Найти тему
Иеромонах Прокопий

С ЧЕГО НАЧАТЬ ХРИСТИАНСКУЮ ЖИЗНЬ

Оглавление

ТАКЖЕ – О ТАИНСТВАХ ИСПОВЕДИ И ПРИЧАЩЕНИЯ

Цикл бесед «С чего начать христианскую жизнь?» появился в результате бесед с паломниками Соловецкого монастыря о базовых представлениях, основах христианской жизни.

Акцент в этих беседах сделан не на абстрактном понимании духовности, но на духовности как некоем центре, из которого человек исходит (которым руководствуется) в своей социальной жизни, вступая во взаимоотношения с миром и людьми.

Христианская жизнь рассматривается как целостное явление, не разбитое на отдельные сегменты (молитва, работа и пр.), а объединяющее их. Понимая закономерности развития внутреннего и внешнего миров, человек начинает в них действовать, восходя в меру своего призвания.

На жизненном пути нас встречают труднопереносимые состояния, истоки которых следует выяснить, если мы хотим освободиться от них. Мы вовлечены в непростые условия, к которым необходимо как-то адаптироваться.

"С чего начать христианскую жизнь?" Ответ на этот вопрос тянет за собой и ответы на вопросы, порождаемые наличием труднопереносимых обстоятельств и непростых условий.

Из материалов иером. Прокопия:

Тексты (подготовлены на основе аудио-бесед)

«С чего начать христианскую жизнь» 
«Христианская картина мира. Беседа перед Крещением».

Беседы «С чего начать христианскую жизнь»

1. С чего начать христианскую жизнь.
2. Внутренняя брань. Что противопоставить разрушительным мыслям и состояниям.
3. Сохранить огонек в условиях современной жизни и города. Опыт христиан, переживших гонения.
4. Выгорание. Жизнь стала восприниматься как неинтересная. Перенасыщенность информацией, общением.
5. Христианская картина мира. Беседа перед Крещением.
6. Хранение внутреннего мира. О молитве.
7. Что важно знать, приступая к молитве? Рекоменд. источники.
8.1. Духовные советы. О молитве, духовном руководстве.
9.1. Духовник, духовный отец, духовное руководство. Отношения между духовными чадом и отцом.
9.2. Духовное руководство, духовник. Отношения между духовными чадом и духовным отцом.
10. Гнев: нужен или нет? Обида, осуждение. Появление, преодоление, направление. Практические советы.
11. Верят в Бога, но отвергают бытие падших духов. Существуют ли они и как человек может защититься?
12. и 13. КНИГИ: как, что, по какой теме почитать, с целью формирования христианской картины мира? Части 1 и 2.

Видео-плейлист всех бесед

Ниже эти беседы будут показаны с цитатами и таймкодами, а также ссылками на до. материалы.

После них – дополнительно ещё будут материалы о Исповеди и Причастии.

* * *

Лекция «С чего начать христианскую жизнь» проходила с одной из паломнических групп в Соловецком монастыре. Хотя лекция была приурочена к конкретной встрече с конкретными людьми, нужда в ней назрела давно. Смысл отражен в названии, цель – представить христианскую жизнь, как целостное явление, не разбитое на отдельные сегменты (молитва, работа и пр.) а объединяющее их. Куда вся совокупность направлена и для чего нужны её отдельные компоненты, как они поддерживают друг друга и становятся целым?

На основании лекции была сформирована одноименная статья «С чего начать христианскую жизнь». По сравнению с лекцией текст дополнен 18-ю подытоживающими пунктами – «что реально помогает».

Их развитие и уточнение – в цикле лекций «Разноголосица мыслей». Начало же и источник – в лекции «Христианская картина мира. Беседа перед Крещением», в ней дается картина мира, в которую вписан человек (на основании это лекции также сформирована одноименная статья – «Христианская картина мира. Беседа перед Крещением».

В лекции же «С чего начать христианскую жизнь» – о том, как человек, понимая закономерности развития внутреннего и внешнего миров, начинает в них действовать, восходя, по мысли одного автора, в меру своего призвания.

1. С чего начать христианскую жизнь (видео)

Таймкоды: 
0:20 Первоначальные вопросы 
2:27 Начало. «Повторяющиеся» грехи 
9:03 С чего начать христианскую жизнь? Режим – на разных уровнях: режим дня, питания, чтения, молитвенное правило, регулярное участив Таинствах. 
21:23 Чтение. Список книг. О культуре мысли 
49:12 О режиме чтения. Духовная литература, Евангелие, Псалтирь, молитвы. 
54:22 О молитвах по молитвослову. Зачем читать "чужие" молитвы? 
1:03:05 Молитвы и лекции: аудио, электронные форматы 
1:06:52 Правило прп. Серафима Саровского, Иисусова молитва 
1:11:20 Псалмы 26,50,90, молитва "Да воскреснет Бог", молитвенное пение во время искушений. 
1:12:53 Испытание совести, понимание предыстории срыва, самоанализ 
1:27:22 Срыв и пребывание в измененном состоянии сознания. "Мозгодёрка". Выход, восстановление. Особенности покаяния, Исповеди 
1:33:48 Механизм развития страстей. Доминанта. Борьба и преодоление греховных навыков 
1:48:03 Связь со Христом. Хранение внутреннего мира 
1:52:53 Пост, питание 
1:56:40 Уныние и противостоящая унынию полнота жизни. Трезвение. Стяжание благодати. Оскудение благодати. 
2:06:10 Приходская жизнь. Общение на приходе
2:08:43 В чем заключается спасение человека, что такое "спасение"? Вопросы
2:12:42 Как справиться с празднословием? 
2:20:51 Как научиться не осуждать? 
2:28:47 Смущает чтение и пение в храме. Не могу сосредоточиться, понять о чем читают. О храме внутри нас. 
2:39:10 Формальный, обрядовый подход. Еще раз о посте 
2:41:44 Вопрос о родственниках (не верующих или другой веры). Как с ними общаться, молиться ли о них? 
2:47:15 Самооценка. Саморефлексия. Отсутствие стремления к чему-либо. "Всё не так". Дополнение 
2:53:22 Еще рекомендуемые книги. 
2:54:57 Молитва. С чего можно начать Иисусову молитву?

