После первых двух успешных коммерческих миссий на Международную космическую станцию, компания Axiom Space приступила к планированию полета Ах-3 на пилотируемом корабле Dragon. Подготовка началась еще в июне 2020 году. Исполнительный директор компании Axiom Space Майкл Саффредини сообщил, что компания ведёт переговоры с потенциальными туристами для второго и третьего полетов на корабле «Кру Дрэгон» на Международную космическую станцию, которые будут осуществляться примерно раз в шесть месяцев.
Уже в феврале 2021 года было объявлено, что компания Axiom Space подписала контракт со всеми тремя заказчиками для полета в рамках миссии Ах-3, а также заключила соглашение с компанией SpaceX на три дополнительных полета коммерческих астронавтов на кораблях Dragon Crew. 13 июня 2021 года НАСА распространило объявление о сборе предложений по проведению двух новых полетов частных астронавтов на Международную космическую станцию. Первый из этих полетов может состояться между летом и концом 2023 года.
В 2022 году начал формироваться экипаж для Ах-3. 25 мая 2022 года компания Axiom Space подписала меморандум о взаимопонимании с итальянским правительством об участии в миссии и предварительном назначение итальянского астронавта Вальтера Виладеи командиром экипажа корабля Dragon Crew, полет которого был намечен на конец 2023 года.
3 июня 2022 года руководитель Турецкого космического агентства TUA Йылдырым сообщил, что турецкий астронавт, отбор которого стартовал 23 мая 2022 года, полетит в космос на корабле Dragon Crew в 2023 году, при этом он уточнил, что соглашение о полете будет подписано не с компанией SpaceX, и не с НАСА, а с компанией, которая уполномочена НАСА на заключение таких соглашений. Речь шла о компании Axiom Space, и о возможном участии турецкого астронавта в миссии Ax-3.
18 сентября 2022 года НАСА запросило предложения о двух дополнительных частных полетах на МКС в 2023 и 2024 годах, при условии, что такими миссиями будут командовать бывшие астронавты NASA. Предложения должны быть представлены до 27 октября 2022 года. В этом случае объявленный ранее командиром корабля Вальтер Виладеи может быть назначен только пилотом. По предварительным данным полет по программе Ax-3 планируется в период с конца 2023 года по середину 2024 года.
В пресс-релизе НАСА №23-028 от 14 марта 2023 года было объявлено, что агентство подписало с компанией Axiom Space соглашение об организации третьего частного полета на МКС, который состоится не ранее ноября 2023 года. В соответствии с соглашением, компания Axiom Space представит на утверждение Многосторонней комиссии кандидатуры четырех членов основного экипажа, и двух дублеров. После утверждения кандидатур, Axiom Space объявит имена членов основного экипажа. По требованию НАСА, командовать экипажем будет один из бывших астронавтов агентства.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган 29 апреля 2023 года на технологическом фестивале Teknofest в Стамбуле представил двух кандидатов, граждан республики, которые начали подготовку к полету на Международную космическую станцию. Он назвал их имена и пригласил на сцену. Ими стали военный летчик ВВС Турции Альпер Гезеравджи и компьютерный инженер из турецкого космического агентства Туна Джихангир Атасевер.
На пресс-конференции в Стокгольме 16 июня 2023 года было объявлено о предстоящем полете астронавта-резервиста ЕКА из Швеции Маркуса Вандта в качестве специалиста полета в экипаже корабля Dragon Crew с миссией Axiom-3. Он стал вторым озвученным членом экипажа.
В это же время была сформирована предварительная программа полета. Астронавты миссии Ах-3 проведут на МКС 13 дней, что немного дольше, чем были предыдущие полеты. Командовать миссией будет бывший астронавт НАСА с опытом полетов в космос – это было одно из основных требований агентства к коммерческим космическим миссиям на МКС. Ожидается, что в этой миссии на орбиту полетят государственные астронавты.
2 августа 2023 года агентство НАСА, компании Axiom Space и SpaceX согласовали новую дату запуска корабля Dragon с миссией Ах-3. Старт планируется на январь 2024 года.
12 сентября 2023 года компания Axiom Space официально назвала состав экипажа, который отправиться на Международную космическую станцию в рамках третьей миссии частных астронавтов Axiom-3 в январе 2024 года. Командиром экипажа назначен астронавт-ветеран НАСА и астронавт компании Axiom Space Майкл Лопес-Алегриа. Именно он командовал первой миссией компании на МКС Axiom-1. Пилотом назначен итальянец, астронавт ЕКА Вальтер Вилладеи. Специалистами полета миссии стали Маркус Вандт из Швеции и Альпер Гезеравджи из Турции. Все трое имеют опыт службы в Военно-воздушных силах своих стран.
