году первым в мире испытал истребитель Gripen E.

23 ноября 2022 года был отобран в отряд астронавтов ЕКА во время 5-го набора в качестве астронавта-резервиста. 16 июня 2023 года на пресс-конференции в Стокгольме было объявлено о его назначении специалистом полета в экипаж корабля «Кру Дрэгон» с миссией Ах-3. Его полет стал возможен благодаря подписанному 18 апреля 2023 года между Европейским космическим агентством и Шведским национальным космическим агентством соглашению по поводу включения астронавта ЕКА в экипаж миссии «Аксиом». В связи с этим назначением 1 июля 2023 года был зачислен в отряд астронавтов ЕКА. Ханс Вандт женат на Карине Элизабет Вандт.

Альпер Гезеравджи
Альпер Гезеравджи

Четвертым членом экипажа стал гражданин Турции, военный летчик Альпер Гезеравджи. Родился 2 декабря 1979 года в Мерсине. Получил степень магистра по исследованию операций Технологического института ВВС США, закончил Военно-воздушную академию по специальности «радиоэлектронная инженерия». Пилот стандартизированной эскадрильи F-16, командир академического подразделения. К моменту отбора 21 год служил в Командовании ВВС Турции. 29 апреля 2023 года был представлен президентом Турции в качестве основного кандидата на 14-дневный полет на МКС на корабле «Кру Дрэгон» в четвертом квартале 2023 года. Для него участие в миссии Ах-3 станет первый космическим полетом.

Статья подготовлена по информации энциклопедии ASTRONote, сайта spacefacts.de, nasa.blog.com, SpaceX.com, сайта «Новости космонавтики»

#Космос #МКС #Космонавтика #Пилотируемые_полеты #Байконур #научные_исследования #астронавт #космонавт #NASA#Роскосмос