-2

2. Внутренняя брань. Что противопоставить разрушительным мыслям и состояниям

Таймкоды: 
0:15 Начало. Последовательность шагов к совершенству. Навыки. Метод. Перевоспитание реакций со страстных на положительные. 
4:14 Хранение искры, внутренней благодати, посредством укрепления в добродетелях и удержания от греха и страстей. Испытание совести. 
15:33 Источники наших поступков. Внимание, навык. Интуиция от накопленного опыта или интуиция от сенситивности - в чем разница? Трезвение или эзотерическая осознанность. Развитие способности видеть примесь греха в чем-либо и избегать его. Вечные принципы, духовные законы. Что такое "хорошо" и "плохо". 
26:58 Орган, с помощью которого мы принимаем решения, помогающий нам и в духовной борьбе. Медиальная префронтальная кора. Развитие саморефлексии и эмпатия. Почему надо быть осторожным в доверии сердцу. О смущении. 
31:40 Мысли, помыслы. Хранения внимания относительно того контента, что мы впитываем. 
38:14 Мера общения. То, что воспринимаем извне и то, что исходит от нас. Связь языка и ума. 
42:55 Как восстанавливаться. О молитвенном правиле. 
56:39 Борьба с помыслами, внутренняя брань. 
1:09:07 Мера терпения. 
1:15:25 Итоги. Хранение внутренней искры. Обретение блаженства, счастья посредством усилий, направленных на это. 
1:17:31 Вопрос. Как детей отучить от вранья? [а также других плохих привычек и наклонностей]. "Не говори как не надо - говори как надо". Принцип элевации. Опыт Центра свт. Василия Великого. Проект "Киноуроки в школах России". Беседы "Родители и дети: Воспитание" иером. Прокопия. 
1:33:25 Дополнение. К вопросу о внутренних изменениях. Необходимо время. "Интеллектуальная деятельность как стратегия выживания в условиях тотального давления" - доклад иером. Прокопия. Преимущества развития внутреннего человека.

-3

3. Сохранить огонек в условиях современной жизни и города. Опыт христиан, переживших гонения

Стараясь сохранять огонёк внутри, надо в каком-то смысле держать равновесие, не уклоняясь слишком вправо и влево. Со временем сформируется система убеждений, навыков, та гибкость, которая позволит держать это равновесие в разных условиях. Только все свои шаги нужно отмерять, имея в виду сохранение связи со Христом. Когда этой точки отсчета нет - происходит то же, что и в различных эзотерических практиках: человек начинает бороться с чем-то внутри или вне себя, не понимая чего он хочет достичь и к чему через эту борьбу придёт. Эта мысль вроде бы и проста, но родилась она после изучения многих историй, прочтения мемуаров, житий. Как люди старались сохранять совесть, любовь, человечность в невыносимых условиях, как разумный труд и интеллектуальная деятельность не давали им потерять себя и отчаяться, как помощь другим помогала и самим этим людям - подробнее раскрывается в упоминаемых источниках и, отчасти, в беседе.

Таймкоды:
0:14 Вопрос. Как научиться сохранять благодать в современном мире? 
1:39 Начало ответа. Священники Правдолюбовы. Целостность образования в дореволюционное время. Необходимость обогащения человека. 
9:04 Опыт христиан, переживших гонения. Алексей Арцыбушев "Милосердия двери". Иван Солоневич "Россия в концлагере". Совесть укажет путь, если развивать ее и прислушиваться. Евфросиния Керсновская "Сколько стоит человек". Борис Солоневич. Идеал, каким может быть человек. Михаил Труханов "40 лет моей жизни". Монахиня Елена (Казимирчак-Полонская) "О действии благодати Божией в современном мире". 
16:35 О книгах Виктора Франкла "Сказать жизни "Да" и Бруно Беттельхейма "Просвещенное сердце". Почему эти источники не лучшие. 
19:48 Вадим Бойко. Любовь является силой, позволяющей человеку выжить. Вчувствование в ситуацию. Почему "синдром колючей проволоки" применим и к современным людям. 
28:52 "Интеллектуальная деятельность как стратегия выживания в условиях тотального давления" - работа иером. Прокопия. Негативное воздействие: Экраны. Страх, монотонная работа как формы пытки. Экстатические практики. Оккультизм. Медитация. Ритуальные танцы и т.п. методики, растормаживающие воображение. Бюрократия, формализм, буквализм. 
37:02 Как выжить? Выстраивание вертикали. Общность, не терять контакт друг с другом. Уметь быть наедине с собой. Навыки труда, рукоделие. Внутренний стержень. о. Иоанн (Крестьянкин). Быстролетов. Вадим Туманов. "Жить с открытыми глазами". Понимание смысла истории, путей промысла Божьего, связь со Христом. Совесть. Саморефлексия. Эмпатия. 
55:17 Деятельность мозга. Заученные на память молитвы, слова Писания. Академик Павлов, статья "О уме вообще и о русском уме, в частности". Не замыкаться на внешнем регламенте. Похвала как инструмент манипуляции. Уход в грёзы - не выход. Иметь "точку" в будущем, в Вечности. 
1:02:45 Подытоживание. Основные мысли. Не выстраивать бредовую систему. Опасность самооправдания, расчеловечивания других. О травматическом опыте. В чем особенность православных христиан. Ограниченность мышления. Потеря себя. Посттравматический рост. О идеологии ненависти. "Не я такой - жизнь такая". Что такое смирение. 
1:18:59 Поражение - это состояние ума. Действие первородного греха. Болезнь, присущая всем нам. Книга иером. Тихона (Барсукова) "Архиерей". Возвращение к теме травматического опыта. Источник травмы - внутри нас, а не вне. 
1:24:30 Посттравматический рост. Фрейд и Ухтомский. Пережившие Ленинградскую блокаду. О психотерапии в сравнении с духовническим подходом. Сосредоточиться не на травм. опыте, а на ресурсах, что есть у человека. Труд, человечность. Еще примеры: Юрий Бессонов - 26 тюрем и побег с Соловков. Евгений Невесский "Первый эшелон". 
1:30:33 Любовь, преодолевающая травматическую доминанту. Выстраивание вертикали. Важность прощения. Архимандрит Павел (Груздев). Роман "Шантарам". 
1:35:26 О чувстве вины. Книга "Джудит Херман "Травма и исцеление" - осторожно, но можно. Средний путь между самоедством и самооправданием. Чувство вины и "загоны". Психологическое уловки, имеющие целью подавить волю человека к жизни. Потеря искры. Разумное противодействие. Преодоление обиды. 
1:46:20 Психологи, которые не помогают, а усугубляют. Отвергнуть ли всех людей, что "мешают"? Смерть детей. История парня с суицидальными мыслями. Действие Исповеди и Причастия. 
1:59:53 Книга Эдит Евы Эгер "Выбор" - спорные моменты. 
2:07:45 Реальный выход. Книга Эрика Ломакса "Возмездие". Почему методика концентрации на переживании не помогает выйти из ПТСР. Профессор Ф.Е. Василюк "Психология переживания". Преодоление травматической доминанты путём любви. 
2:16:40 Возвращаясь к теме вопроса о жизни в городе. Еще о путях реализации любви. Некоторые работы о.Прокопия по теме. Как не разрушить вертикаль. Отношение к вине родителей. 
2:21:40 Заключение. Сохранение равновесия, связи со Христом.

