Какой же уважающий себя меломан сейчас не собирает винил?! Каждый собирает винил, а если не собирает, то это и не меломан вовсе. Даром, что сейчас этого самого винила хоть вагонами вывози и многоэтажные дома из него строй. При этом на рынке есть всё: от раритетных пластов тогдашнего рока до буквально в этом году записанных авангардных чикидэнс танцевальных опер, сыгранных на мусорном пакете. В общем любой, даже самый требовательный и взыскательный, вкус будет удовлетворён виниловой пластиночкой. Но то нынче, а прежде было всё же как-то иначе. Ну где-то там в Японии или Североамериканских штатах не совсем иначе, а вот в наших широтах – однозначно это дело выглядело по-другому.
Не, конечно же в СССР виниловый рай тоже был. Как без него. Вот только издавалось на нём в основном не совсем то, чего хотелось тому самому усреднённому меломану. Безусловно всякие там ВИА и прогрессивная эстрада пользовались спросом. Даже записи избранных речей генеральных и не очень секретарей разметались с полок с большой, правда, принудительной охотой. Но не было главного. Зарубежная популярная музыка до отечественного меломана практически не доходила. Только очень сильно проверенные на идеологический предмет исполнители с отдельной идеологически-верной песенкой могли прозвучать на каком-нибудь сборнике типа «Мелодий и ритмов зарубежной эстрады». Правда можно было ещё прикупить незаконно ввезённую пластиночку на «чёрном рынке», но то был вариант крайне дорогой. А хотелось же прийти в магазин «Мелодия» и за традиционные 2 руб. 50 коп. взять «коржик» пусть даже сборник лучших песен, но группы Свинцовый Дирижабль. А такой вот возможности не было. Ибо не делали такого продукта.
Было так практически всегда, пока не случилась перестройка и не накатила гласность. Вот тут-то и началось нереальное – правильно сориентировавшиеся в ситуации АнТропы, SNC и прочие ЛадЪи стали выпускать практически полностью пиратский, но тот самый вожделенный отечественному меломану контент. И ладно бы если бы это был бы тогдашний параллельный импорт, но нет – это были именно переиздания классики английского и американского рока на советских пластах, откатанных на мощностях «Мелодии».
Но и это всё было после. А вот сперва была одна приинтереснейшая серия пластинок, именуемая «Архив популярной музыки». Особо расписывать её историю я не буду, ибо нынче в интернетах про неё можно много где и чего почитать. А вот на своих эмоциях от этой дивной серии виниловых пластинок я (в свойственной мне манере) как раз остановлюсь поподробнее. Ибо благодаря (в том числе) этим пластинкам мой вкус стал таким, какой он есть. Проникали они в мою 6-8 летнюю жизнь через родственников, друзей родителей и родителей моих друзей. И это было для меня, тогдашнего ребёнка, как-то одновременно немыслимо (дяди поют песни на совершенно мне непонятном языке, но это прям как-то круто) и восхитительно (музыка, которую эти дяди играют какая-то совершенно непривычная, но дивная и завораживающая). Сразу же оговорюсь, что «импортный» рок с тех самых фирменных коржей я уже, не смотря на свой нежный возраст, уже слышал. Но вот конкретно у этих пластов был свой уникальных советский флёр – конверты были без каких-либо разворотов, все названия песен и самих компиляции были переведены на русский язык, ну и конечно же оборотная сторона конверта каждой пластиночки сопровождалась адресной статьёй «музыкальной редакции о нелёгком пути антибуржуазного творчества в западной культуре». В этом во всём было что-то совершенно запредельное и заманчивое.
По странному стечению обстоятельств первой пластинкой, попавшей мне в руки, была первая по каталожному номеру серии пластинка группы Дорз «Зажги во мне огонь». В целом это был очень даже классный сборник лучших вещей товарища Моррисона и его сподвижников. Сейчас, если честно, я уже и не помню, какая именно песня меня тогда очаровала сильнее прочих. Точно помню, что композиция «Конец» мне показалась настолько необычной и страшной, что я старался её не слушать. Переоценка произошла этой вещи и группы в целом произошла куда позже, где-то лет через десять.
Вторым номером этой серии была пластинка с подборкой хитов Стиви Уандера «Солнце моей жизни». В отношении этого малого стоит сказать, что в те годы на территории СССР этот позитивный и во всех смыслах солнечный музыкант был куда более популярен, чем сейчас в России. Вот как раз его нет-нет, да издавали на тех самых «мелодиях и ритмах». Поэтому даже для меня маленького именно эта подборка не стала откровением. Но позитивное настроение она создавала, это факт. Любопытно, что попала она ко мне в руки одной из самых последних в череде пластинок серии.
А вот второй пластинкой из серии, которую я послушал, стала третья – группа Криденс «Бродячий оркестр». Как я уже сейчас понимаю, тогдашние редакторы ну никак не могли пропустить полное название группы. Святая вода и всё такое. Но с другой стороны все тогдашние меломаны этот коллектив никогда полностью и не проговаривали – Криденс он и был Криденс. А сборник этот был поистине шикарный. Действительно подборка лучших и однозначно захватывающих вещей коллектива. Я уже когда-то писал, что именно благодаря этой пластиночке эта самая группа стала для меня одной из самых любимых в череде рок-банд 60-ых. Сейчас меня удивляет другое: а почему же советская редактура не издавала Криденсов раньше? Тут же что не песня, так либо нелёгкая жизнь трудяги, либо красота родного леса, либо великолепие романтики больших дорог. Так-то содержание песен братьев Фогерти очень даже соответствовало тогдашней партийной молодёжной повестке. Но вот как-то не сложилось.
