Итак, коллеги и дорогие читатели Дзен-канала "Факторы смысла". В эти морозные праздничные дни я продолжаю ставить на себе безжалостный эксперимент. Лозунг у моего эксперимента такой: "А вот я докажу сам себе, что могу все-таки научиться понимать английскую речь на слух!". Зачем? - Ну хотя бы, чтобы видеолекции по специальности без субтитров слушать от англоязычных ученых-специалистов.
У меня в 20-м веке для восприятия английской речи на слух было 0 целых и 0 десятых процентов возможностей. Даже не буду уточнять, почему я не мог ездить на международные научные конференции, хотя по моим работам меня туда приглашали. Мой навык чтения журналов по моей специальности забежал далеко вперед (спасибо, что в Ленинке такие журналы были тогда вполне доступны). Чтобы понять фразу, произнесенную на слух, мне надо было ее вначале обязательно "мысленно увидеть на письме", ибо перевести на русский язык я мог только письменный текст, а не звучащую речь. Естественно, что такое я успевал делать, если говорящий произносил фразу в очень медленном темпе - даже более медленном, чем ведущий телепередачи "Спокойной ночи, малыши". Не всякие люди вообще умеют так медленно говорить...
В общем ситуация заурядная на самом деле, знакомая многим. И сейчас, даже в эпоху Интернета особой практики разговорной речи (и понимания речи на слух) очень многие наши специалисты не имеют. Поэтому навык аудирования отстает. А ведь в нормальной, естественной ситуации он должен, наоборот, опережающим образом развиваться по отношению к другим трем языковым навыкам - чтению, говорению и письму (!). Ведь вначале ребенок, который и есть тот самый native speaker (природный носитель языка), слышит целостную фразу от взрослых и понимает ее целостный смысл, а лишь поздней - благодаря спонтанной аналитико-синтетической работы его мозга (самообучающейся нейросети) - возникает способность к расчленению целостной фразы на слова и обратная сборка - в виде целостной фразы, но уже немножко новой по содержанию, что происходит у детей за счет интуитивного освоения правил грамматического синтеза (ИНТУИТИВНОГО!).
Я совсем не хочу здесь рекламировать тренажер Puzzle English (ниже Вы можете почитать мою статью, где я критикую его за очевидные недостатки, а вовсе не превозношу в рекламной восторге). Но я выбрал именно этот тренажер, так как он в основу своих упражнений положил МЕТОДИКУ СБОРКИ: фраза предстает учащемуся на экране в виде перемешанного набора слов, и задача в том, чтобы собрать из этих слов правильную последовательность, опираясь на голос диктора.
Но... я пишу это все не ради того, чтобы поднять узкую тему языкового обучения. Я хочу сформулировать здесь 2 проблемы, которые возникают в работе с ЛЮБОЙ системой дистанционного (компьютерного) обучения.
Для человека, которые прикладывает неимоверные волевые усилия, чтобы преодолеть свои эмоциональные барьеры и комплексы, чтобы не скиснуть при самых первых обескураживающих неудачах, очень важно, чтобы система дистанционного обучения (СДО) дружественно отрабатывала по крайней мере 2 принципиальные вещи:
1) АДАПТАЦИЯ ПО ТРУДНОСТИ: система СДО должна давать задания оптимальной для данного учащегося трудности, то есть попадать в так называемую "Зону Ближайшего Развития" (ЗБР) данного конкретного пользователя. Иначе... сталкиваясь со слишком трудными заданиями, когда ошибок оказывается более 25% в каждой серии (в каждом сеансе), почти все пользователи не выдерживают и бросают занятия. Ошибок должно быть не больше 15% (!), а лучше - в районе 10%.
2) ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ О ПРОГРЕССЕ: система СДО должна показывать Вам обязательно, что Ваши усилия дают определенный ПРОГРЕСС - что Вы не стоите на одном месте, но намечается хотя бы небольшой позитивный сдвиг - хотя бы небольшой рост, то есть видите, что сегодня Вы набрали больше очков, чем вчера, и постепенно начинаете побеждать в соревновании с самим собой!
Об этом самом "соревновании с собой" я уже не раз писал на своем Дзен-канале в других статьях, посвященных тренингу самосовершенствования (в игре с компьютером в шахматы, в работе с тестами на логику или эрудицию). Чтобы наращивать собственный конкурентный потенциал, надо научиться прежде всего побеждать самого себя...
Если Вы взялись чему-то учиться, но видите, что система СДО не обеспечивает для Вас решение этих двух задач, то немедленно бросайте данную систему и ищите другую - более современную, совершенную и дружелюбную. Такие в наше время уже есть (!).
Увы, разработчики нередко не справляется даже с первой задачей. А уж про вторую... вообще забывают очень часто. Да, они пытаются возбудить у нас "здоровую соревновательную мотивацию". Например, разработчики Puzzle English показывают Вам регулярно ваше место в рейтинг-списке, в котором Вы... находите свою аватарку где-то в третьей сотне среди других участников, которые гораздо успешнее, чем Вы, справляются с освоением материала. И эти другие, о Боже, набирают столько очков в течение суток, что у Вас опускаются руки (!).
А вот зачем загонять своего клиента "под плинтус", скажите, пожалуйста? Он и без этого готов посыпать свою старую голову пеплом, надеть на себя простыню и уныло ползти на кладбище. Вы дайте внятно и четко информацию прежде всего о том, как продвигается Ваш клиент по сравнению... не с теми, кто уже есть корифеи и профи, а по сравнению с ним самим "вчерашним"! - Вот что НЕОБХОДИМО людям.
Но... у нас ведь разработчиков сайтов очень плохо образовывают в плане психологии. Поэтому они думают, что пользователей надо бы как-то...эмм... "подхлестнуть". Ну вот как могут, так и подхлестывают.
А Вы дайте человеку ощущение, что он поставил сам перед собой ПОСИЛЬНЫЙ ПЛАН на день и в конце дня добился выполнения плана - достиг своей цели. Ну как будто прошел "заветный уровень" в компьютерной игре. Дайте человеку позитивные самооценочные эмоции. И тогда он от Вас никуда не уйдет! Станет Вам преданным как собака!
Ниже я даю картинку этого человека на фотке, который так радуется, так радуется, что даже не подозревает, что становится... преданным как собака!
А еще ниже Вы найдете ссылку на мою БОЛЬШУЮ статью, написанную как репортаж о моем опыте борьбы с Puzzle ENglish. Но это уже статья не для всех - не для учащихся, а больше адресована именно разработчикам систем СДО. Впрочем, некоторые любознательные читатели смогут и по ней что-то понять важное для себя. Я в этом уверен!
А вот и обещанная ссылка на более подробный репортаж:
Фото обложки попало в галерею Яндекс-картинки с сайта mykaleidoscope.ru