Упоминаемые в беседе источники, статьи иером. Прокопия, являющиеся дополнением:

«Внешняя жизнь и мир мыслей» 
- Часть 1. «Духовная жизнь в условиях большого потока дел и мыслей». 
http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2105/ 
- Часть 2. «Современный работник. Вера и путь посреди трудностей». 
http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2168/ 
- Часть 3.1. «Сохранение при рабочем процессе личного, возможности для развития». 
http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2173/ 
- Часть 3.2. «Не только профессиональный труд. Призвание, отношения, что делает человека человеком». 
http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2184/ 
- Часть 4.1. «Главная проблема конкретного человека и обретение равновесия, внутреннего мира». 
http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2196/ 
- Часть 4.2. «Болезненная капсула и путь к внутреннему миру, стрессоустойчивость». 
http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2222/

Список книг, который рекомендуется к прочтению в беседе

1-ая очередь: 
 - Протоиерей Михаил Труханов. «40 лет моей жизни»
- Монахиня Елена (Казимирчак Полонская). «О действии благодати Божией в современном мире»
- Арцыбушев Алексей. «Милосердия двери» (о себе)
- Солоневич И.А. «Россия в концлагере». 
- Евфросиния Керсновская. «Сколько стоит человек». 
- Невесский Е. «Первый эшелон». Потрясающие свидетельства человека, прошедшего войну.

2-ая очередь: 
Солоневич Борис. «Молодежь и ОГПУ»
Соколова Наталья. «Под кровом Всевышнего»

-4

4. Выгорание. Жизнь стала восприниматься как неинтересная. Перенасыщенность информацией, общением

Продолжение и дополнение к беседе 3 - о сохранении внутреннего мира среди непростых внешних условий и о восстановлении "сокровенного сердца человека".

Таймкоды: 
0:14 Общение с людьми другого духа. Стараться действовать, мыслить и относиться к другим с любовью. 
01:55 Тема выгорания. Иером. Тихон (Барсуков), книга "Архиерей" о священнике, который хотел всех спасти, но перегорел. Выгорание - результат "испарения" Бога посреди суеты, результат сокращения молитвенной жизни. 
07:08 Путь буддизма, его страшная суть - угашение сознания с помощью медитации. 
10:13 Разумное отношение к собственным силам. Восполнение духовных сил соответственно их истощению. Анализ происходящего - "не копить вопросы". 
13:38 Успокоительные средства. Корень солодки. Гомеопатия (фосфор?). Хороший чай (улун?). 
19:30 Молитва перед делом и во время. Значение молитвы. Дух мирен. Пагубность ропота, раздражительности. Мгновенное покаяние. Выход из измененного состояния сознания (ИСС). Восстановление должного устроения. 
26:33 Мера в общении. Особенности общения с людьми. Понимание. 
29:35 Сугубая молитва св. прав. Иоанна Кронштадтского в минуты упадка духа. Мудрость старца Фёдора Соколова о духовном знании. Точка невозврата. Не переступать черту насколько это возможно. Сохранение благоговения, хранение ума и сердца при чрезмерно активной деятельности. Не пытаться выйти из раздрая с помощью веществ, алкоголя, интернет-серфинга. Испытание совести. Покаяние пред Богом. Восстановление цельности. 
53:26 Восстановление себя в противоположном греху смысле. Приобретение опыта. Еще о необходимости любви во всем. Авва Дорофей о разнице идущих от сердца поступков и только видимости их. Новый день - новая попытка. 
1:02:26 Стрессоустойчивость - жизнь без греха. 
1:05:25 Ещё о молитве. Чин 12 псалмов.