Этот полет станет первой общеевропейской частной пилотируемой миссией на МКС. Турция в рамках этой миссии отправит в космос своего первого астронавта. Майкл Лопес-Алегрия совершит свой 6-й полёт в космос. Он также станет первым человеком, который второй раз полетит на орбиту на корабле Crew Dragon. Остальные члены экипажа отправятся в свой 1-й полёт, однако Вальтер Виладеи сделает это после недавнего суборбитального полёта в рамках миссии компании Virgin Galactic. Ax-3 станет первой частной пилотируемой миссией, спонсируемой ESA.
В декабре 2023 года несколько раз менялась дата старта. Первоначально запуск Ах-3 планировался на 11 января 2024 года. Затем он был передвинут на 9 января. А уже спустя неделю датой старта было обозначено 18 января со стыковкой к МКС 20 января 20024 года. Экипаж проведет на станции 14 дней, что является самым длительным сроком для экспедиции посещения. Старт состоялся в намеченный день, но с задержкой более чем на 12 часов. Это время было необходимо специалистам компании SpaceX, чтобы проверить отсек, систему вывода и крепления парашютной системы корабля. К этой системе появились вопросы после возвращения на Землю грузового корабля Dragon в декабре прошлого года. Старт состоялся в 21.49.00 UTC. Стыковка запланирована на 19 января в 10.15.00. UTC.
А теперь более подробнее о членах экипажа миссии Ах-3.
Командиром корабля стал самый опытный член экипажа, 64-летний астронавт-ветеран НАСА Майкл Эладио Лопес-Алегриа. За его плечами 5 космических полетов, 275 суток пребывания в космосе и 10 выходов в открытый космос, где он провел более 67 часов. Причем сегодня он является официальным астронавтом компании Axiom Space и возглавлял экипаж в первой коммерческой миссии этой компании.
Майкл Лопес-Алегриа родился 30 мая 1958 года в Мадриде в Испании. В 1976 году окончил среднюю школу в городе Миссион Вьехо в Калифорнии. В 1980 году получил степень бакалавра системотехники в Академии ВМС США. С сентября 1981 года служил в авиации ВМС США. В 1981 - 1983 годах служил летчиком-инструктором в Пенсаколе, штат Флорида. С марта 1983 года служил в эскадрилье морской электронной разведки в Роте, Испания. Там он служил пилотом самолета ЕР-ЗЕ. Участвовал в разведывательных операциях в Средиземном море, в Северной Атлантике, Балтийском море, Центральной Америке. В 1986 году был направлен на двухгодичную совместную программу Военно-морской аспирантуры и Школы летчиков-испытателей ВМС в Пэтьюксент-Ривер, в штате Мэриленд. В 1988 году получил степень магистра аэрокосмического машиностроения в Аспирантуре Школы ВМС США. С 1988 по 1992 год служил летчиком-испытателем-инженером в Военно-морском авиационном испытательном центре. Был одним из 106 кандидатов в астронавты, финалистов 13 набора НАСА 1990 года, вызванных в Космический центр им.Джонсона на недельное медицинское обследование и собеседование. Обследование проходил в составе первой группы с 18 сентября 1989 года. 31 марта 1992 года отобран в качестве кандидата в астронавты 14 набора НАСА. Прошел годичный курс ОКП. По окончании ее получил квалификацию специалиста полета и назначение в Отдел астронавтов НАСА.
1-й космический полет совершил с 20 октября по 5 ноября 1995 года в качестве специалиста полета в экипаже шаттла «Колумбия» STS-73. Основная полезная нагрузка - лаборатория USML-2. Продолжительность полета составила 15 суток 21 час 52 минуты 21 секунда. После своего первого полета работал представителем НАСА в ЦПК им. Гагарина в Москве. 2-й космический полет совершил с 11 по 24 октября 2000 года в качестве специалиста полета в экипаже шаттла «Дискавери» STS-92. Основной задачей полета была стыковка с МКС с доставкой фермы Z1 и герметичного стыковочного адаптера PMA-3. В ходе полета провел два выхода в открытый космос для монтажа новых элементов станции. Продолжительность полета составила 12 суток 21 час 42 минуты 42 секунды. В 2000 году был назначен руководителем вновь созданного Отделения работ экипажей МКС Отдела астронавтов. 3-й космический полет совершил с 24 ноября по 7 декабря 2002 года в качестве специалиста полета в экипаже шаттла «Индевор» STS-113. В ходе полета была проведена стыковка с МКС, на которую доставлена ферма P1 и произведена смена экипажа основной экспедиции. Во время полета трижды выходил в открытый космос для работ на станции. Продолжительность полета составила 13 суток 18 часов 47 минут 25 секунд. 4-й космический полет совершил с 18 сентября 2006 года по 21 апреля 2007 года в качестве командира МКС по программе 14-й основной экспедиции. В ходе полета выполнил 5 выходов в открытый космос. Продолжительность полета составила 215 суток 08 часов 22 минуты 22 секунды.
