Александр Ночвин провел в местах не столь отдаленных 29 лет. Он был легендой преступного мира. Большую часть своей жизни он провел, «мотая срок» в лагерях от Заполярья до Дальнего Востока. В 2000 году Александр Ночвин в очередной раз вышел на свободу и решил «завязать» с преступным прошлым. Ему в то время было 49 лет.
После смерти жены он переехал жить в одно из сел Хабаровского края. В то время населенный пункт насчитывал всего 65 жителей. Здесь в 2010 году Ночвин решил создать сельскохозяйственную коммуну для тех, кто хотел покончить с криминальным прошлым и вернуться к нормальной жизни. Мысль эта пришла не сразу.
«Все получилось, можно сказать, случайно. Сначала приехал один знакомый – тоже бывший заключенный. Потом приехал другой. Так и стало все организовываться», - рассказывал Ночвин.
В то время мужчина заработал приличные деньги, работая на заготовке леса. Финансы были вложены в покупку электроподстанции. После этого жители коммуны смогли приобрести две пилорамы.
Они вручную выкорчевывали пни, расчищали места под дома и огороды. Община стала заниматься сельским хозяйством, выращиванием овощей, разведением скота. Несколько человек трудились на лесозаготовках, строительстве, сборе и продаже дикоросов. На территории коммуны стали появляться жилые дома, столярный и слесарный цеха, загоны для животных.
Постепенно коммуна стала чем-то большим, чем просто товариществом бывших заключенных. Члены общины стали следить за дорогами в селе, ремонтировать мосты, ухаживать за местным кладбищем. Все памятники в селе были также восстановлены силами бывших уголовников.
За первые 6 лет существования коммуны через нее прошло около 50 человек. Кто-то мог прожить одну зиму, чтобы потом уехать. Однако основной костяк успел сложиться. В 2016 г. в общине постоянно проживало 10 человек со своими семьями и детьми. Сам 65-летний Ночвин женился во второй раз, у него родилась дочь. Через три года община насчитывала уже 22 постоянно проживающих.
В коммуне существовало несколько неукоснительно соблюдающихся правил. Все должны были работать, чтобы обеспечить себя продуктами и необходимыми вещами (зарплату никто не получал). Спиртное не приветствовалось. Тех, кого тянуло к преступной жизни, просили немедленно покинуть общину.
«Нет таких моментов, чтобы постоянно проживающие здесь люди снова вернулись к криминальной жизни», - рассказывал мне председатель.
Товарищество привлекло внимание государства как экономической базы будущего центра ресоциализации бывших заключенных. Правительство выделило несколько участков земли, грант, появились спонсоры.
Многие СМИ рассказывали о жизни уникальной коммуны, приводя в пример позитивное влияние труда на бывших зеков. Но летом 2021 г. один из жителей общины убил Александра Ночвина. Я не помню мотива или других обстоятельств преступления. Знаю случаи, когда в волонтерских центрах, где привечают бродяг или тех же бывших осужденных, иногда имеют место «бунты» отдельных личностей, когда им запрещают делать то, к чему они привыкли на вольнице (пить, например). Возможно, это и послужило причиной трагедии.