-5

5. Христианская картина мира. Беседа перед Крещением

Беседа появилась в результате встречи священника с человеком, готовящимся принять Таинство Крещения. Разговор идет не только о Крещении, но и о христианской картине мира в целом, сквозь призму которой человек может посмотреть, как на свою жизнь, так и на мироздание. Что заложить в основу мировоззрения, наличие которого помогает понять цель и смысл религии, а также корень отличия между религиями? Почему – Православие? Зачем – Крещение, Евхаристия, Церковь? Рассматривается практический аспект, напрямую влияющий на конкретную жизнь конкретного человека, – учение Церкви о Христе. Цель пришествия Иисуса Христа – это пересозидание человеческой природы. Он взял на Себя всю эту нашу природу: с усталостью, с голодом и пр. и Своим внутренним подвигом исцелил её, обновил. Принимая Христа, как своего личного Спасителя, как Бога-искупителя, люди получают возможность приобщиться к этой обновленной природе. Без Таинства Крещения самому человеку эту возможность не получить. Верующий ощущает изменение, происшедшее в нем, но не может объяснить, как именно оно происходит. Люди, не принявшие Таинство Крещения, сталкиваются и с невозможностью что-то сделать с собой. Например, если некрещеный человек решил сдержать импульс гнева. Зло действует в нём насильно, тиранически. Те люди, которые, не пытались бороться ни с гневом, ни с обжорством часто считают себя людьми неплохими: «Я не убил, не украл». Но если бы они пытались побороться со грехом, то увидели бы, сколько в них грязи, какие у них внутри живут драконы. Столкнувшись с обилием зла внутри себя, ты понимаешь, что твоих сил здесь недостаточно. Тогда и возникает нужда в Спасителе, как некое призывание Его, Христа Спасителя. В Таинстве же Крещения человеку дается внутренняя свобода, древняя злоба (присутствие врага спасения) изгоняется из человека. Теперь она действует не изнутри, а совне в виде мысленного предложения, но человек теперь не влечется насильно ко злу. Теперь он может с Божией помощью не согласиться на предложение зла. В Крещении мы таинственно облекаемся во Христа. Но нам не даётся всё сразу. Мы получаем определенную возможность, воспользуемся мы ею или нет, зависит от нас. Таинство Крещения – только начало новой жизни и подвиг наш (усилие, направленное на созидание) от нас никто не забирает.

Таймкоды: 
00:19 Начало. О Таинстве Крещения. Для чего оно нужно человеку. О происхождении зла. 
10:32 Творение мира. Появление ангелов. Денница. Падение ангелов. Ненависть падших. Их вражда с человеком. 
24:28 Жизнь первых людей в раю. Высшее призвание человека. О понимании добра и зла. 
33:12 Искушение первых людей. Грехопадение. Как оно проявляется в нас. 
40:43 Потерянный рай. Причины изгнания. О телесности, «кожаных ризах» - телесности. 
46:05 Цель человеческой жизни на земле. Для чего нужны заповеди. Вечность: блаженство или муки. Действие благодати. 
52:10 Восточные психотехники. Медитативные практики. Буддизм и йога. Эзотерика. Секты. Опасность и неприемлемость этого. 
56:07 Печать грехопадения. Последствия первородного греха. Утрата цельности духа, души и тела. 
1:00:25 Предвечный замысел. Иисус Христос. Сотворение человека. Свобода воли. Промысел Божий о спасении людей. 
1:02:55 Подвиг Христа. Цель Его пришествия в наш мир. Исправление и совершенствование природы человека. Почему без Христа мы немощны. 
1:08:15 Таинство Крещения. Что происходит с человеком, который принимает Крещение. 
1:11:37 «Христианства нет без Церкви». Почему без Церкви встреча с Богом затруднительна. Необходимость участия в Таинствах для христианина. 
1:16:00 О Таинстве Причащения. Евхаристия. 
1:26:11 О Таинстве Исповеди. 
1:34:52 О Таинстве Соборования. 
1:37:05 Необходимость Христианского миропонимания. 
1:43:42 Дополнение о подготовке ко Причащению, о молитвенном правиле христианина. Рекомендуемое чтение.

Беседа была записана в 2019 году, качество звука не лучшее, но она переведена для удобства в текст

📃 Doc
🌐 
Web

-6

6. Хранение внутреннего мира. О молитве

Таймкоды:

00:10 вступление. Учиться вере у простого народа. Информационная гигиена. Христианский подход. Схиархим. Фаддей (Витовницкий), книга "Мир и радость в Духе Святом". 
06:05 Хранение душевного мира. О соотношениях жизни духовной и материальной. 
10:46 О молитве. Помыслы. Образ жизни. Избегать суеты. Хранить внимание. 
16:57 Нестяжание, минимализм. "Горение сердца" - о вдохновении. 
20:13 Стеснить себя ради Господа. О желаниях. 
20:50 Жизнь по совести. 
22:15 Отношение к информации, которой мы себя напитываем. 
25:22 Добрые отношения с ближними. Смирение, примирение. 
29:12 Вечернее испытание себя, совести. 
29:38 Не празднословить, не переедать, не осуждать. 
30:10 Приготовления к молитве. Некие мысли, помогающие настроиться. Евангельское или святоотеческое чтение. Зрение иконы, лампады, свечи. 
32:44 Ежедневная духовная пища. Чтение и как читать. 
34:15 Средоточение ума при молитве. Молчание. Внутреннее безмолвие. 
35:50 Режим дня и ночи. 
37:08 Еще о внимании при молитве. Ложные подходы эзотерического типа. 
40:48 Чего искать в молитве. Покаянное чувство. Радостотворный плач. Избавление от помрачения. 
48:50 Опасность желания сходу достичь духовных высот. Делание и созерцание. Совет прп. Алексея (Зосимовского). 
53:40 Если молишься и пришли мысли о чём-то конкретном... Богомыслие как форма молитвы. Во время спешки. Во время молитвенного правила. Сугубая молитва как средство восстановления нужного устроения. Если мучают мысли о прошлых грехах. Хульные помыслы. 
1:00:12 Как относиться к некоторым техникам - дыханию, сердцебиению и т.п.

-7

7. Что важно знать, приступая к молитве? Рекомендуемые источники

Продолжение предыдущей, 6-ой части бесед цикла "С чего начать христианскую жизнь?", где говорилось о молитве. В этой, 7-ой беседе, продолжают рассматриваться некоторые тонкости и особенности молитвенного делания и духовной жизни, говорится о источниках, которые хорошо бы освоить, а также делаются некоторые предостережения.

