В 2004 году из-за экономических трудностей в Сальвадоре была отменена собственная денежная единица колон, а вместо нее национальной валютой стал доллар США. Латиноамериканское государство таким образом стало полностью зависимым от притока долларов из-за рубежа, потому что само по понятной причине проводить эмиссию не могло. В сентябре 2021 года президент Сальвадора Найиб Букеле пошел еще дальше, выступив в качестве идеолога новой реформы, в результате которой страна первой в мире начала использовать биткоин в качестве официального платежного средства, невзирая на негативную оценку этого шага со стороны Всемирного банка и Международного валютного фонда.
Продвигать введение биткоина президента Букеле побудило стремление приобщить граждан своей страны к банковским услугам и ускорить этим самым банковские переводы. Последнее было особенно важным для экономики страны, которая напрямую зависит от денежных средств, которые отправляют своим семьям сальвадорцы, работающие за границей. Подобные транзакции по различным оценкам до введения биткоина составляли приблизительно 20 % ВВП Сальвадора.
Осенью 2021 года Букеле обещал, что «в краткосрочной перспективе это позволит создать новые рабочие места и обеспечит финансовую инклюзивность». Стимулируя сограждан, около 70% которых использовали наличные деньги, открывать банковские счета и криптокошельки, президент пообещал перевести по 30 долларов каждому соотечественнику, если он заведет аккаунт в Chivo, национальной цифровой платежной системе, которая позволяет быстро пересылать доллары и биткоины, совершать валютно-обменные операции и снимать деньги в банкоматах. На эту инициативу было выделено 75 миллионов долларов. Но осенью 2021 года граждане не поняли замысел своего президента и проводили многотысячные демонстрации протеста против реформы.
Приступив к реализации реформы, власти приобрели 400 биткоинов на сумму в 21 миллион долларов. В дальнейшем, приобретая биткоины практически ежедневно, на конец прошлого года государство располагало 3144 монетами на ориентировочную сумму в 136 млн долларов. В декабре президент страны отчитался перед нацией об успехе реформы, заявив в своем телеобращении, что чистая прибыль в случае продажи криптовалюты составила бы около 3,7 млн долларов, что составляет более 2% от ВВП.
Первоначально все шло не очень гладко. В конце 2021 года страну настигли первые трудности в связи со снижением стоимости биткоина. Президенту настоятельно рекомендовали срочно продать криптовалюту и вернуться только к доллару, но вместо этого Букеле распорядился приобрести еще 150 монет и обратиться к МВФ за кредитом в 1,3 млрд долларов. Вполне логичным стало то, что в финансовой помощи было отказано, а МВФ еще раз призвал власти Сальвадора «сузить область применения нового закона, лишив биткоин статуса официальной валюты».
Найиб Букеле не внял рекомендациям, продолжая настаивать на том, что сохранение самой популярной криптовалюты в ее существующем статусе должно открыть для экономики Сальвадора новые возможности и привести к росту стабильности и благосостояния благодаря тому, что страна станет «выгодным направлением для инвестиций».
Следует отметить, что надежды властей Сальвадора, если верить их же статистике, частично оправдались: в середине минувшего года министерство туризма отметило беспрецедентный приток в страну иностранцев, которых привлекла именно возможность свободно использовать криптовалюту практически для любых финансовых операций, будь то покупка продуктов, инвестиции или приобретение недвижимости. В страну начали приходить иностранные компании, специализирующиеся на торговле цифровыми активами. Министерство туризма в связи с этим даже заявило об изменении направления миграции: «иностранцы всего мира устремились в Сальвадор».
Только не все в Сальвадоре и за его пределами разделяют оптимизм властей, потому что помимо 120 млн долларов, вложенных непосредственно в покупку биткоинов, властями около 200 млн долларов было направлено на бонусы в 30 долларов для открытия криптокошелька, а также на создание инфраструктуры (установка банкоматов, предоставление широкополостного доступа в интернет, рекламу, рассчитанную на потенциальных инвесторов и т.д.). На этом фоне новшество, инициированное Найибом Букеле, выглядит провальным.
В последнем номере журнала Science за 2023 год был опубликован опрос около двух тысяч сальвадорских домохозяйств, по результатам которого констатировано, что «криптовалюта не получила широкого распространения и мало кто использует кошелек Chivo». Также незначительную распространенность второй валюты Сальвадора связывают с тем, что только чуть больше половины взрослого населения страны пользуются интернетом, и они загрузили приложение Chivo, поддавшись обещанию получить 30 долларов на счет, после чего только 20% опрошенных выводили средства из национального криптокошелька.
Невелика доля расчетов в криптовалюте и среди сальвадорских компаний, более 80% которых продолжает хранить свои средства и рассчитываться долларами, а не биткоинами. Это признает даже Моника Тахер, глава правительственного агентства по привлечению инвестиций, занимающегося государственным проектом по внедрению биткоина, которая считает, что популярность криптовалюты среди населения будет расти постепенно, для чего необходимо «наладить последовательный образовательный процесс».
Оппоненты президента Найиба Букеле считают переход на криптовалюту в качестве официального средства платежа «либо крупным провалом, либо крупной аферой», с сарказмом утверждая, что о ситуации с биткоином в Сальвадоре известно меньше, чем «о золотом запасе США в хранилище Форт-Нокс».
Александр Черный