В 2008 году Майкл Лопес-Алегриа вышел в отставку из ВМС США в воинском звании капитана 1 ранга, а в феврале 2008 года был переведен в категорию астронавтов-менеджеров и был назначен помощником начальника Управления лётных экипажей МКС в Космическом центре Джонсона. На этом посту он курировал работу Отделения ВКД и Отделения работ на МКС в Офисе Астронавтов НАСА. В марте 2012 года ушел из отряда астронавтов и из НАСА. 19 марта 2012 года приступил к исполнению обязанностей президента Федерации коммерческих космических полетов. 21 апреля 2015 года Лопеса-Алегриа был назначен старшим советником по техническим и профессиональным вопросам испанской компании zero2infinity, занимающейся подготовкой пилотируемых полетов в стратосферу на воздушных шарах. В 2020 году Майкл Лопес-Алегриа перешел на работу в компанию Axiom Space в качестве астронавта и был назначен командиром корабля первой коммерческой миссии Ах-1.
5-й космический полет совершил с 8 по 25 апреля 2022 года в качестве командира корабля первой коммерческой миссии Ах-1 на МКС вместе с Ларри Коннором, Эйтаном Стиббе и Марком Пати. Продолжительность полета составила 17 суток 01 час 48 минут 49 секунд. По завершению полета был дублером командира корабля миссии Ах-2, а затем готовился к полету на Ах-3. Этот старт стал для него шестым полетом в космос.
Пилотом корабля стал представитель Италии полковник ВВС Вальтер Виладеи. Он родился 29 апреля 1974 года в Риме (Roma). Поступил на военную службу и в 1993 году окончил Училище Военно-воздушных сил в городе Поццуоли в провинции Неаполь в итальянской области Кампании по курсу «Pegaso IV». В 1998 году окончил инженерный факультет Университета Федерико II в Неаполе и получил степень магистра в области авиакосмической техники. Получил степень Мастера делового администрировании в бизнес-школе INSEAD в Фонтенбло (Франция). В марте 1999 года принимал участие в операции НАТО в бывшей Югославии и Косово. С декабря 1999 по октябрь 2003 года служил на разных должностях в 46-й воздушной бригаде, дислоцированной на авиабазе Сан-Джусто в Пизе. С ноября 2000 по март 2001 года служил ответственным за обслуживание военно-транспортного самолёта Aeritalia G.222 в составе Миссии Организации Объединенных Наций в Эфиопии и Эритреи. В августе 2003 года служил ответственным за обслуживание военно-транспортного самолёта C-130 в время операции «Несокрушимая свобода» в Афганистане, а в октябре того же года - во время операции в Ираке. С 2006 служил в Генеральном штабе итальянских ВВС. Сначала в 4-м отделе в секторе передовых технологий беспилотных и космических систем, а с сентября 2009 года - в 3-м отделе в секторе космической политики вооруженных сил.
С 2006 года участвует в проектах космической тематики от ВВС Италии. В ноябре 2006 года прошел ознакомительную подготовку в Космическом центре Джонсона в Хьюстоне по американскому сегменту Международной космической станции. В июне 2007 года окончил Курсы подготовки астронавтов-инструкторов по совместной программе ESA/NASA в Центре подготовки европейских астронавтов в Кёльне. Прошел (методом сборов) полный курс 18-месячной общекосмической подготовки в ЦПК им. Ю.А. Гагарина на платной основе в рамках договоренности между МО РФ и ВВС Италии (на основе подписанного в 2008 году соглашения о сотрудничестве в области пилотируемых полетов между Итальянскими ВВС и Итальянским космическим агентством). В феврале - апреле 2008 году прошел подготовку в ЦПК им. Ю.А. Гагарина и получил квалификацию бортинженера-2 корабля «Союз», прошел ознакомительную тренировку на российском сегменте МКС. В январе - марте 2009 года прошел дополнительную подготовку в ЦПК им. Ю.А. Гагарина и получил квалификацию бортинженера-1 корабля «Союз». 19 - 21 октября 2010 года принимал участие в проведении финансированного ASI эксперимента COSMIC во время серии параболических полетов на борту самолета-лаборатории A300 ZERO-G в качестве представителя министерства обороны.
В январе 2012 года принимал участие в тренировках по действиям после посадки в лесисто-болотистой местности зимой. В апреле 2012 года закончил проходить обучение в ЦПК в гидролаборатории (подготовка к выходу в открытый космос) и получил право работать в скафандре «Орлан». Является астронавтом-инструктором, то есть его работа не предполагает непосредственного участия в космическом полете. В конце ноября 2018 года вместе с тремя другими итальянскими летчиками, прошел в Филадельфии ознакомительный курс подготовки к полетам на создаваемом компанией Virgin Galactic суборбитальном ракетоплане USS Unity. С 7 по 11 октября 2019 года прошел полный цикл «водного выживания» («сухая», «длинная» и «короткая» тренировки) на базе Универсального морского терминала «Имеретинский» на Черном море в Адлеровском районе Сочи.