Таймкоды:

00:10 Книги о молитве. Осторожность при чтении. Необходимость духовного руководства и совета. Читать книги, соответствующие нашему образу жизни и духовному уровню. Книги свт. Игнатия (Брянчанинова). 
6:50 О молитвах по молитвослову. Утренние, вечерние, Правило ко Святому Причащению и т.д. 
11:11 Что такое сочувствие сердца при молитве. Первоначальная ревность, эмоциональность. 
13:37 Некоторые мысли И.Ильина о молитвенном предстоянии. Избавиться от ветхого человека в себе, сформировать нового. Очищение прежде устремления к духовным высотам. Памятование о Боге, что всегда должно сопровождать нашу жизнь. 
19:33 Сердечная молитва. Что такое "место сердечное"? Прп. Макарий Великий о приуготовлении к подобного рода знанию. Роль смирения и гордости в этом. 
23:31 Деятельный и созерцательный периоды духовной жизни. 
24:54 Правильное отношении к религиозной жизни вообще и к молитве, в частности. Не искать высших состояний и приятных ощущений, экзальтации. Не внешнее, а внутреннее. 
28:28 Образы допустимые и недопустимые, вымышленные. Особенности ощущений: физическое, душевное, духовное. 
34:29 Не уделять внимания ощущениям сердечным, чувственным: теплоте и т.п., пока не достигнута чистота жизни. Когда начинается прелесть. Отличие теплоты духовной.

-8

8.1. Духовные советы. О молитве, духовном руководстве

Таймкоды:

00:10 Вступление. О прошлых беседах. В недоумении как поступить - что делать? Что даёт понимание? 
2:33 О духовном преуспеянии. Законная постепенность возрастания. 
7:33 О духовных книгах. Покаянное чувство. Начать с авторов, более близких к нам по времени. Архимандрит Фаддей (Витовницкий), старец Паисий Святогорец, святой Порфирий Кавсокаливит. Опыт новомучеников. Священник Антоний (Голынский-Михайловский) "О молитве Иисусовой". Иеромонах Серафим (Роуз), книга "Человек против Бога", глава "Не быть слепыми". 
15:12 Как относиться к откровениям? 
18:19 Как вести себя в храме? Слушать, что читают и поют, вникать в богослужебные тексты, может даже следить параллельно по книге. 
20:35 Молитва в дороге. 
22:48 Иисусова молитва - благословляется или нет? Как молиться. Не спешить, выделять особое время, избегать образов, фантазий, помыслов - и плохих, и хороших. Не думать о себе высоко. Не акцентировать духовную жизнь только на молитве. 
32:51 Поклоны. Свт. Игнатий (Брянчанинов) о поклонах. О воображении. 
42:25 Молитвенное правило. Как свято провести день? Псалтирь. Трудности церковнославянского языка. Темп чтения. Благоговение. 
52:57 Когда тяжело - как молиться? Ночные страхования. Чин 12 псалмов. Евангелие от Иоанна 14,15,16 главы. Если поругались, вышли из себя. 
56:00 Плод молитвы. Предание себя воле Божией, Промыслу. 
1:03:45 Духовный отец. Роль духовника в жизни христианина. Как советоваться с духовным отцом. 
1:12:00 Благодатные дарования духовника. О кратких и пространных ответах. 
1:16:18 Помощь друг другу в духовных общинах. Об устройстве церковного прихода. Отец Арсений.

-9

9.1. Духовник, духовный отец, духовное руководство. Отношения между духовными чадом и отцом

В предыдущей беседе начали разбирать тему такого явления как духовничество. Какова роль духовника в жизни христианина? Есть ли сейчас духовники? Преподобный Лев Оптинский писал: "Если кто искренно и от всей души ищет спасения, того Бог и приведёт к истинному наставнику. Не беспокойтесь - свой своего всегда найдёт". С другой стороны, предостерегал святитель Игнатий (Брянчанинов): "Всякий духовный наставник должен быть только лишь слугой Жениха Небесного (Христа), должен приводить души к Нему, а не к себе". Как много заключается в духовном руководстве! Но и сколь много особенностей правильного его осуществления - с обеих сторон... Как направить свой путь ко спасению души при послушании духовному отцу во многом совете, чтобы не упасть, по выражению премудрого Соломона, как осенний лист (Притч. 11:14) - об этом в первой части посвященной теме беседе иером. Прокопия, входящей в цикл "С чего начать христианскую жизнь?»

Таймкоды: 
00:10 Начало. О богоустановленности духовного наставничества 
00:59 Обращаться к духовнику - слабость? Арсений Великий. Насчет "жить чужой головой". 
6:45 Нужен ли человеку духовник вообще? О словах свт. Игнатия (Брянчанинова) что "сейчас нет духовников". Разница в уровнях духовного роста. 
17:48 Так для чего же нужен духовник в частности? Критерии, которым должен соответствовать духовник. Взгляд со стороны, слово со вне. Смысл духовничества, старчества - источники. Книга "О молитве Иисусовой" архиепископа Антония (Голынского-Михайловского), "Келейные заметки" игумении Таисии (Леушинской). Протоиерей Владимир Воробьев "Покаяние, Исповедь, духовное руководство". Жизнеописание афонского старца Иерофея Дидаскала. Духовник помогает своим чадам преодолеть греховные реакции и выработать реакции Евангельские. 
25:44 Митрополит Антоний (Сурожский) о духовном руководстве. От малого к многому. Взаимоотношения духовного отца и духового чада. Базовые принципы в послушании для новоначальных. 
32:12 Святой Силуан Афонский о духовных состояниях человека, начавшего путь к Богу. Необычайная лёгкость и трудности в начале. 
36:39 Так сила или слабость - отношения с духовным отцом? Преграда для благодати. 
39:24 Что важно понимать ищущему духовного руководства. Охлаждение первоначального рвения из-за нежелания расставаться со страстями. Кто является подлинным чадом. 
47:07 Где искать духовного руководителя? С чего начать. Как понять опытный священник или нет. Свт. Игнатий (Брянчанинов) "О жительстве по совету". Особенности в слушании советов духовника. О лже-духовниках. Делание, а не деятельность. 
59:30 Почему даже и великие люди, и святые, не стеснялись прибегать к духовному руководству. Как прп. Иоанн Дамаскин чистил отхожие места по благословению. 
1:03:54 "Сейчас духовников нет". Схиархимандрит Гавриил (Бунге): сыновство рождает отцовство. "Нет духовников, так как нет послушников" - две стороны изречения. 
1:09:51 Если духовный отец далеко. Как часто советоваться с духовником. Если советы отцов противоречат друг другу - "на корабле должен быть один капитан". 
1:13:42 Возрастание в послушании и укрепление связи с духовником. 
1:15:12 Взаимное доверие - испытание для обоих: и для духовника, и для чада. Опыт старцев Зосимовской пустыни. Больные места. 
1:24:52 Особенности духовного руководства в отношении женщин. Когда духовное подменяется душевным. Не поклоняться идолу духовника. Духовник ведёт своих чад не к себе, а ко Христу. 
1:31:06 Какие вопросы обсуждать с духовником: о духовной ли только жизни или и обыденной тоже? На что брать благословение?

