329,5K подписчиков

НПЗ вышел из строя. Россия в шаге от нового топливного кризиса?

34K прочитали

В начале января Нижегородский НПЗ, который принадлежит компании "Лукойл", значительно сократил выпуск бензина. Причина - выход из строя западного оборудования, которому требуется замена или ремонт, что в условиях санкций в кратчайший срок сделать невозможно.

Отмечу, что Нижегородский НПЗ является одним из крупнейших предприятий по производство моторного топлива. В 2022 году он переработал 15 млн тонн нефти, что составило 5% от общего показателя по стране. На НПЗ имеется две установки каталитического крекинга. Первая вышла из строя в конце декабря. Правда, её быстро удалось отремонтировать, хоть и со снижением объема выпуска. И вот в начале января поломка случилась уже на второй установке. Здесь ситуация носит уже более серьезный характер. По предварительной информации исправить все проблемы будет возможно к весне. В целом, это не самый плохой вариант, однако необходимо понимать, что подобные поломки могут стать частой историей.

Выпадающие объемы бензина можно оценить в 200 тысяч тонн в месяц. В 2022 году общее потребление составило 41,9 млн тонн (3,5 млн тонн в месяц в среднем). Двести тысяч от этого значения составляет 5,7%. Однако сейчас пока что ещё продолжается низкий сезон и, надеюсь, весной "Лукойл", действительно, возобновит производство на Нижегородском НПЗ в полном объеме.

Министерство энергетики России пообещало, что никаких проблем с обеспечением внутреннего рынка не возникнет. Так, выпадающие объемы будут компенсированы за счет снижения экспорта, а также доставкой топлива с других НПЗ. Отмечу, что Минэнерго, видимо, помня опыт топливного кризиса конца августа - сентября прошлого года, решило не повторять ошибок и оперативно отреагировало на ситуацию. Тем не менее, доставка бензина в тот же Московский регион с других НПЗ будет сопряжена с увеличением трат на логистику. Скажется ли это на ценах? Пока сказать сложно. Надеюсь, профильные ведомства возьмут данный вопрос на контроль.

Однако что важно понимать в этом контексте.

В начале января Нижегородский НПЗ, который принадлежит компании "Лукойл", значительно сократил выпуск бензина.

Пока отрасль будет существовать в режиме "свободного рынка", те или иные проблемы и мини-кризисы будут возникать постоянно. Обеспечение внутреннего рынка дешевым топливом, а также получение экспортных доходов являются стратегически важным для государства предприятием. Топливо не менее важно, чем, например, транспортная или финансовая инфраструктура. Производство бензина и дизеля уже не является сложным и высокотехнологичным делом, которое в обязательном порядке требует частной инициативы и конкуренции. Опыт работы государственных компаний в этом секторе показывает, что данный формат госуправления является не то что менее, но даже более эффективным, нежели работа частных фирм.

Или же возьмем близкую газовую отрасль. Фактическая монополия "Газпрома" и регулирование цен для потребителей через ФАС более-менее позволяет контролировать стоимость "голубого топлива" на внутреннем рынке, обеспечивая промышленность относительно дешевым (по сравнению с иностранными конкурентами) газом. Да, в секторе есть свои проблемы, но если сравнивать с нефтянкой, то преимущество госмонополии очевидно.

Консолидация нефтяной отрасли позволит решить сразу несколько задач:

  • Контролировать стоимость топлива и объемы его продаж на внутреннем рынке
  • Обеспечить государственной казне дополнительные поступления в результате реализации нефти/топлива на внутреннем и внешнем рынке за счет увеличения объема дивидендных выплат
  • Обеспечить управленческими и финансовыми ресурсами производство отечественного оборудования для добычи и переработки нефти
  • Выстроить полную производственную цепочку, начиная от НИОКР, заканчивая строительством танкерного флота

К слову, если иметь ввиду, что нефтяные компании должны заниматься не просто добычей и переработкой, а ещё и развивать смежные сектора экономики, то в качестве яркого примера можно привести судоверфь "Звезда", которой занимается госкомпания "Роснефть". За достаточно короткий срок было построено крупнейшее даже по мировым меркам предприятие, которое постепенно осваивает производство танкеров разных типов. По локализации выпуска также набран неплохой темп.

При этом хочу отметить, что к частным нефтяным компаниям никаких вопросов нет. Они работают весьма эффективно. Однако в рамках рыночной парадигмы, которая подразумевает, что логично, получение максимально возможной прибыли. Но для государства нефтяная отрасль не должна рассматриваться в качестве коммерческой. Целеполагание здесь должно быть совершенно другое: обеспечение экономики дешевым и доступным топливом, а также развитие и импортозамещение сопутствующих отраслей (от нефтесервисного оборудования до строительства танкеров). А сделать вышеописанное можно только тогда, когда отрасль консолидирована и находится под прямым государственным контролем. Осуществить выкуп долей частных компаний у контролирующих акционеров государство вполне может и по рыночной цене, либо с определенным дисконтом.

Не забываем ставить лайк :)
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!