1 ноября 2021 года компания Axiom Space и итальянские ВВС подписали контракт о проведении подготовки Вальтера Виладеи для участия в космическом полете. 11 января 2022 года в компании Axiom Space объявлено о начале подготовки Вальтера Виладеи в Космическом центре Джонсона в Хьюстоне в качестве профессионального астронавта для участия в полетах, организуемых компанией Axiom. 29 июня 2023 года принял участие в суборбитальном полете корабля VSS Unity. Во время полета была достигнута высота 85,1 км. Женат, в семье трое дочерей: Анна, Анжелика и София. Увлекается плаванием, бегом, катанием на лыжах и футболом. Старт по программе Ах-3 – это его первый космический полет.
Специалистом полета миссии стал представитель Швеции, астронавт-резервист отряда ЕКА Ханс Маркус Вандт. Он родился 22 сентября 1980 года в приходе Мора, лен Коппарберг. В 1999 году окончил среднюю школу Sundsta-Älvkullen High School в Карлстаде и поступил в ВВС Швеции на должность руководителя отряда в Школе воздушно-десантных рейнджеров шведской армии. В 2000 году начал учебу в Техническом Университете Чалмерса в Гётеборге, и в 2007 году получил степень магистра по электротехнике. В 2001 году поступил в Университете в Тролльхеттане Швеция, для изучения объектно-ориентированного программирования, разработки и дизайна веб-сайтов. Прошел подготовку на курсах медицинского обучения для инженеров в Технологическом университете Чалмерса и университетской больнице Сальгренска в Гётеборге. В 2003 году поступил в Военную академию Карлберг в Стокгольме, окончил которую в 2005 году. В 2004 году поступил в Школу летной подготовки ВВС Швеции, в 2005 году завершил прохождение базовой летной подготовки, а в 2006 году подготовку в качестве летчика-истребителя. С 2006 по 2014 год служил летчиком-истребителем в ВВС Швеции, принимал участие в международных учения, войсковых испытаниях и оперативном развертывании. В 2011 году прошел подготовку в качестве командира эскадрильи в Центре управления воздушными операциями шведских ВВС и получил звание капитана ВВС, пройдя подготовку в Академия шведских вооруженных сил в Хальмстад. С 2013 по 2014 год прошел подготовку в Школе летчиков-испытателей ВМС США на авиастанции ВМС Пэтьюксент-Ривер. С 2014 года работал работал летчиком-испытателем в компании SAAB Aeronautics в Линчёпинге, с 2018 по 2019 год был заместителем главного летчика-испытателя, в 2020 году стал главным летчиком-испытателем и руководителем летной службы в SAAB Aeronautics. В 2019 году первым в мире испытал истребитель Gripen E.
23 ноября 2022 года был отобран в отряд астронавтов ЕКА во время 5-го набора в качестве астронавта-резервиста. 16 июня 2023 года на пресс-конференции в Стокгольме было объявлено о его назначении специалистом полета в экипаж корабля «Кру Дрэгон» с миссией Ах-3. Его полет стал возможен благодаря подписанному 18 апреля 2023 года между Европейским космическим агентством и Шведским национальным космическим агентством соглашению по поводу включения астронавта ЕКА в экипаж миссии «Аксиом». В связи с этим назначением 1 июля 2023 года был зачислен в отряд астронавтов ЕКА. Ханс Вандт женат на Карине Элизабет Вандт.
Четвертым членом экипажа стал гражданин Турции, военный летчик Альпер Гезеравджи. Родился 2 декабря 1979 года в Мерсине. Получил степень магистра по исследованию операций Технологического института ВВС США, закончил Военно-воздушную академию по специальности «радиоэлектронная инженерия». Пилот стандартизированной эскадрильи F-16, командир академического подразделения. К моменту отбора 21 год служил в Командовании ВВС Турции. 29 апреля 2023 года был представлен президентом Турции в качестве основного кандидата на 14-дневный полет на МКС на корабле «Кру Дрэгон» в четвертом квартале 2023 года. Для него участие в миссии Ах-3 станет первый космическим полетом.
Статья подготовлена по информации энциклопедии ASTRONote, сайта spacefacts.de, nasa.blog.com, SpaceX.com, сайта «Новости космонавтики»
#Космос #МКС #Космонавтика #Пилотируемые_полеты #Байконур #научные_исследования #астронавт #космонавт #NASA#Роскосмос