На основе беседы *"Духовное руководство..." подготовлен одноименный текст и, по сравнению с беседой, расширен и дополнен (разбивка на части в статье и беседе не совпадают). Текст переплетён с иными статьями и беседами, перечень которых приводится в главе «Дополнительные источники».

Полная версия статьи прикреплена к посту Вконтакте (Doc) 

или доступна на сайте Соловецкого монастыря (Web) 

Молитва о духовном отце:

Спаси́, Го́споди, и поми́луй отца́ моего́ духо́внаго (и́мя), да́руй ему́ душе́вное спасе́ние и теле́сное здра́вие, огради́ моли́твами святы́х а́нгел, отгони́ вся́каго, ча́ющаго ему́ зла́.

Го́споди, не осуди́, не истяжи́ в не́м дарова́ния духо́вныя, откро́й ему́, Го́споди, вся́ моя́ прегреше́ния, испо́лни его́ му́дростию, моли́твою и любо́вию. Ра́ди святы́х его́ моли́тв, да́руй мои́м грехо́м проще́ние, жи́зни исправле́ние, в доброде́телях преуспе́яние; ниспосли́ ему́ ми́лости Твоя́ бога́тыя.

Сподо́би его́, Го́споди, в де́нь се́й (но́щь сию́) без греха́ сохрани́тися, побори́ его́ враги́ плотски́я и безпло́тныя, и от ви́димых и неви́димых вра́г изба́ви его́, изми́ его́ от челове́ка льсти́ва и от му́жа непра́ведна, соблюди́ па́ству его́ до кончи́ны его́ издыха́ния, что́бы в покая́нии на́м приити́ к ти́хой и безмяте́жной жи́зни.

Го́споди, помяни́, посети́, укрепи́ и сохрани́ его́ на мно́гие ле́та!

-10

9.2. Духовное руководство, духовник. Отношения между духовными чадом и духовным отцом

Таймкоды: 
00:10 Начало. О конкретике в разговорах с духовным отцом. Говорить о том, как надо, а не снижать понятие нормы 
02:04 Вопросы. Например, о молитве. Необходимость разобрать всю жизнь человека. Что может молитве помешать: перенасыщенность информацией, суета, конфликтность, переедание... О молитве Иисусовой. 
6:51 Освободиться от внутреннего колебания путем послушания. Чистота ума как награда послушнику. Защита от превозношения. 
9:42 Доверять духовнику, а не себе. 
10:50 Не стесняться обращаться к духовному отцу. Ложный стыд. 
12:30 Что можно (и нужно) спрашивать? 
14:24 Потеря благодати. Смертные грехи, лишающие благодати. Возвращение благодати. 
17:10 Оккультный опыт если был. Измененные состояния сознания и, как следствие, изменение мировоззрения. Парадигмальный подход к восстановлению. Необходимость духовника. 
19:12 Бытовые моменты, способствующие изменению сознания в негативном ключе. 
20:41 О времени минимальном, в течении которого происходит возрастание под руководством духовного отца. Преодолеть горделивое отношение к жизни. 
27:20 Депрессия и Ставрогин из романа Достоевского "Бесы". Тяжелые случаи: эзотерическое прошлое и др. 
32:46 О чём не спрашивать духовника? 
33:28 Ещё о том, зачем нужен духовник. Разбор сложных жизненных вопросов. Приобретение добродетели рассуждения. 
37:03 На что ещё брать благословение. Почему человеку бывает неполезно самому найти решение. 
41:02 Доверие духовнику. Взаимная любовь. 
44:52 Выбор духовного отца. О младостарчестве. Об одном духовническом принципе: правиле первого совета. 
50:26 Где, когда, как и что спрашивать. О подготовке к вопрошению. Вечернее испытание совести и т.п. Кого может ценить духовник. 
57:53 Можно ли менять духовника и как. Как относиться к соблазняющим моментам в поведении духовника. Действие дьявола по разделению духовного чада от духовника. Духовная брань. 
1:09:01 Разграничивать себя от своих мыслей: "Батюшка, мне приходят такие-то помыслы..." Еще о гордости, особенно у эзотериков. 
1:16:50 Уход от духовника, из монастыря. Акривия и икономия. Примеры из книги "На пути из времени в Вечность" архим. Рафаила (Карелина). 
1:29:15 По поводу просьбы стать духовным отцом. Если духовник в монастыре, а ты в миру. Как Иоанн Креститель и святой Николай отреагировали на мольбу о блинчиках. 
1:34:34 Выход из состояния депрессии. Когда не находишь себя в Церкви. Вслушаться в опыт другого человека. Разрешение вопросов чрезвычайным способом. 
1:42:39 Ещё один духовнический принцип: отвечать на тот вопрос, который должен был быть задан. 
1:45:28 Смысл духовной жизни. Вечная жизнь как продолжение настоящей и всего того, к чему мы тут стремились. 
1:48:19 Мелочей нет, если это лишает человека душевного мира. Обратная сторона слишком тщательных и частых обращений к духовнику. Золотая середина.