А потом ко мне в жизнь ворвались они – свинцовые ребята. Удивительно, но как-то до Лед Зеппелин «Лестница на небеса» я этих самых Зеппелинов не слышал вовсе. А тут вот услышал. Ну и меня просто снесло куда-то. Я слушал эту пластинку несколько раз на дню. Магия была ещё и в том, что сторона А начиналась с умопомрачительной Песни эмигранта, а сторона Б – с невероятного по груву и мощи Чёрного пса. Соответственно было легко найти любимую песню и запустить снова её к прослушиванию. Из-за такой вот частоты ту пластинку мои родные от меня регулярно прятали и выдавали на послушать только если я себя хорошо вёл, получал пятёрку в школе, мыл посуду и всё такое.
С другими классиками хард-рока я так же познакомился благодаря именно этой серии. Правда Дип Пёрпл «Дым над водой» я так часто не гонял. С одной стороны оно было по тому, что это была пластинка отца моего одноклассника, и послушать её можно было только на вечерок раз в месяц, но и с другой стороны как-то не проникли Пёплы мне в душу настолько глубоко, насколько это получилось с Зеппелинами. Но однозначно Шаровая молния, Ребёнок в наше время (почему хоть так перевели?! ну да ладно, так даже интереснее) и Звезда шоссе меня прям взволновали не на шутку.
Потом в моей аудиотеке проездом оказались две загадочные пластинки. Принесли мне их буквально на вечер – послушать и при желании переписать. Я послушал, но переписывать не стал. Во-первых, «Человек со звёзд» Дэвида Боуи показался мне действительно каким-то далёким, космическим и от того не понятным. Парадоксальным было то, что этот диск был, пожалуй, самый редким и трудноуловимым из всей серии не смотря на то, что тираж у него был ровно такой же как и у прочих. Но как?! Почему?! Ведь Отечественный слушатель даже сейчас в большинстве своём переспрашивает "А кто это - Боуи?!". Паноптикум и только. Впрочем, как и всё творчество Дэвида. Не менее странной мне показалась и вторая пластинка. Удивительно, но факт – про Элвиса Пресли я в детстве много слышал (король рок-н-ролла и всё такое), но не разу его самого не слушал. Ну и послушавши Элвиса Пресли «Всё в порядке» я был удивлён тем, что это всё так просто и незатейливо. Я-то ждал какого-то королевского ого-го, а тут простенький и непринуждённый музончик. Причём тут панк, насилие, искажение внешней политики СССР?!
Это всё было как бы ещё в глубоком детстве – детский сад, начальная школа и всё такое. Но вот две пластинки из серии меня настигли уже в старшей школе. Нет, слушать эти два пласта я пробовал и раньше, просто понять от чего Элтона Джона отечественные редакторы суют в рок у меня не получалось. «Это ж какой-то Яак Йоала поющий песни Юрия Антонова,» - думалось мне в порыве детского радикализма. Ну и к тому же пластинки выходили в каком-то явно не том порядке – 9 том «архивов» «Твоя песня» был явно куда более хитовее 7 тома «Городской бродяга» . Но слушал же я это всё по порядку и по мере выхода. Поэтому только с годами я «раскушал» раннего дядю Джона.
Совершенно отдельным особняком стоят в этой серии Роллинг Стоунз. Им здесь было отведено аж три диска. Конечно самые ударные хиты были собраны на «Леди Джейн». Уже в середине 90-ых эта пластинка в наших провинциальных пампасах стала каким-то отдельным культом в среде местных рок-музыкантов. Видимо всем хотелось играть вот так вот просто, но очень круто. «Игра с огнем» хоть и вышла раньше, но была как-то послабее с точки зрения наличия всенародно любимых боевиков. Тем не менее, и она носила характер культовой и любили её почему-то преимущественно панки. Вот почему, даже ума не приложу. Как хоть тот самый дистрой 90-ых может быть связан с ритм-н-блюзом и рок-н-роллом?! В общем много странного было на земле орловской. «Все вместе» включала материал самого психоделичного периода творчества группы и тут уже не было почти ни одного хита. Культовой в узких кругах неформалов моей малой родины может она тоже была, но мне про это уже ничего не известно. Известно только то, что она стала последнее пластинкой серии «Архив популярной музыки». Честно говоря, лично я очень ждал продолжения, тем более в каком-то журнале году эдак в 1990 я прочёл о том, что серию планируют продолжать и будут издавать Боба Дилана, Дженис Джоплин, Джимми Хендрикса и много кого ещё. Но вот что-то помешало фирме «Мелодия» осуществить задуманное. А жаль.
Есть ли у вас подобные «виниловые» воспоминания про зарубежную музыку, изданную советским музпромом? Если есть, то поделитесь обязательно. Мне оно будет интересно.
У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.