Окончание новогодне-рождественских праздников омрачилось массовыми ДТП на платных дорогах. Не обошлось и без погибших
Не хочется говорить именно так, но очень похоже на то, что массовые дорожно-транспортные происшествия на платных дорогах уже становятся у нас традицией. Недоброй. Так было и прошлой зимой, с них же начался и этот год.
Самыми трагическими оказались восьмое и девятое января, когда с разницей в несколько часов массовые столкновения автомобилей произошли сразу на севере и на юге европейской России.
Сначала на трассе М-11 "Нева" столкнулись нескольких десятков автомобилей в Новгородской области, а затем фактически то же самое случилось и в Ростовской, на М-4 "Дон". На юге, к счастью, обошлось без погибших.
ДТП в Новгородчине стало, по моим данным, самым массовым из зафиксированных в России: в нем пострадало 66 автомобилей. И погибло четыре человека, причем трое — из одной семьи.
Но какими бы тяжкими ни были последствия нельзя забывать о причинах этого столкновения. А они точно не известны до сих пор, несмотря на то, что прошла уже неделя. Постепенно всплывают все новые подробности, порой противоречащие ранее известным фактам, которые, казалось бы, уже точно установлены. А также видеозаписи с регистраторов как участников ДТП, так и тех, кому повезло не угодить в этот крутой замес.
Сначала называли виновником первого столкновения некоего 70-летнего деда на синем Chery, мол, это он из-за летней (по другим данным — лысой) резины кого-то тюкнул и встал поперек потока в первом ряду. И тогда уже в него врезалась Honda, в которой ехала семья с двумя маленькими детьми. Именно из этой машины погиби трое.
Но погибли все не в машинах, а выйдя из них на проезжую часть. И это на автобане, да еще зимой! Та же участь постигла и деда из Chery…
Но нашлись свидетели, утверждающие, что тот Chery был вовсе не первым столкнувшимся.
Конечно, знать, кто был первым — важно. (Ведь тогда, как ошибочно думают некоторые, на него можно будет списать практически весь ущерб.) Однако куда важнее выяснить причину первого столкновения. А она, по утверждению практически всех участников этого массового контакта, кроется в состоянии проезжей части.
В тот день в регионе шел снег, и оператор дороги принимал меры для ее очистки от падающих с неба осадков. Да, снега на проезжей части было действительно мало. Но этого недостаточно! Все в один голос говорили об очень скользкой поверхности дороги. То есть, снег счистили, а песком или реагентом дорогу не обработали. Отсюда и скользкость.
Таким образом, напрашивается вывод, что «Автодор» не обеспечил безопасных условий пользования дорогой, несмотря на то, что взял за это плату.
Однако помимо ненадлежащего содержания дороги у произошедшего видятся и другие причины. Назовем их конструктивными. Точнее, конструктивными недостатками. Это отсутствие обочин и наличие отбойника с правой стороны.
Мы помним, как строили эту дорогу. Быстро строили, стремясь (во-первых) отрапортовать наверх и (во-вторых) как можно быстрее начать стричь бабло. Ну, и вложиться как можно дешевле. Поэтому обочин не сделали, а правый отбойник возвели как можно ближе к первой полосе. В итоге получилось, что при неизбежной угрозе столкновения, как это вышло 8 января, у водителя машины, увидевшего неожиданное препятствие, нет никакого шанса уйти на обочину или даже в кювет. Ему остается только бить того, кто остановился перед ним.
Снизить число участников этого глобального замеса могли бы места для отдыха (ишь, размечтался!), технологические съезды или даже большее количество АЗС, кафе и других объектов придорожного сервиса. Туда тоже можно было бы на время приткнуться, чтобы не обострять ситуацию.
Но ничего этого на новой платке нет!
Сразу, как только стало известно о массовом ДТП с погибшими, Следственный комитет объявил о возбуждении уголовного дела по статье 238 УК РФ — выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни. По части 3 ее (повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц) виновным грозит до 10 лет лишения свободы. А новгородская полиция возбудила другое уголовное дело — по статье 264 (ч.5) «Нарушение водителем правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц» — до 7 лет.
По сути дела, теперь все, так или иначе (физически или материально) пострадавшие в кошмарном замесе на М-11, могут спросить с «Автодора» по закону «О защите прав потребителей» компенсацию полученного вреда за некачественно оказанную услугу. Кстати, никакой скидки либо освобождения от оплаты тем, кто не по своей вине застрял на М-11, «Автодор» не предоставил.