-11

10. Гнев: нужен или нет? Обида, осуждение. Появление, преодоление, направление. Практические советы

В десятой части бесед цикла "С чего начать христианскую жизнь?" на примере темы гнева раскрывается действие дурного навыка, страсти в человеке и показываются путь выхода для человека, которому трудно бывает справиться с собой.

Таймкоды:

00:10 Вступление. О теме гнева, обиды: частный вопрос и общий принцип действия страсти и преодоления её. 
3:36 Духовные авторы о страстях как греховном навыке. Добродетели как навык добрый. 
6:32 Антропология человека с точки зрения святых отцов. Сила раздражительная свойственна по природе человеку. 
9:10 Современные авторы о гневе. Концепция травмы. Пластичность мозга. Давать ли волю гневу? Гипотеза катарсиса. 
14:26 Преодоление гнева. Прп. Иосиф Исихаст как пример направления силы тимос в нужное русло. 
19:35 Александр Невский и берсерки как два противоположных примера. Алексей Арцыбушев и сила очищенного гнева. 
22:22 Основная мысль. Применительно к современности. Невозмутимость, но решительность. Борьба со страстным импульсом + стремление к добродетели. 
27:27 Зарождение гнева, возникновение страстного движения, преодоление - с точки зрения учения о доминанте Ухтомского. 
30:33 Инфернальное воздействие на человека. 
32:11 За желанием следует действие. Выработка навыка. Формирование доминанты. 
40:25 Этапы монашеской жизни как пример поэтапности для всех. 
42:11 Житие афонского старца Иерофея Дидаскала. Преодоление греховных реакций и выработка реакций евангельских. 
43:20 Можно ли "сбрасывать" гнев на что-то внешнее? 
47:02 Марк Подвижник о "согретом" месте. 
49:28 Намеренное возбуждение в себе гнева для мобилизации сил также не оправдано. 
51:32 Преодоление. Построение новой доминанты, а не атака доминирующей страсти в лоб. Необходимость созидательной деятельности. Мелочей не бывает.
56:07 Процесс, обратный гневу. Схиархимандрит Гавриил (Бунге). Достижение любви, кротости. 
59:57 С чего начать? Исповедь. Иисусова молитва. 
1:05:08 Подкреплять решимость измениться реальными поступками. Делать малое добро человеку, на которого гнев, обида. Молитва от неприязни до тех пор, пока чувство не переменится на противоположное. Прибегать ко Кресту. 
1:10:50 Не концентрироваться на образе, вызывающем приступ гнева. Сад с колючками и цветами. 
1:13:38 Перевоспитание доминанты. Призма восприятия изменяется со временем. 
1:16:48 Обида. Создать другое русло для мыслей. 
1:24:37 Навыки, помогающие тормозить страстные доминанты: пост, послушание. 
1:29:58 Исцеление ума. Три силы: логос управляет тимосом и эросом. 
1:33:09 Осуждение. Видеть во всем плохое - притча о пчеле и мухе. Оскудение не вокруг, а внутри тебя. 
1:37:22 Итоги. Искать не столько методику преодоления вспыхивающего гнева, сколько изменять в себе предпосылки к возникновению его. Воспитание сил души в их природном предназначении. 
1:39:46 Ещё некоторые практические советы. Сугубая молитва, призывание святых, сила крестного знамения. 
1:41:33 Оптимизм с одной стороны и осторожность с другой, в деле преодоления злых навыков, пороков, страстей. 
1:43:43 Тяжелые случаи вследствие связи с оккультным миром. Понять, из-за чего стал открыт доступ для действия инфернальных сил. Общаться с духовником. Отделять себя от своих мыслей.

"Преодоление гнева происходит через развитие в любви. Сила напряжения остается и может направляться на достижение целей, но эта сила перестает быть разрушительной как для самого человека, так и для окружающих его людей. В святоотеческой антропологии решается вопрос, ответ на который затруднителен для светской психологии. Светская психология видит в проявлении силы гнева нечто отрицательное и нечто положительное, но дать развернутого определения причины такого сочетания не может. А потому – затрудняется и с ответом на вопрос: бороться ли с гневом или нет? С точки зрения светской психологии, если гнев «задавить» в одной ситуации – он прорвется в ситуации иной. Святоотеческая антропология предлагает не «задавить» гнев, а исцелить силу гнева. Расплавленный металл помещается в ковш, затем из него выливается в формы, из которых слагаются конструкции, служащие на благо человека"

Из статьи "Обида. Гнев. Злость. Прощение" 

-12

11. Верят в Бога, но отвергают бытие падших духов. Существуют ли они и как человек может защититься? 

Таймкоды, часть 1: о падших духах. 
00:11 Вопрос: Иногда общаюсь с людьми, которые говорят: мы верим в Бога, ходим в Церковь... Но в то же время они отвергают существование бесов, падших духов. Как им объяснить, что они не правы, как быть? Отношение к религии и демонам, особенно в контексте протестантского подхода. В современном мире происходит переформатирование Библии и богословских исследований, которые освобождают человека от веры в Бога и демонов, оправдывают его страсти. 
06:07 Падшие духи с точки зрения психиатрии. Психологические аспекты. Субличности и их влияние на человека. Некоторые направления психологии предполагают, что человек должен "впустить" субличность в себя для обретения цельности. 
10:43 Влияние демонов на людей с православной точки зрения и со светской. Хульные помыслы. Как помочь человеку справиться с внутренними проблемами и страстями. Отрицание существования демонов и обращение к психотерапии не всегда оправдано. 
14:32 Суеверия. Правда и ложь в жизни людей. Свт. Николай Сербский, книга «Земля недостижимая». Как дьявол соблазняет людей. 
19:10 Ещё о субличности. Протоиерей Тимофей Буткевич книга «Зло, его сущность и происхождение» - почему в Православии самый адекватный взгляд на зло. 
22:10 Игнорирование факта существования падших духов может привести людей к психическому расстройству. Страсти, которые провоцируются демонами. 
23:20 «Номо Postmodernus. Психологические и психические нарушения в постмодернистском мире» - проф. Короленко, академик Димитриева. Синдром дефицита внимания и его связь с субличностью. Связь с хаосом в жизни ребёнка и отсутствием порядка. Пост как противостояние хаосу. Пост и его связь с духовной борьбой. Пост истончает телесность, но помогает человеку быть ближе к Богу. 
28:39 Защита от инфернального мира. Как защититься от навязчивых мыслей и идей. Не пытаться объяснить источник этих мыслей, а просто молиться и оставаться глухим к ним, не принимать их за свои и не вступать во внутренний диалог. Влияние духов на человека. Психиатры могут ошибочно считать, что некоторые мысли и действия человека являются результатом психического заболевания, но на самом деле они могут быть вызваны влиянием духов. Иногда нужен медикаментозный подход, но иногда его и недостаточно. 
33:11 О падших духах согласно Евангельскому мировоззрению. Почему не стоит читать Ницше. Опасность интереса человека к демоническому миру. Соединяясь со Христом, освобождаемся от их влияния. 
34:35 Данные, указывающие на существование падших духов. О «Фаусте» Гёте. Внешними средствами не избавиться от влияния злых духов, только внутренним изменением. Колдовство накладывает печать на человека. 
38:33 Одержимость и экзорцизм. Влияние современного мира на предрасположенность к духовным заболеваниям и аномалиям. Для избавления от одержимости, духовной болезни необходимо признать причины, предпосылки - и исправить их. Психиатры могут помочь человеку осознать, что его мысли и действия вызваны духовным влиянием, но не могут полностью избавить его от одержимости. 
42:05 Хульные мысли и демоны. Совет свт. Игнатия (Брянчанинова) о том, как поверить в существование злых духов. Книга «Великая стража» - «Духовное наследие иеросхимонаха Иеронима». Важно понимать, что не все мысли могут быть нашими, и что некоторые из них могут быть вызваны духовным влиянием. 
46:17 Молитва, духовные песнопения как средства против нападок, страхований. 
47:46 Причины, по которым человек может быть подвержен нападкам злых духов. Цикл бесед «Зазеркалье». Обращение к экстрасенсам. Подавление сознания вследствие употребления алкоголя, наркотиков и т.п. Свт. Игнатий (Брянчанинов) «Слово о чувственном и о духовном видении духов». Телесность, защищающая нас от мира падших духов и истончение телесности, приближающее к духовному миру. 
50:30 Иисусова молитва как средство противодействия.

Часть 2. Вопросы о христианской жизни. 
51:14 Вопрос: Заставлять ли близких идти в церковь? С чем может столкнуться человек, впервые попавший в храм. 
58:20 Отрицание загробной жизни. Когда человек живёт по заповедям и соединяется со Христом – ему опытно даётся переживание бессмертия. Вечная жизнь. Люди, которые живут в любви и добре, могут видеть ангелов перед смертью. 
01:00:44 Если случится контакт с миром духовным. 
01:04:45 Хорошие учителя для мирян - люди, которые пережили гонения и нашли утешение и смысл в вере. Их книги. 
1:11:28 Наука и религия.

Материалы о.Прокопия, упоминаемые в беседе:

Аудио лекции цикла "Зазеркалье" и "Остаться человеком" (5 частей) 

Статья "Победа – не только на войне, но и – над войной внутри себя. Некоторые физиологические аспекты ПТСР и Боевой Психической Травмы в контексте смысловой вертикали, позволяющей преодолеть их" 

Прочее

О вере и кризисе веры. Иеромонах Прокопий (Пащенко) и Анна Леонтьева 

-13

ПРИЧАСТИЕ, ИСПОВЕДЬ

Статьи протоиерея Дмитрия Галкина

Брошюра, составленная протоиреем Димитрием Галкиным «Пояснения к Таинствам Исповеди и святого Причастия»

Также хороша статья протоиерея Дмитрия Галкина «Несколько слов о христианском образе жизни» 

Материалы иеромонаха Прокопия Пащенко

Беседа "О молитве, про заповедь о любви и щеку, об исповеди"
Беседа "Об Исповеди и Причащении школьникам"

Книга «"Победить свое прошлое": Исповедь – начало новой жизни».
Электронная версия книги выложена на сайте Соловецкого монастыря, в разделе «Пастырская страничка», в подразделе «Исповедь».

О Исповеди иные авторы

Подробнее о исповеди, в чем можно каяться, – книжечка архимандрита Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди»

Священник Александр Ельчанинов, "Беседа перед исповедью"
Протоиерей Владимир Воробьев, "Покаяние, исповедь, духовное руководство" 

КНИГИ

Подборка «Как, что, по какой теме почитать с целью формирования христианской картины мира?»

(список книг и источников, упоминавшихся в одноименной беседе (в 2-х частях) иеромонаха Прокопия)
Подборка представляет собой сопровождение к двум беседам о чтении

часть 1 

часть 2

-14

Беседы родились из вопросов паломников, интересующихся, что они могли бы почитать, чтобы развиться в христианской жизни. Главным критерием для отбора источников в список являлся принцип соотносимости друг с другом. Список составлен исходя из доступности понимания, ёмкости, практичности знаний. Чтобы их можно было включить в непротиворечивую картину действительности.

В первом видео рассказывается непосредственно о самом чтении, потом делается переход к списку источников, и насчёт каждого источника дается краткий комментарий. В тексте кратко (по сравнению с беседами) рассказывается о чтении, список источников по сравнению с беседами – расширен, источники в тексте приводятся практически без комментариев (или с краткими комментариями).

Список книг, сам процесс чтения, являются важными «конструкциями» в построении здания христианской жизни, другими «частями» которой являются лекции и тексты, подготовленные по иным темам

(примерный план «строительства» см. в статье «Опыт разработки актуальных вопросов пастырского окормления мирян»)

-15